Конспект урока по обществознанию на тему " Общество как сложная динамичная система.". Презентация по обществознанию "общество как сложная динамичная система" Примеры которые отражают особенности социальной системы
Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.
Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включен каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).
Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности - материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет свое собственное сложное строение и сама является сложной системой- Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов - государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.
Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.
Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема.
Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.
Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество - динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.
Следовательно человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.
Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,- результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).
Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.
Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.
Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.
Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.
Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.
Системы действуют и в обществе в виде классов, социальных общностей, национальных образований, профессиональных групп и пр. Само общество в целом есть социальный организм, или система, функционирующая по своим специфическим законам. Системный подход в изучении общества требует выделения в нем определенных структур. Структура - это инвариантное, или стабильное состояние системы, отражающее устойчивую связь между его элементами. Заметный вклад в понимание общества как целостной системы, которая включает в себя иерархически организованные структуры, внес американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин. Согласно его теории, совокупность социальных и культурных систем и личностей, которые взаимодействуют между собой, находится в сложном иерархическом соподчинении, часто проникая друг в друга. К социальным системам современная социальная философия относит классы и социальные слои, порождаемые производственными, то есть базисными отношениями, социальные институты (семья, государство, бизнес, образование, религии), социальные группы (статусные группы, толпа, социальные круги, малые группы, большие группы), социальные организации (социальные структуры, создающиеся для достижения определенных целей).
Социальная структура включает в себя прежде всего социальные классы. Но для решения определенных познавательных 108
задач элементами социальной структуры могут рассматриваться страты (слои), принадлежность людей к которым определяется разными факторами: уровнем их доходов, образом их жизни, престижностью района проживания, выполняемыми ими социальными ролями и т.п. Переход из одного страта в другой обеспечивается социальной мобильностью, характер которой определяется прежде всего типом господствующих общественных отношении. Она также иногда зависит от энергии личностей, от конкретных социальных ситуаций, например, от экономического кризиса, от войны и пр.
В итоге, общество тоже существует как целое, или система.
Словарь
Бирегулятор - регулятор двойного действия, работающий путем взаимного воздействия одной подсистемы на другую и обеспечивающий устойчивое функционирование всей системы. Гармония - категория в философии и эстетике, показывающая целесообразное и организованное соединение частей в одно целое, вызывающее чувство восхищения красотой и целесообразностью. Дифференциация - процесс разделения системы на части. Единое - философская категория, отражающая подчиненность всего в мире системному принципу и обеспечивающая его разделение на части и соединение их в целостные образования. Изменчивость - смена внутренних алгоритмов функционирования систем, позволяющая им приспосабливаться к меняющимся воздействиям среды.
Интеграция - процесс объединения разрозненных элементов в единое целое.
Комплекс - сложная система, состоящая из многих подсистем, включающая в себя большое число элементов. Космос - в философии древних греков видимая или умопостигаемая нами часть вселенной, подчиняющаяся принципу целостности, гармонии и разумному пониманию.
Принцип обратной связи - принцип использования обратных сигналов, получаемых системой из внешней среды при взаимодействии с нею, в результате чего обеспечивается коррекция в поведении системы.
Саморегулирование (самоорганизация) - способность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних механизмов управления.
Сегрегация - процесс отделения одних частей системы от других. Система - совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии.
Социальная группа - совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий. Социальный институт - социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; определенный аспект социального организма в виде организованных систем связей и социальных норм.
Социальная мобильность - процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие, проходящий естественным путем под воздействием разных факторов.
Социальный организм - общество, рассматриваемое как целостное и структурное образование, функционирующее по специфическим законам; общество, взятое в его противопоставлении природе.
Страты - социальные слои, принадлежность к которым определяется уровнем доходов, престижностью профессии, районом проживания и т.п.
Структура - инвариантное, или неизменное, состояние системы. Устойчивость - свойство систем сохранять свою структуру при неблагоприятных воздействиях извне и изнутри. Хаос - в мировоззрении древних греков неорганизованное состояние вселенной, не подчиняющееся принципу целостности, являющееся первопотенцией мира и причиной уничтожения его организованных частей.
Холизм - направление в зарубежной философии, представители которого понимают мир как совокупность ценностей, излучающих из себя духовную энергию.
Вопросы для самоподготовки
1) Покажите сходство и различие понятий «единое», «целое»,
«система», «общее», «идея».
2) Что такое организованность с точки зрения А.А. Богданова и в
чем ее критерии?
3) «Бог есть отчужденная сущность человека».
«Бог есть организованная бесконечность, в которой гармонически соединены материя и дух».
Какое из этих двух высказываний о Боге Вам представляется более предпочтительным и почему?
4) Покажите различие понятий «дух», «душа», «энергия», «энте
лехия», «сущность».
5) Почему в век научно-технической революции употребляются
понятия дух и душа?
6) Что такое система?
7) Понятие «целое» в философии и биологии.
8) Понятие «Единое» в истории философии и религии.
9) Что. лежит в основе Единого - материя или дух?
10) Понимание системного принципа организации материи в Но
вое Время.
11) Основные принципы теории организации Л.А. Богданова.
12) Понятие иерархии.
13) Что такое структура?
14) Виды структур и иерархий.
15) Эквифинальность и способы ее реализации.
16) Основные положения холизма.
17) Наследственность и устойчивость как свойства систем.
18) Изменчивость как свойства систем.
19) Факторы эволюции систем разной природы.
20) Особенности социальных систем.
21) Виды культурных систем и их специфика.
22) Покажите различия во взглядах Н.Я. Данилевского и П. Соро
кина в понимании культуры.
23) Основные принципы теории социальной стратификации.
24) Социальная мобильность и ее факторы.
25) Роль информации в развитии систем.
Вопросы компьютерного контроля
1. Что такое система?
а. Рядоположенность предметов любой природы
б. Порядок в расположении предметов одного типа
в. Любая совокупность элементов
г. Совокупность элементов, находящихся во взаимодействии
2. Как следует понимать организацию?
а. Как нечто целое
б. Как иерархическую структуру
в. Как упорядоченную связь элементов
г. Как нечто управляемое
3. Какие системы называются большими?
г. Занимающие большое место в пространстве
4. Что такое холизм?
а. Учение о целостностях любой природы
б. Учение о целом, изучающим психическую энергию
СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
Общество как динамичная система «целое, составленное из частей», «совокупность» Система (греч) Общество как динамичная саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность Из элементовИз подсистем Некоторый неразложимый компонент системы, принимаю- щий непосредственное участие в ее создании Основные подсистемы -сферы общественной жизни Экономичес- кая Политичес- кая СоциальнаяДуховная СИСТЕМА Комплекс взаимодействующих элементов Материальное производство и отношения Классы. Социальные слои. Нации Промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система Государство. Политика. Право Общественные отношения
Особенности социальной системы Сложный характер социальной системы Характерная черта общества как системы Основной элемент социальной системы Постоянное изменение социальной системы Интегративное качество системы как целого Социальная система – самоуправляемая Среда общества как системы Основные функции социальной системы
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется специфическими чертами: 1. Большое разнообразие различных социальных структур и подсистем. 2. Несводимость к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. 3. Самодостаточность, т.е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования 4. Динамичность, незавершенность и альтернативность развития. 5. Особый статус субъектов, определяющих развитие общества. 6. Непредсказуемость, нелинейность развития.
Социальные институты – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение фундаментальных потребностей людей Социальные институты семья производство государство образование (культура и наука) религия
Характерные черты социального института: 1) возникает на основе совместной деятельности больших масс людей; 2) деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; 3) представляет устойчивые формы организации общества; 4) сложился исторически; 5) деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение Социальные институтыОсновные комплексы социальных институтов Экономические институты Деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения и др. Политические институты Власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия и др. Социальные институтыСемья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др. Институты, действующие в духовной области Религия, образование, общественное мнение, средства массовой информации и др.
Важнейшие жизненные потребности Основные виды деятельности Главные социальные институты Потребность в воспроизводстве рода Семейно-бытовая деятельность Институт брака и семьи Потребность в безопасности и социальном порядке Политическая, управленческая, государственная деятельность Политические институты, особенно государство Потребность в средствах существования Экономическая деятельность Экономические институты, в первую очередь производство Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров Научная, воспитательная, образовательная деятельность Институты науки, образования и культуры Потребность в решении духовных проблем смысла жизни Религиозная деятельность Институт религии Социальные институты
Общество как сложная динамичная система.(08.09)
Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между её частями. (Что такое динамика?) Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей.
Особенности социальной системы.
Характерные черты общества как системы:
1) Имеет сложный характер (включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Макроструктура общества состоит из четырёх подсистем – сфер общественной жизни. Общество является суперсистемой.
2) Наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т.п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т.п.)
3) Основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления свой деятельности.
3) общество как система относится к числу самоуправляемых. Как вы думаете какая подсистема выполняет управленческую функцию? Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.
Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными. В истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.
Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали => общество является динамичной системой.
Типы социальной динамики
Социальные Изменения – переход тех или иных соц. объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т.е. модификацикации в соц. организации, соц институтах, соц структуре, установленных в общ- ве образцах поведения
Развитие – изменения, которые приводят к глубоким качественным сдвигам в обществе, преобразованиям соц. связей, переходу всей соц. системы в новое состояние.
Прогресс –направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Регресс – движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжим себя формам и структурам.
Эволюция – это постепенные непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.
Революция – коренной качественный переворот во всей соц структуре общества, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу
Соц. реформа – переустройство какой – либо сферы общественной жизни (институтов, учреждений и порядков и т.п.) при сохранении существующего общественного строя.
Человек - универсальный компонент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.
Общество как система обладает интегративным свойством (ни один из компонентов системы в отдельности этим свойством не обладает). Это качество - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы.
В результате взаимосвязи, взаимодействия компонентов, входящих в систему общ – ва, у общества как у социальной системы появляется новое св – во – способность создавать всё новые и новые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей.
В философии самодостаточность рассматривается как главное отличие общества от составляющих его частей.
Любая система находится в определённой среде, с которой она взаимодействует.
Среда социальной системы любой страны – природа и мировое сообщество.
Функции:
Адаптации
Целедостижения (способность поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду)
Поддержания образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру
Интеграции – способности интегрировать т. е. включать в себя новые общественные образования (явления, процессы и т.п.) в единое целое.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Слово «институт» в переводе с латинского означает «установление»
В социологии социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей.
Пирамида Абрахама Маслоу
Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)
Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.
Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства…)
Признание – уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.
Познание – удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать…)
Эстетика – внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть).
Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования… (список очень большой – пирамиду потребностей Маслоу – часто используют очень многие люди и «духовные» организации, с разными системами мировоззрения и верхушку ставят свое высшее понятие смысла существования человека).
Социологи выделяют 5 общественных потребностей:
1) в воспроизводстве рода
2) в безопасности и социальном порядке
3) в средствах существования
4) в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров
5) в решении духовных проблем смысла жизни
Соответственно данным потребностям в общ – ве сложились и виды деятельности. Которые потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты :
- семьи и брака
- политические институты (в особенности государство)
- экономические институты (в первую очередь производство)
- институты образования, науки и культуры
- институт религии
Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.
Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными обязательными для всех членов данного общества.
Черты социального института:
Социальный институт – это совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой потребности (например, все работники системы образования)
Институт закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответственные типы поведения.
Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого либо вида деятельности.
Наличие с и делает поведение людей более предсказуемым, а а общство в целом более устойчивым.
Типология обществ.
Современные исследователи выделяют 3 основных исторических типа общества:
1) традиционное (аграрное)
2) индустриальное (капиталистическое)
3)постиндустриальное общество (информационное)
Основой для деления на эти типы общества является:
Отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде),
Отношение людей друг к другу (тип социальной связи)
Система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества)
Традиционное общество.
Понятие Т.О. охватывает великие аграрные цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет средневековые гос- ва мусульманского Востока), европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки традиционное общество сохраняется и сегодня, но столкновение с современной западной цивилизацией существенно изменило его цивилизационные признаки.
В Т.О. основа жизнедеятельности - земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни.
Человек традиционного общества зависим от природы.
Метафоры: земля кормилица, земля матушка, выражают бережное отношение к природе как к источнику жизни из которого не полагалось черпать лишнего.
Земледелец воспринимал природу как живое существо, требующее нравственного к себе отношения. Поэтому человек традиционного общества не господин, не покоритель, и не царь природы. Он малая толика великого космического целого, мироздания.
Социальная основа традиционного общества – отношение личной зависимости.
Для традиционного общества характерно внеэкономическое отношение к труду: работа на господина, плата оброка.
Человек т о не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Напротив,он воспринимал себя неотъемлемой частью общины, деревни, полиса. Социальный статус человека в т о определялся не личными заслугами, а социальным происхожденем. «на роду написано» Повседневная жизнь традиционного общества отличалась удивительной устойчивостью. Она регулировалась не столько законами, сколько традицией.
Традиция- свод неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений. Организация быта, способы ведения хозяйства и нормы общения, праздничные ритуалы, представления о болезни и смерти- словом, все что мы называем повседневной жизнью – воспитывалось в семье и передавалось из поколения в поколение. Многие поколения людей заставали одни и те же социальные структуры, способы деятельности и социальные привычки.
Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность т о с крайне замедленным темпом общественного развития.
! При переходе от традиционного общества к индустриальному внеэкономическое отношение к труду.