Домашние животные родом из тибета. Животные Тибета — интересные и редкие представители этого края

Наши надежды оправдались: мы встретили не только одиночных животных, но и стада киангов, среди которых было много жеребят.

Наши надежды встретить киангов на землях, лежащих западнее Герце, оправдались: между поселками Янху и Гаки, на расстоянии 188 км, мы встретили 333 кианга! Здесь, около красивейших озер, жили и одиночные животные, и небольшие группы и даже стадо из 120 особей. Среди взрослых животных было много жеребят, родившихся этой весной и уже вполне окрепших. Гармонично сложенные, быстрые, сильные звери, которые в мгновение ока могли бы исчезнуть с наших глаз, однако оказались, действительно, настолько любопытными, что позволили приблизиться достаточно близко, чтобы запечатлеть их на фотопленку.

"Ну, теперь начнетс", - подумали мы и... на другой день не встретили не только ни одного кианга, но и ни одного другого крупного животного. После Гаки горы стали выше, озера исчезли, дорога вошла в узкую долину одного из притоков Инда - р.Сенгхе Цангпо. Следующей встречи с киангами нам пришлось ждать еще несколько дней. Их не было ни в песках за городом Али, где, достигнув самой западной точки маршрута и получив еще несколько разрешений, мы повернули к югу, ни в занятой большими стадами скота долине другого притока Инда - р.Гар Цангпо, ни в глиняных горах древнего княжества Гуге, В этих горах, склоны которых украшены нерукотворными скульптурами, напоминающими буддистские изваяния, перед нами, уже много дней не видевшими ни одного дерева и ни одного кустарника (выше и красивее, чем карагана), как чудо появились раскрашенные осенними красками заросли тамариска и мирикарии (Myricaria squamosa), a также обсыпанные оранжевыми ягодами и обвитые ломоносом кусты и отдельно стоящие деревья облепихи (Hippophae tibetana, H.salicifolia). В зарослях облепихи мелькали большие любители ее ягод - краснобрюхие горихвостки (Phoenicurus erythrogaster) и красные вьюрки (Carpodacus puniceus). Эти удивительные ярко окрашенные маленькие птички гнездятся в Тибете на очень больших высотах, в основном между 4 и 5 тыс. м над ур.м. Максимальная зарегистрированная высота гнездования краснобрюхой горихвостки 6100 м над ур.м. После периода гнездования, когда самки с молодняком улетают зимовать на южные склоны Гималаев, самцы остаются в Тибете, где пережить зимние холода им помогают ягоды облепихи и барбариса.


Дворец княжества Гуи На фото слева) - сооружение со множеством пещер и подземных ходов, возведенное на высокой глиняной горе в X-XI в. и разрушенное во время Китайской культурной революции

Вырвавшись из объятий сказочно красивых гор, мы выехали в долину р.Ланенгк Зангбо, на другом берегу которой среди желтых тополей расположился пос.Тсада. Мы остановились в поселке на один день, чтобы немного отдохнуть и осмотреть руины княжеского дворца Гуге - совершенно необычного сооружения, со множеством пещер и подземных ходов, возведенного на высокой глиняной горе в X-XI в. и разрушенного во время Культурной китайской революции.


Вид с плато на глиняные горы и снежные вершины Гималаев (на фото справа)

Когда пришло время двигаться дальше, Дензин предложил выезжать из Тсады по новой дороге. Мы, не долго думая, согласились, слишком поздно уяснив, что "новой" здесь называют не вновь построенную, а недавно проложенную водителями дорогу, на самом деле - бездорожье. Однако виды, открывшиеся с плато, лежащего выше глиняных гор, а затем красоты "цветных" вулканических гор и кратерного озера, компенсировали все неудобства, связанные с ездой по бездорожью. К тому же, там повстречалась стая гималайских, или снежных, куропаток (Lerva lerwa).

По святым местам

Мы приближались к самым священным местам Тибета - горе Кайлаш и оз.Манасарова, когда исчезнувшие из поля зрения кианги и газели вдруг снова оживили пейзаж. На расстоянии 75 км, что лежат между горячими источниками у монастыря Татапури и пос.Тарчен, примостившимся у подножия горы Кайлаш, мы насчитали 91 кианга (65 паслись у оз. Лама Цо) и 49 газелей гоа. С одной стороны озера белел почти правильный конус Кайлаша, а с другой сияли снежные вершины Гималайских гор Гурла-Мандхата. Мы уже заметили, что кианги выбирали для обитания самые красивые места юго-западной части Тибета. Эти животные безусловно обладали изысканным вкусом, который не подвел их и на этот раз.

Для последователей четырех религий (буддизма, индуизма, джайн и бон) Кайлаш - это центр мира, это гора, которую избрали своим вечным пристанищем Шива, Будда и многие бодхисатвы.

Бодхисатва - человек, стремящийся достичь высшей степени совершенства (Будда), но пока не вошедший в нирвану ради того, чтобы помогать другим людям на пути совершенствования. Каждый Будда перед тем как войти в нирвану некоторое время был бодхисатвой.

Второе, тибетское, название горы Кайлаш - Канг Ринпоче. "Канг" означает гора, а "ринпоче" - главный настоятель тибетских монастырей. Люди приходят к этой горе, как к священнику, чтобы получить благословение. Для них природа и культура неразделимы. Кайлаш - это и природный чхортен. Тибетцы верят, что если обойдешь вокруг горы один раз, то очистишься от всех грехов, совершенных за год; если повторить обход 12 раз, то можно очиститься от всех грехов, накопленных в течение жизни, а если сделать 100 обходов, то в следующей жизни сам станешь бодхисатвой. Для всех последователей этих религий цель жизни заключается в том, чтобы вырваться из круга перевоплощений и достичь тем самым настоящей свободы, т.е. избавиться от необходимости снова и снова после смерти возвращаться на Землю. Вот почему Кайлаш всегда был местом паломничества, к которому стекались люди, живущие за тысячи километров отсюда. В настоящее время, когда буддизм и индуизм завоевывают все большую популярность в Европе, возрастает и количество западных туристов, многие из которых приезжают в Тибет с единственной целью - обойти гору Кайлаш.


Священная гора Кайлаш (на фото слева)

Мы тоже не стали упускать возможности избавиться от грехов и отправились в путь вокруг Канг Ринпоче, погрузив все самое необходимое на яков. -Большая кора" - так называется путь вокруг горы Кайлаш протяженностью 59 км. Начинается он в пос.Тарчен, на высоте 4575 м над ур.м., а в своей самой высокой точке, на перевале Долма Ла, достигает отметки 5636 м над ур.м. В первый день, полные сил, мы радовались возможности пройтись пешком, удивлялись закрывающим небо тучам гималайских и жемчужных вьюрков (Leucosticte nemoricola, L.brandti), считали спугнутых зайцев, а иногда даже отклонялись от основной дороги, чтобы взглянуть на след, оставленный Буддой, или на огромный камень, будто бы брошенный Миларепой, или на одно из самых крупных и самых священных, так называемых "воздушных захоронений" Тибета.

Кумай (на фото справа). По поверьям эти птицы помогают умершему человеку освободиться от тела и достичь небес.

В Тибете издавна существует обычай возвращать тела умерших людей в природу через живых существ - хищных птиц и животных. Родственники приносят тело на специальное место, где с помощью ножа оно разделывается на мелкие кусочки, при этом кости тоже мелко дробятся, чтобы птицы и животные могли их быстрее съесть. Каким бы ужасным ни казался этот обычай, тибетцы следуют ему из самых лучших побуждений: таким образом они помогают душе умершего как можно быстрее освободиться от тела и достичь небес. С этим "варварским" обычаем не посчиталось китайское правительство, и в 50-х годах, когда Тибет стал частью Китая, оно решило раз и навсегда покончить с ним. Буддистские монастыри были подвергнуты разрушению, хищные птицы - кумай (Gyps himalayensis), белоголовый сип (Gyps fulvus), бородач-ягнятник (Gypaetus barbatus) - массовому истреблению, а хищные животные, даже собаки - отравлению. В результате этих систематически проводимых действий к 70-м годам крупные хищные птицы стали очень редкими, в деревнях умолк собачий лай, а тибетцы тем не менее продолжали (теперь тайно) приносить тела умерших на места "воздушных захоронений". Вороны, галки и клушицы не могли справляться с "приношениями" так быстро, как большие хищники, и поэтому тела умерших дольше оставались "не захороненными", что болью отзывалось в сердцах родственников. В конце 80-х годов стало очевидно, что такой путь покорения Тибета не дает желаемого результата, и правительство изменило свою политику: при определенных условиях монахам опять стали разрешать жить в монастырях, а отстрелы птиц и потравы собак прекратились. Медленно-медленно популяции грифов и сипов начали восстанавливаться, и в первую очередь около наиболее священных (а от того и наиболее популярных) мест "воздушных захоронений", например в окрестностях Лхасы, у монастырей Сера и Пабонгка.

Пройдя не менее 25 км, мы остановились около монастыря Дирапук Гомпа. Здесь, в полуразрушенном глиняном доме с земляным полом, на который было брошено несколько грязных матрацев, нам предстояло провести ночь. Других "гостиниц" тут не было, а в холодную осеннюю ночь даже такое пристанище лучше продуваемой всеми ветрами палатки.

Второй день большой коры был самым трудным. Дорога круто пошла вверх. Остановки для восстановления дыхания приходилось делать все чаще. Уже не оставалось ни сил, ни желания отклоняться от тропы. Все было брошено на достижение одной цели: добраться до перевала Долма Ла. И тут мы увидели женщину, бодро идущую нам навстречу. Она без сомнения принадлежала к последователям религии бон, только они обходят Кайлаш не по, а против часоной стрелки. Обменявшись приветствиями, мы поинтересовались: который раз совершает она обход вокруг Кайлаша? Оказалось, что это был ее 98-й круг по большой коре! Еще два обхода вокруг Кайлаша - и ей будет обеспечена вечная свобода. Один круг, который при полной отдаче сил и благополучном стечении обстоятельств, мы могли пройти за два - два с половиной дня, она проходила за сутки. На прощание мы от всего сердца пожелали ей удачи, отдавая должное силе ее веры и физической закалке.

Мучительный подъем завершился ликованием на вершине, прикреплением молитвенных флажков (которые тут же потерялись среди тысяч других), наполнением фляжек водой из священного оз.Тукье Ченпо Цо и, конечно, фотографиями на память. Трудный, казавшийся бесконечным спуск все-таки был несравнимо легче подъема. Еще одна ночь в "гостинице" монастыря Зутулпук Гомпа - и мы вернулись в Тарчен. Только тут нам суждено было понять, как благосклонен был к нам Канг Ринпоче. Во второй половине дня начался снегопад, который продолжался всю следующую ночь. Тропы стали невидимыми, а обход Кайлаша - невозможным. Группе французов, приехавших в Тибет специально для того, чтобы пройти по большой коре, пришлось уехать ни с чем. Ни с чем пришлось возвращаться домой и немецкой паре, для которой эта попытка оказалась третьей неудачей.

Слово Як происходит от тибетского яаг означающего «самец яка» (также в русском языке встречается слово сарлык, производное от Монгольского сарлаг), переводимое как хрюкающий бык (недовольный домашний як хрюкает, что дикому яку не свойственно).

Фото:Jerrold Bennett

Як — крупное животное с длинным телом, относительно короткими ногами, широкими, округлыми копытами и тяжелой, низко посаженной головой. Высота в холке до 2 м, масса у старых быков до тоны. Длина тела старого самца до 4,25 м, из них 0,75 м приходится на хвост. Длина самки до 2,8 м, высота 1,6 м, вес 325-360 кг.

На холке у яка небольшой горб, отчего спина кажется покатой. Рога у обоих полов длинные, но не толстые, широко расставленные, от основания направлены в стороны, а затем загибаются вперед-вверх; длина их до 95 см, а расстояние между концами 90 см.

Фото:Kim’s Pics

Як отличается длинной косматой шерстью, которая свисает с туловища и почти полностью закрывает ноги. Шерсть темно-бурая или серовато-чёрная всюду, кроме морды, где часто бывают белые отметины. От зимних холодов яка защищает густой свалявшийся подшерсток, который весной и летом выпадает большими клочьями. Шерсть яков широко используется тибетцами, причем на животных нередко можно видеть упряжь, сплетенную из их собственного волоса. Если на большей части тела шерсть густая и ровная, то на ногах, боках и брюхе длинная и косматая, образует своего рода сплошную «юбку», почти доходящую до земли. Хвост также покрыт длинным жестким волосом и напоминает лошадиный. На территории России яки встречаются, помимо зоопарков, в сельском хозяйстве Тувы и некоторых других территорий, пограничных с Монголией. Помимо Тибета, эксплуатируется в качестве вьючного и мясного животного.

Фото:Larry Dears

Еще в первом тысячелетии до нашей эры як одомашнен человеком. Домашние яки мельче и флегматичнее диких, среди них часто встречаются безрогие особи, очень изменчива окраска. Используют яка в Тибете и других частях Центральной Азии, в Монголии, Туве, на Алтае, Памире и Тянь-Шане. Як — незаменимое вьючное животное в высокогорьях. Он даёт отличное молоко, мясо и шерсть, не требуя ухода. Домашний як скрещивается с коровами, и полученные хайнаки (монгольский хайнаг) очень удобны как тягловые животные. Отличают меньшей выносливостью, но также меньшими размерами и более смирным нравом.

фото:Nick Leonard

Дикий як мало изучен из-за высокогорья. Исторически дикие яки зафиксированы в тибетских летописях как одно из великих зол, опасные для человека животные. В тибетском языке дикий як, в отличие от домашнего, называется дзо. Популярен у кочевников в прилегающих горных районах Китая и Монголии. В Советском Союзе дикий як был акклиматизирован в горах Северного Кавказа, в частности в Северной Осетии. Дикие яки не выносят мест, освоенных людьми, и поэтому быстро вымирают — сейчас они живут лишь в высокогорных районах Тибета на отметках 4300-4600 м над у. м. зимой и до 6100 м над у. м. летом. Водится на Тибетском плоскогорье и в сопредельных горных областях (Каракорум, Ладак). Живут семьями из нескольких голов или небольшими стадами из 10-12 голов, старые самцы поодиночке. Однако, как свидетельствует Н.М. Пржевальский, впервые описавший дикого яка, ещё в XIX в. стада коров яка с маленькими телятами достигали нескольких сотен, а то и тысяч голов. В 6-8-летнем возрасте достигают половой зрелости; продолжительность жизни около 25 лет.

Фото:Shepherd

Гон у яков бывает в сентябре — октябре. В это время быки присоединяются к группам коров. Между быками происходят жестокие драки, непохожие на ритуализированные бои большинства других полорогих. Соперники во время схватки стараются ударить друг друга рогом в бок. Смертельный исход этих боев редок, и дело ограничивается ранениями, иногда весьма серьёзными. В период гона слышен призывный рев яка, в другое время он исключительно молчалив. Отел у яков происходит в июне, после девятимесячной беременности. Теленок не разлучается с матерью около года.

Фото:Matthew Winterburn

Взрослые яки прекрасно вооружены, очень сильны и свирепы. Волки решаются напасть на них только в исключительных случаях большой стаей и по глубокому снегу. В свою очередь яки-быки, не задумываясь, атакуют преследующего их человека, особенно если животное ранено. Нападающий як высоко держит голову и хвост с развевающимся султаном волос. Як издревле пользовался большою славой потому что от него получались так называемые лошадиные хвосты (главное его отличие от прочих быков), служившие головным украшением вождям восточных войск. Охота на дикого яка и заманчива, и опасна. Не размышляя, разъяренное животное, если не смертельно ранено, бросается прямо на охотника. На рану же этот зверь весьма вынослив. Находили старых быков с тремя пулями в голове и пятнадцатью в груди, причем они еще имели силу пробежать значительное пространство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Весело СУРКИ живут в Тибете

Сурки Тибета - что означает их поведение и как их фотографировать

Тибет - огромное плато, по площади сравнимое с Перу. Оно почти полностью покрыто степью: трава в долинах, на перевалах, на склонах хребтов. Только в самых глубоких долинах можно увидеть лес и редколесье, и кое-где встречаются участки пустыни. Большая часть Тибета мало населена, особенно северо-западные районы, до сих пор это самое труднодоступное место нашей планеты. Там живут крупные копытные и хищники - дикий як, кианг, снежный барс, волк. В более доступных местах крупных копытных вытеснили стада домашних яков, а хищников крупнее лис распугали пастушьи собаки. Мелкая живность наоборот процветает из-за снижения количества хищников. Для экосистемы такой перевес грызунов вреден, но подъем популяции сурков позволяет их очень легко фотографировать. Они везде.

Сурки живут в степи большими колониями. Каждая семья из нескольких сурков пасется вокруг своей норы - сурчины. Если грызун замечает опасность, кого-нибудь высокого: хищника или, например, человека с фотоаппаратом, он бежит к норе, но не прячется, а встает у входа повыше и начинает тревожно свистеть. Делает это он, несмотря на то, что в Тибете на сурков не охотятся. Таким образом, сложно незаметно подобраться к сурку - соседи наверняка его уже предупредили.

Сурки на пастбище:

Сурок напуган и бежит к сурчине:

Сурок в позе опасности осматривает окрестности и свистит:

Семья сурков у сурчины готова спрятаться:

Как только к ним приближаешься, они - в нору. Если затаиться рядом, через некоторое время сурок вылезет, и будет оглядываться. Когда ты лежишь за камнем или даже за рюкзаком и не двигаешься, а из-за укрытия видно только фотоаппарат, то можно сфотографировать сурка.

Сурок выглядывает из норы, проверяя, безопасно ли уже выходить:

В диких местах сурки осторожны, а там где пасут яков, уже привыкли к постоянному соседству с крупными животными на лугу, и их сфотографировать легче. Если притвориться яком: передвигаться очень медленно, как будто на замедленной съемке и делать вид, что ты сурками не интересуешься, а просто бесцельно медленно ходишь по лугу и пасешься, то можно подобраться к сурку очень близко.

Многие пастбища в Тибете сейчас огорожены сеткой. Это делается по указанию китайского правительства, чтобы избежать перевыпаса и разделить участки. Раньше тибетцы перегоняли яков с одного пастбища на другое без всяких границ.

Но суркам границы не мешают:

В конце лета и осенью сурки хорошо наедаются, чтобы впасть в спячку в норе на всю зиму:

Молодь сурков тоже наедается к зиме, но не так, как взрослые. Взрослый сурок и подросток:

А пока я подкарауливал сурков, сфотографировали этот процесс:

(Продолжение следует)

Компаньонах. В нашем воображении моментально рисуется образ неотлучного спутника пожилой респектабельной дамы из прошлого века. В чём-то мы будем правы, однако бывают такие компаньоны, которые украсят жизнь даже очень сильного и уверенного в себе мужчины, или пожилого беспомощного старика, или хрупкой девушки, или большой семьи из самых разных людей. Это тибетская порода лхаса апсо.

История происхождения породы

Несмотря на тибетскую известность, насчитывающую многие тысячи лет, известность западного мира пришла к лхаса апсо совсем недавно. Было время, когда монахи-ламы подносили эту собаку в дар китайским императорам, совершая при этом хитрый ход: «подарок» всегда был исключительно кобелём. Таким образом, порода не могла распространиться по свету.

Знаете ли вы? В зороастризме собак ставили практически на одну ступень с человеком, их считали вторыми по святости живыми существами после людей.

На сегодняшний день мы не много знаем о происхождении этих удивительных существ с умными глазами и густой длинной шерстью. Жили они издревле на монастырских подворьях или при дворцах, неся свою сторожевую вахту. Недаром прозвище «лающая собака-часовой» прочно закрепилось за этой породой.

Правда, другая историческая версия пытается соотнести собачек с пастушьими обязанностями, но сути это не меняет: на Тибете с уважением относятся к лхасскому апсо и даже иногда верят, что он является хранителем душ монахов.

Европейские приключения породы начинаются с двадцатых годов прошлого века, когда, наконец, первая собака попала за пределы своего постоянного ареала обитания. Случилось всё так: Тибет посетила миссия британских дипломатов во главе с полковником Бейли.

Видимо, полковник произвёл настолько сильное впечатление на Далай-ламу, что тот подарил ему собаку и даже позабыл посмотреть, сука это или кобель. В любом случае, именно бравому полковнику мы обязаны известностью в Европе, а также и названием, представляющим собой синтез тибетской столицы Лхасы и древнего имени собаки.

Уже в 1929 году Лондонская выставка собак принимала новую участницу. И по сей день английские собаки считаются лучшими представителями лхаса апсо выставочного класса.

Описание и стандарты породы, цена

  • Страна происхождения: Тибет.
  • Группа: сторожевая, выставочная.
  • Помет: 4, 5, иногда 6 щенков.
  • Рост: средний, до 25 см.
  • Вес: у взрослой собаки может колебаться от 4 до 7 кг.
  • Продолжительность жизни: около 12-14 лет.
  • Шерсть: очень густая, ниспадающая прямыми прядями, отличается своей жесткостью, но на вид шелковистая. Именно великолепная шерсть является одним из главных достоинств императорской собаки.
  • Окрас шерсти: может быть самым разнообразным, начиная от светлых, почти белых оттенков и заканчивая иссиня-чёрным цветом. Классическим окрасом является золотисто-песочный с тёмными кисточками (ушки и кончик хвоста).
  • Голова: череп узкий, голова тяжёлая и обладает характерной «причёской»: борода, бакенбарды, густая чёлочка над глазами.
  • Туловище: коренастое, с хорошо развитыми мышцами. Поясница сильная, спина прямая.
  • Лапы: короткие.
  • Хвост: очень подвижный и словно лежит на спине.
  • Линька: отсутствует.


Важно! Обратите внимание, что хвост не должен закругляться крюком.

Цена на лхаса апсо имеет большой разбег, начинается от 400 и достигает 2000 долларов. Средняя цена составляет 800 долларов.

Особенности характера

Если ваш выбор пал на домашнее животное родом из Тибета, то вы должны тщательно изучить его характер. Помимо дружелюбия и общительности, лхасский апсо способен проявлять независимость и показывать характер . К детям и их шалостям собака относится терпеливо, но не более того - товарищем по играм она им точно не станет.

Вообще, этот небольшой лохматый пёсик отличается рассудительностью и спокойствием, что делает из него отличного компаньона. Он любит, но не липнет, не перенося долгих разлук и одиночества, он, тем не менее, не будет всё время лежать у ваших ног. Уютное кресло, неспешные прогулки - вот ваш досуг с тибетским хвостатым философом.

Лхаса апсо подтверждает истину, что внешность бывает обманчива. Несмотря на уравновешенность в купе с несколько неуклюжим видом, эта обладает отличным слухом, чутьём, а также громким голосом и настороженностью к чужакам. Это отличный сторож и даже поводырь , Все перечисленные сочетания качеств и характеристик делают эту собаку идеальной для пожилых людей, а также для тех, кто склонен к созерцательному образу жизни.

Знаете ли вы? Другое название породы тибетских апсо это «собака-сейсмограф». Громким лаем они способны предупреждать не только о незнакомцах, подошедших к жилищу, но и о приближающихся стихийных бедствиях.

Шерсть, много шерсти - вот слова, которые вы будете повторять так же часто, как тибетские монахи повторяют свои молитвы. Длинношерстные собаки нуждаются в тщательном и постоянном уходе, а лхасский апсо - в особенности. Ведь у него такая длинная шерсть, что иной раз даже по лестнице не спустишься - лапы заплетаются. Но обо всём по порядку.


Шерсть

Итак, основной источник стресса для хозяина выявлен, теперь определимся, что же нужно делать. Прежде всего, конечно, как можно чаще расчёсывать и вовремя подстригать. Кстати, маленький секрет, обусловленный происхождением вашего питомца: расчёсывание тибетской породы собак апсо способствует медитации и скорейшему наступлению нирваны. Поэтому не отлынивайте, и достигнете просветления раньше своих ленивых домочадцев.

Если выставочной деятельности не планируется, а расчёсывание всё же утомляет, то просто подстригите собаку покороче (но не увлекайтесь, ведь в шерсти вся её прелесть). Оптимально стричь животное раз в месяц , но в зависимости от питания и прочих факторов, шерсть может отрастать быстрее и придётся проводить эту процедуру чаще.

Есть и хорошая новость - лхаса апсо не так уж сильно линяют и, кроме того, обладают отменным здоровьем.


Купание

Купание проводят по мере загрязнения шерсти, а это зависит от её длины и интенсивности ваших прогулок. Но всё же купают собаку не реже раза в две недели . Разумеется, без специального собачьего шампуня и даже бальзама дело не обойдётся. Все эти средства необходимо тщательно вымыть с шерсти собаки, а после купания какое-то время просушивать её полотенцем во избежание свалянности.

Гигиена

Любой собаке необходимо периодически чистить уши и промывать глаза, ведь именно в этих местах чаще всего гнездятся инфекции, провоцирующие воспаление. Мордочку после еды собачке тоже лучше помыть. Когти и шерсть на лапах вашего питомца необходимо выстригать тщательно, ведь это тоже гигиеническая процедура.

Важно! Не забывайте после прогулки осматривать кожу и уши животного на предмет клещей или заноз.

Для прогулок лучше выбирать чистые парки и скверы, ведь эта порода больше предназначена для дома, да и вычёсывать грязные колтуны после улицы - то ещё удовольствие. Возможно, собачий станет для вас хорошим решением.


Питание

О богатырском здоровье этих небольших собачек говорит и тот факт, что ветеринарные врачи не могут дать им для операции общий наркоз. Даже дозировка не способна их отключить. Операции проводят под местным наркозом. Бесстрашная собака-сторож, чуткая и отзывчивая, станет замечательным спутником вашей жизни. Многие владельцы отмечают, что собака потрясающе «видит» людей и выгонит из вашего дома любого человека, у которого недобрые намерения. Лхаса апсо неприхотливы в уходе и больше всего нуждаются только в вашей любви и вашем внимании.

Тибет - это высокие горы и основной источник великих рек Азии, а также самое обширное и высочайшее плато мира, древние леса и много глубоких долин, не тронутых человеческой деятельностью.

Согласно буддийскому учению о правильном образе жизни, которому следуют тибетцы, важна "умеренность", отказ от чрезмерного потребления и чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, ибо считается, что это причиняет вред живым существам и их экологии. Уже в 1642 году Пятый Далай-лама издал "Указ о защите животных и природы". С тех пор такие указы выходили ежегодно.

Климат в этих местах резко континентальный, суровый, осадков выпадает немного (до 700 мм в год - на юге). Средняя температура января от 0 до -20 °С июля от 5 до 15 °С. Поэтому территория Тибетского нагорья используется главным образом как пастбища. Поэтому 70% территории Тибета - это пастбища. В течение веков тибетские кочевники хорошо приспособились к работе на зыбких горных пастбищах. Тибетцы выработали определенную культуру скотоводчества: постоянный учет использования пастбищ, ответственность за их экологическую сохранность, систематическое перемещение стад яков, овец, коз. Общее количество домашнего скота составляет 70 млн.голов на один миллион скотоводов.

За последние четыре десятилетия многие пастбища перестали существовать. Особенно большое опустынивание пастбищ произошло в Амдо. Основными пахотными землями тибетцев являются долины рек в Кхаме, долина Цангпо в У-Цанге, долина Мачху в Амдо. Основная зерновая культура, которую выращивают тибетцы, - ячмень, дополнительные - хлебные и бобовые культуры. Средний урожай зерновых в У-Цанге - две тысячи килограмм с гектара и еще выше - в плодородных долинах Амдо и Кхама.

В 1949 г. древние леса Тибета покрывали 221800 км2. К 1985 г. осталась почти половина этого - 134 тыс.км2. Большинство лесов растет по склонам гор, в долинах рек южной, самой низкой, части Тибета. Основные виды леса - это тропические и субтропические хвойные леса с елью, пихтой, сосной, лиственницей, кипарисом; вперемешку с основным лесом встречаются береза и дуб. Деревья растут на высотах до 3800 метров во влажном южном регионе и до 4300 метров - в полусухом северном. Тибетские леса состоят преимущественно из старых деревьев с возрастом более 200 лет. Плотность лесов - 242 м3 на гектар, хотя в У-Цанге плотность старых лесов достигла 2300 м3 на гектар. Это самая высокая плотность для хвойных.

Появление дорог в отдаленных частях Тибета привело к увеличению вырубки лесов. В результате стали доступными древние леса. Основной способ добычи леса - простая валка, которая привела к значительному оголению склонов холмов. Дальнейшее опустошение и уничтожение экологии Тибетского плато, уникальнейшего места на земле, продолжается.

Естественное и искусственное восстановление леса имеет малые масштабы в силу особенностей рельефа региона, земли и влажности, а также высоких температурных перепадов в течение суток и высоких температур на поверхности почвы. В таких экологических условиях деструктивные последствия сплошных вырубок леса непоправимы.

Тибет - основной водораздел Азии и источник ее главных рек. Основная часть рек Тибета обладает стабильностью. Как правило, они вытекают из подземных источников или собираются с ледников. 90% длины рек, рождающихся в Тибете, используется за его пределами, и меньше чем 1% общей длины рек может быть использован в Тибете. Сегодня реки Тибета имеют самые высокие осадочные нормы. Мачху (Хуанхе или Желтая река), Цангпо (Брахмапутра), Дригху (Янцзы) и Сенге Кхабаб (Инд) - пять самых илистых рек в мире. Общая площадь, орошаемая этими реками, если взять территорию от бассейна Мачху на востоке до бассейна Сенге Кхабаб - на западе, приходится на 47% населения Земли. В Тибете насчитывается две тысячи озер. Некоторые из них считаются священными или занимают особое место в жизни народа. Их общая площадь 35 тысяч км2.

Животный мир

Много животных и птиц исчезло из-за разрушения условий их обитания, а также из-за спортивного азарта охотников и по причине оживления незаконной торговли дикими зверями и птицами.

Неограниченное уничтожение диких животных продолжается и сегодня. Объявления об охотничьих "турах" за редкими животными, организуемыми для богатых иностранцев, регулярно публикуются в китайских средствах массовой информации. Эти "охотники" могут убить таких редких животных, как тибетская антилопа (Pantholops hodgsoni), аргалийская овца (Ovis ammon hodgsoni), - виды, которые очевидно должны находиться под защитой государства. Охота на тибетскую антилопу стоит 35 тысяч долларов США, на аргалийскую овцу - 23 тысячи, на белогубую лань (Cervus albirostris) - 13 тысяч, на голубого барана (Pseudois nayaur) - 7900, на красную лань (Cerrus elaphus)- 3500.

В "Белой книге" признается, что большое количество животных на "грани исчезновения". В то же время "Красный список редких видов животных" 1990 года Международного Союза за сохранение природы содержит тридцать видов животных, обитающих в Тибете.

Меры по сохранению фауны Тибета, исключая области, вошедшие в состав китайских провинций, были приняты спустя много времени после того, как подобные меры были введены в самом Китае. Говорилось, что области, попавшие под защиту государства на 1991 год, в общем занимают 310 тыс.км2, что составляет 12% территории Тибета. Эффективность защиты не может быть определена ввиду строго ограниченного доступа в эти районы, а также секретности в отношении действительных данных.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх