Гласные после шипящих в суффиксах имен существительных. Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных

  1. о , в соответствии с произношением:

    а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирáжем – в фотографии, пейзáжем, престúжем, типáжем, тоннáжем, хронометрáжем; плáчем; апáшем, плю́шем; óвощем; дáчей, нóшей, пúщей );

    б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужóго, большóго (ср. безударные окончания: ры́жего, хорóшего );

    в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок ), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок ), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка );

    г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый ), -он (с беглым о : смешон );

    д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо .

  2. После шипящих п о д у д а р е н и е м пишется е(ё) , хотя произносится о :

    а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт ;

    б) в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать ;

    в) в суффиксе -ёвк- отглагольных существительных, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка – от прилагательного ножовый );

    г) в суффиксе -ёр- существительных, например: стажёр, ретушёр ;

    д) в суффиксе -ённ-(-ён-) страдательных причастий, например: сражённый, орошённый, прекращённый; сражён, орошён, прекращён; в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость ;

    е) в предложном падеже местоимения что : о чём, на чём; в словах причём , нипочём .

§ 36. Гласные после ц

  1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о , без ударения – е . Например: концóм – пáльцем, купцóв – торгóвцев, пальтецó – плáтьице, берцóвый – сúтцевый, окольцóвывать – окольцевáть .
  2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урахчинская основная общеобразовательная школа»

Рыбно-Слободского муниципального района

Республики Татарстан

«Написание О и Е после шипящих

в окончаниях и суффиксах

существительных и прилагательных»

(урок русского языка в 4 классе)

Подготовила и провела

учитель начальных классов Чугунова Любовь Николаевна

2016 год

Тема: Написание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

Цель: формирование правописания о, е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

Задачи: - выявить степень усвоения учащимися знаний о частях речи (существительные, прилагательные), морфем слова;

Создавать условия для развития навыков правильного написания букв О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных у младших школьников.

Развивать связную речь, творческое мышление, умение сопоставлять, анализировать и обобщать.

Тип урока : урок изучения нового материала.

УУД: предметные : применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные : освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Планируемые результаты : обучающийся научится объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Основные понятия: написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание

Ресурсы : Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник 1 ч.;

Байкова Т.А. Русский язык. 4класс: Тетрадь для самостоятельных работ №1; карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, таблицы с выводами и алгоритмом работы над написанием О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, план урока, презентация.

Формы работы : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Ход урока:

I . Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Начнем урок русского языка.

Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради, проверьте свою посадку, запишите число 12 декабря, классная работа.

Исследование языкового материала .

У: ребята. Обратите внимание на доску. На доске написаны словосочетания. Почему после шипящих поставлены разные гласные в следующих словах?

В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

сторож е вой катер пушистый снеж о к

в больш о м доме теплым луч о м

еж о вые рукавицы огромной чаш е й

Вы можете воспользоваться подсказкой. (разобрать слова по составу)

Учитель: Запишите в тетрадь слова с орфограммами после шипящих, выделите морфему. (Гриша работает на листочке)

В какой морфеме встречаются орфограммы правописания гласных после шипящих? Одинаково ли они пишутся?

Предполагаемый ответ : гласные суффиксе, окончании и пишутся по-разному.

У: о чем будем говорить на уроке?

ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА

Правописание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

(Тему урока на доску)

ПОСТАНОВКА целей урока учениками с помощью приёма домысливания

(продолжить предложения) :

1. Познакомимся ………..

2. Закрепим правописание …………

3. Проверим свои ………….

II . Актуализация знаний учащихся о правописании О и Е после шипящих в суффиксах существительных

У: Сейчас мы проведём ФИНК - РАЙТ – РАУНД РОБИН

Ваша задача подумать. Вставить нужные буквы на листочках. Потом по очереди зачитать свой ответ с листочка. (работаем в группах)

Д: вставляют нужные буквы

У: Ребята , возникли трудности при написании слов.

Д: да

У: какие трудности?

Д: написание букв о-е после шипящих

Что же получается? Проблемная ситуация

Д: Возникает проблема: какую букву надо написать после шипящих в суффиксе О или Ё.

У: как же решить проблему? Посмотрим в какой части слова находится данная орфограмма?

Для этого необходимо узнать, от основы какого слова образованы данные слова.

Д: Слово бочок образовано от основы слова бок при помощи суффикса -ок. Значит эта орфограмма находится в суффиксе.

Запись в тетради столбиком слов: бок-, баран-, т.д.

Чтение плаката Летучей Мыши на с 135

В СУФФИКСАХ существительных под ударением пишется О, без ударения - Е, если эти существительные образованы от других существительных:

мужич о к – (от мужик);/

скворчонок – (скворец);/

овражек – (от овраг);/

У: Расставляем ударения в словах на листочках. Проверяем, правильно ли вставили пропущенные буквы после шипящих, используя правило. Записываем данные слова. Какое чередование видим? (к/ч, н/ш, т.д.)

III . Упражнения на закрепления написания О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных

    Упражнение 103, с 103

У: Прочитайте стихотворные строки.

Д: Нарезал горький луч(ё\о)к старич(ё\о)к

Поужинал им и залёг боч (ё\о)к.

У: Выпиши слова с суффиксом -ок- столбиком. Рядом с каждым из этих слов запиши слова, от основы которых они образованы. Покажи видимое на письме чередование согласных [к ] \ [ ч ].

Д: лу ч ок – лу к

стари ч ок- стари к

бо ч ок – бо к

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Наклонились вправо, влево

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

IV . МИКС ПЭА ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН)

У: Что такое существительное?

Д: Имя существительное это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется под ударением?

Д: в суффиксах существительного под ударением пишется О.

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется в безударном положении?

Д: В безударном положении в суффиксах существительного пишется буква Е

У: Что такое имя прилагательное?

Д: Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

У: А какие буквы пишутся в суффиксах прилагательных после шипящих?

V . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных

Правило летучей мыши стр.136.

У пражнение 105, с 137

А) У: Прочитайте задание про себя. Стол №… Участник №… , скажите, что нужно делать.

Д: От основ существительных нужно образовать прилагательные с помощью суффикса -ов- или -ев- и записать их. В получившихся словах нужно поставить ударение и выделить суффикс.

(взаимопроверка)

У: У вас на столах есть карточки со словами. У меня тоже есть карточки со словами. Я поднимаю карточку, а вы составляете словосочетание, выбрав из списка подходящие по смыслу существительные и поставив их в нужную форму.

1 группа слова прилагательные: ключ…, камыш…, морж…, ёж… .

2 группа слова существительные: вода, заросли, ус, семейка.

У: Составьте два предложения, в которых будут использованы все четыре словосочетания.

Д: например: Ежовая семейка пошла за ключевой водой. Вдруг из камышовых зарослей появился моржовый ус.

VI . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных

Правило летучей мыши, стр.137

Выполнение упражнения 106, стр.137

VII . Итог урока Рефлексия. ( Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Наш урок подошёл к концу.

Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.

Возьмите тот смайлик, который скажет о вашем настроении на уроке.

    Какую цель мы перед собой сегодня ставили в начале урока?

    Приложение

    В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

    сторож е вой катер пушистый снеж о к

    в больш о м доме теплым луч о м

    еж о вые рукавицы огромной чаш е й

    Боч..к, бараш..к, снеж..к, барсуч..нок, веноч..к, платоч..ек, пастуш..к.

    ключ…

    камыш…

    морж…

    ёж…

    вода

    заросли

    ус

    семейка

Предмет: русский язык

Класс: 5 кл.

Тема урока: Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных

Тип урока : ОНЗ

Основные цели урока:

1) сформировать умение строить правила на примере правила написания О – Е после шипящих и Ц;

2) сформировать умение применять правило написание О – Е после шипящих и Ц;

2) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Универсальные учебные действия :

Регулятивные :

Высказывать предположения на основе наблюдений;

Формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;

Соотносить цели и результаты своей деятельности;

Определять степень успешности работы.

Познавательные:

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;

Группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование урока : проектор, интерактивная доска, ноутбук, раздаточный материал: 1) карточка с заданием для пробного действия; 2) таблица для задания на первичное закрепление во внешней речи; 3) карточка самостоятельной работы; 4) карточка с заданием на этапе включения в систему знаний; 5) цветные карточки.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I . Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм

Личностные:

уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1.Подводящий диалог

2.Морфемный разбор слов

Презентация Слайд 3:

ш..лковый, ч..рточка.

3. Задание на пробное действие (слайд 4):

Н а слайде представлены слова):

Шёпот дружок врачом

Н а слайде 5 представлены слова:

Дружок врачом овражек солнцем

4.Запись темы урока в тетрадь

Задает вопросы,

предлагает выполнить морфемный разбор, объяснить орфограмму.

− Сегодня новая тема, вы сами откроете еще одно новое знание. С чего мы обычно начинаем нашу работу?

Верно. С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.

Ребята, вспомните, что такое орфография?

− Как называется буква, написание которой вы должны определить по какому-либо правилу?

− Что такое морфема?

− Назовите виды морфем.

В каких морфемах могут встречаться орфограммы?

Выполните морфемный разбор слов, вставив пропущенную орфограмму. Графически обозначьте орфограмму.

На какую орфограмму пропущены буквы? Что вы повторили?

Прочитайте слова.

– Что общего у этих слов?

– А какие различия заметили?

Можно ли применить известное вам правило написания букв ё , о после шипящих? Почему?

– Сформулируйте тему урока.

Посмотрите на следующий слайд

–Уточните тему урока. Прочитайте название темы в учебнике

§ 99, стр 76 и сравните со своей формулировкой

Запишите тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы записывают слова

С повторения

Орфография – система правил правописания слов.

Орфограмма.

Это часть слова.

Приставка, корень, суффикс, окончание.

Во всех перечисленных морфемах.

Выделяют морфемы, определяют орфограмму, вспоминают правило правописание о-ё после шипящих в корне слова.

Существительные, есть шипящие, гласный под ударением.

Разные буквы после букв шипящих – ё и о .

Не в корне, а в суффиксе и окончании.

Слово с гласной е после шипящего и слово солнце, где вместо шипящего стоит буква ц

«Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных».

Предметные:

анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия.

Регулятивные:

находить и исправлять ошибки, оценивать. Коммуникативные:

осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

Регулятивные:

высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока

III. Выявление места и причины затруднения.

Что ещё нового предстоит узнать? Какова же цель вашей деятельности?

− Да, нам необходим план действий. Шаги плана уже есть, но они перепутались. Восстановите последовательность ваших действий.

В каких случаях пишется о , а в каких е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных.)

Составим план действий

Предметные и регулятивные:

искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Вывешивает на доску шаги в перепутанном порядке:

Предлагают свои версии

Предметные и регулятивные:

искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по выбранным основаниям.

Коммуникативные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V .Физкультминутка .

Вместе с детьми выполняет упражнения

Вместе с учителем выполняют упражнения

VI . Реализация построенного проекта.

Работа по слайдам 6-8

Прочитайте слова на слайде.

Укажите опознавательный признак орфограммы

- Назовите орфограмму букву –гласного в этих словах.

Предположите какое условие выбора букв о или е в словах каждого столбика будет главным?

−Сформулируйте правило.

Сравните свой вывод с текстом правила в учебнике на стр 76

−Теперь постройте алгоритм определения гласной после шипящих.

Читают слова на слайде, отвечают на вопросы.

Шипящие и ц.

Буквы о-е

Если в словах ударение падает на сомнительную гласную, то пишется О, если на другую букву – пишется Е.

В суффиксах и окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения е.

Читают правило в учебнике

Учащиеся предлагают свой вариант, согласованный вариант эталона фиксируется на доске

1. Найти шипящий(ц) перед гласным в слове.

2. Определить морфему с сомнительной гласной.

3. Определить часть речи

4. Поставить ударение.

4. Применить правило.

Предметные:

преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные:

свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII .Первичное закрепление учебного материала.

Применение полученных знаний на практике.

Заполнение таблицы данными примерами, работа по таблице на интерактивной доске, парная работа

− Что теперь надо сделать?

У каждого из вас на столе таблица. Закрепить умение применять правило написания О – Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных вам поможет следующее задание: распределите слова, находящиеся у вас на партах, в колонки таблицы.

− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?

− Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?

Надо научиться применять построенное правило.

Выполняют задание, часть слов проговаривают во внешней речи при заполнении таблицы на интерактивной доске, часть слов выполняют в парах.

Оценивают работу

Предметные и регулятивные:

строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу.

VIII .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

− Как проверить, усвоили вы новое правило или нет?

– У вас на партах лежат карточки с заданием

Вставьте пропущенные буквы.

− У кого возникли затруднения при выполнении работы?

− В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

− Вы все молодцы!

Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.

Выполняют работу, вставляют пропущенные буквы, после выполнения сопоставляют с эталоном самопроверки

Предметные: самостоятельно решать учебные задачи.

IX .Включение в систему знаний и повторение

Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему?

Первое задание (слайд 9) : Определите значения слов, подберите синонимы. Эти слова-синонимы должны содержать в себе изучаемую орфограмму. Объясните ее графически.

Проверьте себя по образцу

Второе задание – выборочный диктант. Я вам продиктую предложения, а вы на слух определите слова с изучаемой орфограммой и выпишите их в соответствующие колонки

Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.

Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.

Самопроверка по образцу

Предметные:

анализировать, строить рассуждения, делать выводы.

Предметные:

владеть приёмами выборочного аудирования.

VIII .Рефлексия учебной деятельности

Что нового вы узнали на уроке?

− Что необходимо сделать, прежде

чем мы закончим урок?

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чем у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

Узнали правописание букв О/Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных.

Подвести итог нашей работы.

Узнать правило правописания букв о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных

Регулятивные:

соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

IX .Домашнее задание

Параграф 99, выучить правило, упр.557

Записывают задание.

Приложения к уроку:

Карточки № 1.

Гласная

Морфема

суффикс

окончание

суффикс

окончание

Образец для проверки

Гласная

О (под ударением)

Е (без ударения)

Морфема

суффикс

окончание

суффикс

окончание

Подушечка

Ландышем

Чертежом

Человечек

Старшему

Карточка № 2

Самостоятельная работа

Камыш..м

книж..нка

пейзаж..м

девч..нка

со страж..ей

с гусениц..й

руч..нка

пальтец..

с полотенц..м

прыж..к

Предложения для выборочного диктанта:

1) Лошади бежали рысцой.

2) Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей.

3) Плывет кораблик-солнышко, кругом лучи кольцом.

4) Грузовик остановился у покрытой плющом дачи.

5) Ласточка свила гнездо под крышей.

6) Над рощей пронеслась туча.

7) Подобрали ребята двух птенцов.

8) Мы любовались громадами снежных дворцов.

Образец для самопроверки:

Фразы для рефлексии:

Я знаю правописание г ласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных .

− Я знаю, в каких случаях пишется О, в каких – Е после шипящих и Ц.

− В самостоятельной работе у меня все получилось.

− Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

− Я доволен своей работой на уроке

1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют .

2. После ж, ч, ш, щ под ударением в соответствии с произношением пишетсяо :

· в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, чужой, большой;

· в суффиксах имён существительных и прилагательных: -ок (рожок, петушок ); -онок (медвежонок, мышонок ); -онк-а (книжонка, ручонка );-ов (ежовый, грошовый ); -он- (смешон );

· на конце наречий, например: свежо, горячо, общо (но ещё ).

3. После ж, ч, ш, щ под ударением пишетсяе (ё), хотя произносится о:

· в глагольных окончаниях, например: лжёшь, лжёт и т.д., печёшь, печёт и т.д.;

· в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: затушёвывать, перекочёвывать ;

· в суффиксе отглагольных существительных -ёвк -, например: перекочёвка, размежёвка;

· в суффиксе существительных -ёр , например: дирижёр, стажёр;

· в суффиксе страдательных причастий -ённ- (-ён-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый, напряжён, напряжённость, напряжённо;

· в словах, в корне которых под ударением произносится о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: жёлтый (желтеть), жёсткий (жестковатый), жёлудь (желудей);

· в предложном падеже местоимения что : о чём, на чём .

4. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о , без ударения – е , например: концом – танцем .

В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жокей, шоколад .

После ц в окончаниях и суффиксе - ын пишется ы : птицы, огурцы, белолицый, сестрицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и , например: станция, циновка, цинк, медицина .

Двойные согласные

Сочетание одинаковых согласных в слове создает определенную орфографическую трудность для их написания, так как в одних словах они произносятся как один долгий звук (вожжи ), в других – как один недолгий звук (класс ).



1. В корнях исконно русских слов двойные согласные встречаются редко, например: жжет, вожжи, дрожжи, можжевельник, ссора, Россия , одиннадцать .

2. Двойные согласные в корне, как правило, характерны для заимствованных слов: аллея, антенна, аппарат .

3. В первой части сложносокращённых слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грамзапись, групком.

Употребление прописных букв

1. С прописной буквы пишутся:

· имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, клички животных, мифологические существа и божества, действующие лица художественных произведений, географические и астрономические названия, названия государств, республик, например: Александр Сергеевич Пушкин, Иван Грозный, Пётр Первый (Пётр I),Зевс, Марс, Подмосковье, Памир;

· названия высших правительственных организаций и учреждений, а также наименования высших государственных должностей и почетных званий: Государственная Дума, Президент Российской Федерации;

· буквенные и звуковые аббревиатуры, образованные от имен собственных: МХАТ, ВВЦ.

2. С прописной буквы пишется первое слово:

· в сложных названиях министерств, научных учреждений, высших учебных заведений, в названиях праздников, исторических эпох и событий: Московский педагогический университет, День учителя, Петровская эпоха;

· в притяжательных прилагательных с суффиксами –ов (-ев), -ин, -ск (Иваново детство) , а также в прилагательных с суффиксом –ск, если они входят в состав наименований со значением «имени такого-то»: Нобелевская премия ;

· общепринятые сокращения наименований: Большой театр – Государственный ордена Ленина Большой театр.

3. Со строчной буквы пишутся названия цветов, образованные от имен собственных; частицы, предлоги, входящие в состав имен и фамилий: иван-да-марья, Бодуэн де Куртенэ.

4. Собственные имена, употребляемые в значении нарицательных, пишутся с прописной буквы, если они не утратили признак индивидуальности.

Правописание Н и НН в именах прилагательных

1.Двойное н пишется

· в суффиксах -енн -, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, революционный;

· на стыке основы, оканчивающейся на н , и суффикса н (лунный, законный ).

2. Одно н пишется суффиксах -ан- , (-ян-) (кожаный, дровяной);-ин- (соловьиный, куриный). Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н .

3. С одним н пишутсяприлагательные: багряный, пьяный, румяный, юный, зеленый, ветреный (но безветренный, проветренный).

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

1.В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется нн (как правило, эти причастия имеют приставки или пояснительные слова), в кратких – н : проверенные работы – работы проверены . В кратких отглагольных прилагательных сохраняется написание нн : ценное изобретение – изобретение ценно.

2. В прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, пишется н, если эти прилагательные не имеют приставки: учёные труды, раненые пограничники, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба .

3. С нн пишутся прилагательные глагольного происхождения на -ованный , -еванный (кроме жёваный и кованый ), например: балованный ребенок, корчёванный участок .

4. Два нн пишется в некоторых прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов: данный, деланный, священный, невиданный, негаданный, нежданный, неслыханный.

Правописание местоимений

1. В отрицательных местоимениях под ударением пишется не , без ударения –ни. Частицы не и ни пишутся слитно при отсутствии предлога (никто ), раздельно при наличии предлога, который ставится между частицей и местоимением (ни в ком ).

2. Сочетания не кто иной (другой), как…, не что иное (другое), как имеют значение противопоставления, в силу чего в них пишется (отдельно) отрицательная частица не.

Местоименные сочетанияникто иной не…; ничто иное не… , не связаны с противопоставлением и, как правило, употребляются в предложениях, в которых имеется отрицание. В этих сочетаниях используется частица ни, которая пишется с местоимением слитно, например: никто иной не мог этого сказать ;

3. Суффиксы –то , -либо , -нибудь и приставка кое - в составе неопределенных местоимений пишутся через дефис (что-либо ). При наличии предлога после кое- последняя пишется раздельно: кое с кем.

Правописание глаголов

Глаголы с неударяемыми личными окончаниями распределяются по спряжениям следующим образом:

· все глаголы на -ить , а также 6 глаголов на -еть : вертеть, видеть, зависеть, обидеть, смотреть, терпеть - и 4 глагола на -ать : гнать, держать, дышать, слышать - относятся ко II спряжению, и в них пишутся окончания -ишь , -ит , -им , -ите , -ат (-ят) ;

· все прочие глаголы относятся к I спряжению, и в них пишутся окончания -ешь , -ет , -ем , -ете , -ут (-ют) .

Исключение : глаголы брить и зиждиться - I спряжения (бреешь, бреют; зиждется, зиждутся ).

Приставочные глаголы следуют спряжению бесприставочных глаголов, от которых они образованы, например: выпить, выпьешь (ср. пить, пьёшь ) - I спряжения; выспаться, выспишься (ср. спать, спишь ) - II спряжения.

Глагол хотеть в ед. ч. имеет окончания I спряжения (хочешь, хочет ), а во мн. ч. окончания II спряжения (хотим, хотите, хотят ).

Глагол стелить употребляется только в инфинитиве и прошедшем времени, личные формы образуются от глагола стлать I спряжения.

Правописание наречий

1. Наречия с приставками в -, на -, за- имеют на конце (вправо, наглухо ). Наречия с приставками до-, из -, с - имеют на конце –а (досуха, изредка ).

2. Слитно пишутся наречия:

· образованные соединением предлогов с наречиями, например: доныне, извне, навсегда, послезавтра, донельзя, задаром ;

От таких наречий следует отличать пишущиеся раздельно сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных, например: до завтра , на авось , на нет (свести на нет), на ура ;

· образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо и т.д., надвое, натрое , но: по двое, по трое.

· образованные соединением предлогов с краткими прилагательными, например: досуха, замертво, издалека, наскоро, понемногу, попусту, потихоньку, сгоряча;

· образованные соединением предлогов с полными прилагательными и местоимениями, например: вкрутую, вплотную, врукопашную, зачастую, напропалую, наудалую, впервые, наверное, вничью, вовсю.

Примечание . Пишутся раздельно наречия этого типа, составленные из предлога в и моему, по-птичьи , по-немецки;прилагательного , начинающегося с гласной, например: в открытую .

3. Через дефис пишутся наречия:

· оканчивающиеся на – ому , -ему , -цки , -ски, –ьи с приставкой по -, например: по-

· оканчивающиеся на –ых , -их с приставками в- , во -, например: во-первых, во-вторых;

· образованные повторением слов или основ слов, например: еле-еле, чуть-чуть ;

· неопределенные наречия с частицами кое- , -то , -либо , -нибудь , например: кое-как, куда-либо, когда-то.

4. Раздельно пишутся:

· сочетания имен существительных с предлогами без (без устали ), до (до упаду ), в (в обмен ), на (на ходу ), за (за полночь ), с (с ходу ), по (по старинке ), под (под шумок ), от (от силы );

· некоторые сочетания переносного, образного значения (в корне не прав, это мне на руку, попасть в тупик ).

Правописание предлогов

1. Пишутся через дефис сложные предлоги из-за, из-под, по-над, по-за ;

2. Пишутся слитно предлоги ввиду (в значении «по причине»), вроде (в значении «подобно»),вместо , вследствие , наподобие , насчёт , сверх .

3. Пишутся в два слова предлоги в виде , в связи , в деле , в отношении , в течение , в заключение , в продолжение , в силу , за счет .

4. Предлоги в течение , в заключение , в продолжение , вследствие имеют на концее;

5. Предлоги невзирая на , несмотря на следует отличать от деепричастия с частицей не (не взирая на, не смотря на )

Правописание союзов

Чтобы отличить союзы тоже , также , чтобы от созвучных сочетаний то же , так же, что бы, нужно руководствоваться следующим:

· если же является частицей, ее можно, как правило, опустить, например: работать так же, как все - работать так, как все ; если этого сделать нельзя, значит, же входит в состав союза (также , тоже ) и пишется слитно;

· если бы – частица, ее можно перенести в другую часть предложения или сочетания, например: что бы он ни сделал - что ни сделал бы он; если этого сделать нельзя, то бы является частью союза (чтобы ) и пишется слитно;

· союзы тоже и также можно заменить другими союзами, например: Студенты этой группы любят физику, я также (тоже) увлекаюсь ею. Студенты этой группы любят физику, и я увлекаюсь ею.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх