Словосочетание — это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных). Разбор словосочетания Сочетание двух или нескольких самостоятельных слов

Словосочетание - это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: белые березы, готовиться к занятиям, более трудная задача, выполнил вовремя и т. д. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения. Иногда к словосочетаниям относят также соединения равных в синтаксическом отношении слов, связанных сочинительными отношениями (брат и сестра; красивый, но дорогой), а также сочетания подлежащего и сказуемого в предложении.  Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения: - определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку); - объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.; - обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно). В каком словосочетании выражаются определительные отношения? а) разговор по душам б) прийти поговорить в) близко от нас г) руководить театром В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения? а) яйца всмятку б) вернуться к полуночи в) приказал отступать г) окончание школы В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)? а) рисовать красиво б) желание уехать в) идти по бульвару г) думать о друге Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже). Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому. В каком словосочетании вид связи - согласование? а) наши шефы б) быстро доехать в) прогулка верхом г) выглянуло из-за туч В каком словосочетании вид связи - управление? а) немного странно б) забыл рассказать в) таять во мгле г) рубашка навыпуск В каком словосочетании вид связи - примыкание? а) бутылка из-под молока б) говорить по-французски в) тринадцатая глава г) глядеть по сторонам Какое словосочетание построено по модели «прил. + »? а) вьющиеся растения б) любой человек в) изумительной красоты г) в третьем классе Какое словосочетание построено по модели « + наречие»? а) иди гулять б) сделать случайно в) ушел не попрощавшись г) выбегая навстречу Какое словосочетание построено по модели « + наречие»? а) крайне недовольный б) практически не выполнимо в) огорченно прошептал г) (на улице) по-весеннему тепло Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием - самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).

Которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения знаменательных (имеющих самостоятельное смысловое значение) слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также широкое понимание словосочетания: сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения, а также предикативные словосочетания - подлежащее и сказуемое .

Типы связи слов в словосочетании

Классификация словосочетаний по главному слову

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

  • синтаксически свободные

Пример: высокий дом .

  • синтаксически (или фразеологически) несвободные , образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры , анютины глазки .

Не являются словосочетаниями

В узком понимании, принятом в большинстве учебников и академической грамматике, к словосочетаниям не относятся такие сочетания, у которых связь не подчинительная, одно из слов не является знаменательным или связь возникает только в определённой позиции в предложении у определённой формы, например :

  1. Подлежащее и сказуемое (предикативная основа предложения), например, дождь идёт .
  2. Страдательная или безличная форма глагола с субъектом в творительном падеже. Например, предложено учёными
  3. Сочетание однородных членов предложения, например, быстрый и ловкий
  4. Формы будущего времени, повелительного наклонения, степени сравнения, например, буду работать , более крупный
  5. Сочетание слова и относящегося к нему обособленного члена предложения, например, иду, ускоряясь
  6. Сочетание служебного и знаменательного слова, например, существительное с предлогом: перед сном
  7. Сочетания глаголов в одной и той же форме
  8. фразеологизмы , например, ни рыба ни мясо

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование ;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление ;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание .

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Пример:

Студёный ветер резко рвал полы его шинели (Л. Толстой).

какой?
— ↓──────×
студёный ветер
—- ↓ ↓
прилаг. + сущ.
Словосочетание именное.
Способ связи - согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного.
Отношения определительные: указывается предмет и его признак.
как?
↓─────×
резко рвал
—- ↓ ↓
нар. + глаг.
Словосочетание глагольное.
Способ связи - примыкание, слова связаны по смыслу и интонационно.
Отношения обстоятельственные: называется действие и его признак.
что?
×────↓
рвал полы
↓ ↓
гл. + сущ. в вин. п.
Словосочетание глагольное.

Словосочетание называет действие и объект, отношения объектные.
какие?
×────↓
полы шинели
↓ ↓
сущ. + сущ. в род. п.
Словосочетание именное, так как главное слово - существительное.
Способ связи - управление, выражается окончанием зависимого существительного.
Словосочетание называет предмет и его признак, отношения - определительные.

Словосочетание - это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день .

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать - читать вслух, ручка - шариковая ручка, быстро - очень быстро .

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным .

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым .

От главного слова к зависимому можно задать вопрос .

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком .

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого , так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения , так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным , так как это словоформа: около дома (около - предлог), тоже пришёл (тоже - союз), словно во сне (словно - частица).

4. Составные формы слов : буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты , так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам , которые ставятся от главного слова к зависимому:

×——————-↓ ×—————-↓ ×———————-↓
тропинка (какая?) лесная , бежать (куда?) домой , думать (о чём?) об экзамене .

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога :

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место , рассказать (о чём?) о поездке .

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день , разбитая ваза , седьмой дом , наш двор , капли дождя , желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный , способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться , идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий ;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно , по-прежнему интересно , налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак :глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет , на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак : хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание ), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый ); читать книгу - читать интересную книгу - читать очень интересную книгу - долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания - результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно .
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания - это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое - слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово - местоимение или числительное, зависимое - существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово - прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово - неопределённое местоимение, зависимое - согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово - существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое - существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе : мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее - отец , с сыном - дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами , человек высокого роста .
  7. Словосочетания в составных сказуемых , включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь ; Она выглядела усталой .

§ 1. Виды связи в словосочетании

Вспоминаем прошлое и делаем новые шаги на пути познания.

Задание

1. Объясните, по какому признаку словосочетания разделены на три группы. Проверьте, нет ли ошибок в группировке.

Школьная олимпиада,
первый ученик,
уроки риторики,
классическая гимназия,
занимательная лингвистика.

Выучить параграф,
стоять впереди,
выйти из-за парты,
кабинет информатики,
факультатив по химии.

2. В словах с непроверяемыми гласными подчеркните ошибкоопасные места. Выберите три самых трудных, с вашей точки зрения, слова и составьте с ними предложения.

Словосочетание это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Словосочетание служит для того, чтобы называть предметы, их действия и признаки более точно, чем слово. Сравните, например, слово дом и словосочетания деревянный дом, двенадцатиэтажный дом, мой дом, дом из кирпича и т.п.

В словосочетании выделяется главное и зависимое слово: ошибка (какая?) незамеченная , указывать (на что?) на недостатки, бежал (как?) быстро.

Существует три вида подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Согласование – это подчинительная связь, при которой главное и зависимое слово стоят в одном роде, числе и падеже: весеннее солнце, забавный котенок, на этой остановке или только в числе и падеже: первые уроки, забавных котят , т.е. согласуются. С изменением формы главного слова изменяется и форма зависимого: весеннее солнце, весеннего солнца, о весеннем солнце.

Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: решать (что?) задачу , интересоваться (чем?) искусством. С изменением формы главного слова зависимое сохраняет свою форму: интересуешься искусством, интересующийся искусством, интересуясь искусством.

Примыкание – вид подчинительной связи, при которой зависимое неизменяемое слово (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) связывается с главным только по смыслу, примыкает к нему: читать вслух , яйцо всмятку , говорил улыбаясь, забыл позвонить.

1) сочетание сказуемого и подлежащего: идет дождь , четверть кончается;

2) однородные члены предложения: газеты и журналы ; светит, но не греет ;

3) существительное (или заменяющее его слово) с предлогом: возле дома, в течение года, около него ;

4) сложные формы будущего времени и сравнительной степени: буду учиться, будешь тренироваться, более глубокий, самый хороший;

5) идиомы: вставлять палки в колеса, гонять лодыря , засучив рукава.

Чтобы вам было легче распознавать виды связи в словосочетании, составим самоинструкцию.

Самоинструкция

Виды связи в словосочетании

1. Определяю, является ли зависимое слово неизменяемой частью речи
да нет
Определяю, стоит ли зависимое слово в падежной форме 2. Определяю, изменяется ли зависимое слово при изменении главного
да да нет
Вывод: управление Вывод: согласование Вывод: управление
нет
Вывод: примыкание

Задание

Каким видом связи соединены слова в словосочетании, если известен только один признак? Имейте в виду: в двух случаях задача имеет не одно решение.

1) Главное и зависимое слово играют в эстонскую игру “Делай, как я”; 2) зависимое слово выражено наречием; 3) между главным и зависимым словом стоит предлог; 4) главное слово, подобно регулировщику на перекрестке, управляет движением транспорта; 5) главное слово – глагол.

Задание

1. Запишите словосочетания, группируя их по видам подчинительной связи и подчеркивая орфограммы.

Отчаянный поступок, ответил раздраженно, в клокочущем потоке, тяжело дышащего, спрячьте письмо, в течении реки, подстричься по-новому, по новому учебнику, программа вечера, программное произведение, впоследствии решить, вследствие необдуманного решения, прикованный к скале, идти на компромисс, бескомпромиссный человек, решившись на поступок, говорил рисуясь, преодолевая препятствие, растущий организм, стелющийся над рекой, раскаленный докрасна.

2. Диктант . Подготовьтесь к записи этих словосочетаний под диктовку.

Задание

Заполните таблицу.

1. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

В именных словосочетаниях главное слово выражено именем существительным (теплый день, желание учиться ), прилагательным (очень любознательный, бледный от страха ) или числительным (три товарища, двое наверху ). К глагольным относятся словосочетания с глаголами, причастиями и деепричастиями в роли главного слова (читать книгу, покрасневший от смущения, вспоминая о прошлом ). Это самая большая группа среди словосочетаний. У наречных словосочетаний главным словом является наречие (очень весело, незадолго до отъезда ).

2. Кроме свободных словосочетаний , выделяют еще цельные словосочетания : пять книг, большинство учеников, один из нас, мы с мамой, девушка с голубыми глазами и т.п.

Цельные словосочетания выступают в предложении как один член предложения: Сережа (ведь нельзя сказать “молчал пять” ). Помните об этом, выполняя разбор по членам предложения.

Задание

1. Выпишите только цельные словосочетания. Укажите, какие из них имеют значение количества (три друга ), избирательности (один из нас ), совместимости (мы с Тамарой ), портретной детали (мальчишка с ярко-рыжей копной волос ). Для остальных словосочетаний назовите вид по главному слову (именное, глагольное или наречное).

Тридцать восемь попугаев, много машин, встретив друга, Иванов с Петровым, не сдержавший слез, три толстяка, яблоки с грушами, девушки со смеющимися лицами, давно известный, человек невысокого роста, каждый из сотрудников, подписаться на журнал, мама с папой, что-нибудь из вещей, ложки с вилками, спасая ребенка, мы с приятелем, малыш с карими глазами, свидание наедине, двадцать два ученика.

2. Составьте предложения с 3–4 цельными словосочетаниями. Укажите, в роли какого члена предложения они выступают.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему намерения осуществляются , а мечты сбываются ? Почему кого-то можно привести в восторг, привести в ярость, в гнев или в уныние , но никак не привести в ликование?

Еще несколько примеров. Человек, с детства владеющий родным языком, никогда не назовет здоровье тяжелым , а болезнь – крепкой ; не спутает обороты потерять терпение и утратить спокойствие . Во всех этих случаях мы учитываем особенности лексической сочетаемости слов , т. е. их способности соединяться друг с другом. Многие ошибки в нашей речи объясняются нарушением правил лексической сочетаемости. Например: коричневые волосы (или глаза ), ужасно красивая (или страшно красивая ). Правда, смешные сочетания? (Говорят карие глаза и каштановые волосы, очень приятная или необыкновенно красивая. )

Задание

1. В данных словосочетаниях нарушены нормы лексической сочетаемости слов. Запишите словосочетания, исправив ошибки.

Дешевые цены, предпринять меры, заслужил известность, неослабная помощь, не играет значения, скоропостижный отъезд, увеличить уровень, оказать заботу.

2. Придумайте предложения с устойчивыми словосочетаниями играть роль, иметь значение .

Задание

Говоря о множестве различных животных, мы используем разные существительные, например: табун лошадей, стадо коров . А как надо сказать, когда речь идет об овцах, собаках, воронах, рыбах, пчелах?

Задание

1. Перед вами две группы слов: в первой – слова, которые являются в словосочетании главными, во второй – зависимыми. Соедините слова в словосочетания.

1) Пакет, плитка, вязанка, тюбик, пачка, пучок, банка, палочка, щепотка, горсть.

2) Варенье, орехи, молоко, шоколад, дрова, дрожжи, печенье, морковь, зубная паста, соль.

2. Каким общим смыслом объединены все эти словосочетания?

Задание

1. Наберите на клавиатуре компьютера следующие словосочетания.

Беспокоиться за ребенка, уверенность в будущее, приехать с Москвы, заведующий больницы, памятник Пушкина, отличать буквы и звуки, по окончанию школы, отзыв на сочинение, уделять внимание на физику, оплатить за проезд, удивляться поведением, тревожиться о родных, указать о недостатках, удостоить наградой.

2. Какие словосочетания были подчеркнуты на экране зеленым цветом? О чем это говорит? Прочитайте комментарий к этим примерам, данный в диалоговом окне “Грамматическое пояснение”. Все ли ошибки исправила программа “Правописание” (раздел “Грамматика”)? Сделайте вывод о том, можно ли во всем полагаться на компьютерные программы проверки орфографии и грамматики.

3. Запишите все словосочетания правильно, в соответствии с нормами литературного языка.

Задание

1. Близкие по значению глаголы нередко требуют от существительных разных падежей, например: различать (что и что?) звуки и буквы , но: отличать (что от чего?) звуки от букв . Соедините слова в словосочетания, ставя зависимое слово в нужной форме. Укажите падеж существительного.

1) Предостеречь, предупредить (опасность); 2) удивляться, поражаться (поступок); 3) сосредоточить внимание, обратить внимание (главное); 4) превосходство, преимущество (противник); 5) потерпеть поражение, проиграть (чемпион); 6) уплатить, оплатить (проезд); 7) опираться, базироваться (результаты); 8) командующий, командир (полк); 9) отчитывать, упрекать (недобросовестность); 10) презирать, пренебрегать (опасность).

2. В словах с приставками пред - и пре - подчеркните ошибкоопасные места.

§ 2. Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания

1. Выделить словосочетание из предложения.

2. Найти главное и зависимое слово; указать, какими частями речи они выражены; составить схему строения словосочетания.

3. Назвать тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).

4. Определить вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Образец письменного разбора

И снится чудный сон Татьяне. (А. Пушкин)

1) Чудный сон – прил. + сущ., именное, согл.;

2) снится Татьяне – глаг. + сущ., глагольное, упр.

Задание

1. Прочитайте предложение.

Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно… (А. Пушкин )

Увидели ли вы эту картину на своем мысленном экране?

2. В каком значении употребляется слово хор ? Подберите синонимы к прилагательному дивный .

3. Выделите в предложении грамматические основы, после этого сделайте синтаксический разбор всех словосочетаний.

Задание

В классе выполняли синтаксический разбор словосочетаний. Проверьте, нет ли ошибок в следующей работе.

Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосводе. (М. Лермонтов)

Хороводы звезд – сущ. + сущ., именное, согл.;

чудными узорами – прил. + сущ., именное, согл.;

сплетались на небосводе – глаг. + сущ., глагольное, упр.;

сплетались узорами – глаг. + нар., прим.

Задание

1. Прочитайте отрывок из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Пусть поработает ваше воображение.

Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий. В поле чистом,
Луны при свете серебристом
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.

2. Выпишите по три словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор любых двух словосочетаний.

3. В каком значении употреблено слово хороводы? А какое значение имеет это же слово у М.Лермонтова (см. предыдущее задание)?

Задание

1. Спишите словосочетания, раскрывая скобки и распределяя в разные группы словосочетания по видам связи. Для словосочетаний со связью согласование укажите, в чем согласуются главное и зависимое слово.

В зимн(е,и)м серебре, проснувшись рано, по утре(н,нн)ему снегу, снег почуя, кобылку бурую, мягко устла(н,нн)ые, веселым треском, бл(и,е)стя на солнце, (не)терпеливого коня, бразды пушистые, плетется рысью, бл(и,е)стательным ковром, (на)встречу северной Авроры.

2. В каких пушкинских строчках встречаются эти словосочетания? Постарайтесь вспомнить названия произведений и сами строки.

3. В каком словосочетании по сравнению с пушкинским временем изменилась норма управления?

4. Как называется стилистический прием, при котором в словосочетании или предложении нарушается обычный порядок слов? Приведите примеры.

Задание

1. Вспоминаем орфографию . Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Дополните каждый ряд 3–4 своими примерами.

1) Зимн.. куртку, вьющ..ся зелень, ранн.. весной, прежн... подругу, в проснувш..ся лесу, о трепещущ.. пламени, в поздн.. ночь, о моросящ.. дожде, нетающ.. снегом…

2) Написал на обложк.. тетрад.., присутствовать на открыти.. выставк.., подъехал к башн.. крепост.., подошел к крыльцу сторожк.., письмо из Астрахан.. для Наталь..

3) (По) весеннему небу, щебечут (по) весеннему, беспокоишься (по) прежнему, (по) прежнему пути, веял жаркий (по) летнему день…

4) Коротко стриже..ые, стриже..ый мальчик, пече..ый картофель, пече..ый в золе, моще..ый плиткой, моще..ые улицы…

2. Определите, какие слова в словосочетаниях из четвертого ряда являются главными, а какие зависимыми; укажите виды связи. С причастными оборотами составьте предложения.

3. На основании этого задания сделайте вывод о том, какие орфографические и пунктуационные правила связаны с умением выделять словосочетания из предложения.

§ 3. Словосочетание и прогноз

Способность смотреть вперед – замечательное свойство человека. Вы знаете, что для обозначения этой удивительной способности создан целый ряд слов: предвидение, предвосхищение, предугадывание, предчувствие, прогнозирование и др. Но чаще всего мы употребляем слово прогноз (вспомните выражение прогноз погоды ). Так, читая предложение, которое начинается словом те , мы предугадываем, что скоро последует которые . Услышав слова для того , мы ожидаем чтобы . Подобные те, для того, там, когда дают нам возможность предвосхитить в какой-то степени и мысль, и выражающую эту мысль синтаксическую конструкцию. Увидев первые слова в предложении Когда мальчишки, бросив… , мы сразу же догадываемся, что, когда мальчишки, бросив что-то одно, занялись чем-то другим, произошло что-то третье. В некоторых случаях по уже прочитанным словам можно совершенно точно предсказать следующие. Даже маленькие дети, услышав незаконченные пушкинские строки: “Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только…”, безошибочно заканчивают: “в январе”.

Но чаще всего мы прогнозируем формы слов и синтаксические конструкции. Рассмотрим, как работает прогноз, когда создается словосочетание. Для этого проанализируем несколько примеров.

Возьмем словосочетание со связью согласование . Если в нем есть слово зеленая , то оно обязательно предскажет, что будет и главное слово, выраженное существительным в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода, например: лампа , или кофта , или дыня , или букашка … А увидев слово трепещущих , мы тут же догадываемся, что где-то рядом появится существительное родительного или винительного падежа множественного числа: крыльев , или бабочек , или птиц

Если главное слово обозначить латинской буквой А , а зависимое – буквой В , их взаимоотношения можно представить формулой А <- В, то есть зависимое слово предсказывает главное (конечно, если оно стоит первым в словосочетании). А предсказывает ли главное слово зависимое? Конечно, нет. Потому что у главного слова не обязательно будет зависимое, которое его характеризует. Значит, в связи согласование зависимое слово предсказывает главное, но не наоборот .

А теперь рассмотрим синтаксическую связь управление . Здесь зависимое слово всегда предсказывает главное, а главное – зависимое. Проверим это. Переходный глагол читаю требует, чтобы при нем было существительное (или местоимение-существительное) в винительном падеже: читаю (что?) книгу, письмо … Точно так же, услышав или прочитав слово книгу , мы ждем глагол читаю , или дай , или купит и т. п. Иными словами, не может быть слуги без хозяина, а хозяина без слуги: зависимое слово предсказывает главное, и наоборот . Правда, в конкретном предложении прогноз не всегда сбывается. Так, при глаголе играть могут быть самые разные зависимые слова: играть (на чем?) на пианино, играть (с кем?) с братом, играть (во что?) в шахматы и т.д. Какие из этих связей, зависимостей, реализуются в конкретном предложении, мы не знаем.

Такие же взаимоотношения существуют между главным и зависимым словом в словосочетаниях со связью примыкание. Возьмем глагол читать . Читать можно (как?) хорошо, бегло, вслух и т. п. Наречие обозначает признак действия, поэтому мы почти всегда ждем, что рядом с наречием появится глагол, который это действие обозначает. Однако в конкретном предложении это ожидание может и не сбыться. Зависимого слова может или вообще не оказаться, или будет только одно из нескольких предсказываемых.

Теперь на основании сделанных наблюдений составим таблицу.

Попробуем свои силы в прогнозировании.

Задание

Известно, что зависимым словом в словосочетании является одно из следующих слов: кирпичного, школу, аккуратно, последней, поспешно, часов, о фильме, профессиональным.

Попробуйте предсказать главное слово. Определите виды связи в словосочетаниях.

Вот так: спелую – зависимым словом является прилагательное в форме ед. ч., ж. р., В. п. Значит, главным словом будет существительное в такой же форме, обозначающее предмет. Это связь согласование.

Задание

Предскажите смысл и вид связи в словосочетании, если в нем будет одно из следующих слов.

1) Наотрез, 2) претворить, 3) отъявленный, 4) беспрекословно, 5) рассудить.

Задание

“Соберите” предложение из “рассыпавшихся” слов. Имейте в виду: это задание также связано с прогнозированием.

Давайте “соберем” предложение, которое “рассыпалось” на такие словоформы: благоухала, ранним, на, белая, только что, утром, сад, нежно, распустившаяся, весь, летним, роза .

Сначала проделаем эту работу вместе.

Благоухала – это глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, женского рода. В предложении он должен быть сказуемым и связан с подлежащим – существительным женского рода, единственного числа, именительного падежа. Такое существительное есть – роза . Получилась грамматическая основа – благоухала роза. Следующее слово – ранним . Это прилагательное в форме творительного падежа, единственного числа, мужского или среднего рода. Оно предсказывает, что в предложении должно быть существительное с такими же грамматическими признаками. Находим его – утром . К этому же существительному относится и прилагательное летним . Получилось сложное словосочетание ранним летним утром

Задание

Предложение записано столбиком, по одному слову. Сдвигая постепенно “движок” (лист чистой бумаги или линейку), выскажите свои предположения о дальнейшем содержании и структуре предложения, а также о расстановке знаков препинания.

жеманный

на печке

сидя…

Жеманный – прилагательное в форме именительного падежа единственного числа мужского рода является зависимым словом в словосочетании; жду главного слова с такими же грамматическими признаками. Это слово кот, получилось словосочетание жеманный кот . Жду сказуемое. На печке – предложно-падежная форма, которая должна быть связана с глаголом-сказуемым или деепричастием. Сидя – деепричастие, вместе с зависимым словом на печке образует словосочетание на печке сидя , получился деепричастный оборот; если дальше не будет других зависимых слов, то его надо выделить с обеих сторон запятыми…

Мурлыча

лапкой

рыльце

(А. Пушкин)

Задание

Сделайте пошаговую запись следующих предложений, прогнозируя их дальнейшее содержание, структуру и расставляя знаки препинания. (Действуя так же, как в предыдущем задании, запишите…)

Задание

1. Многие прилагательные “притягивают” к себе строго определенные существительные. Подберите к каждому прилагательному соответствующее существительное. Запишите получившиеся словосочетания.

Перочинный …, грецкий …, окладистая …, карие …, кромешная …, ветвистое …, курносый …, високосный …, эксклюзивное* …, проливной …, черствый … .

2. В каких случаях задача имеет единственное решение, а в каких – два или даже три?

Задание

1. Существительные и прилагательные даны вперемешку. Постройте из них словосочетания, ориентируясь не только на грамматические формы слов, но и на смысл.

Окончательная, дружба, беспросветная, радость, крепкое, веселье, безудержное, нужда, страдание, невыносимое, влияние, беспробудный, бурная, победа, благотворное, жалость, безмерная, здоровье, безмерное, сон.

2. Каким общим смыслом объединены эти словосочетания?

3. Найдите слова с приставками второй группы, т.е. на -з(-с) , обозначьте их.

Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Королев

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх