Классный час. «Совесть – это наш внутренний судья» (П.А.Гольбах)

МОУ Ермоловская СОШ имени

Классный час:

Классный руководитель:

Классный час: «Совесть – это нравственная категория»

Цель: привлечь внимание учащихся к пониманию и переоценке нравственных основ поведения.

Подготовительная работа:

* Познакомить учащихся с темой будущего классного часа , обсудить форму и время проведения, распределить обязанности.

* Оформить кабинет.

* Оборудование: пословицы, записи песен, муз. центр

Ход классного часа:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о совести, нравственности и достоинстве. Название нашего классного часа определили строки песни Юрия Кима «Диалог о совести» - «Совесть – это нравственная категория».

Звучит песня Ю. Кима «Диалог о совести»

Я недавно сделал открытие:

Открыл я недавно словарь –

Оказывается, «совесть –

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго»

Но как же быть, когда идёт игра,

И для победы правды и добра

Тебе солгать необходимо тоже –

И как же быть тогда?

Обсуждение. Высказывание учащихся к данным строкам.

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Б. Окуджава

Совесть, благородство и достоинство… Такие привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов – основа человеческого бытия . Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века. «…Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста», - утверждала Маргарита Наваррская. «Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое», - читаем у. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», - вторит ему.

Так что же такое совесть?

Ответы учащихся.

Ученик: Совесть – это драгоценное слово.

Ученик: Вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи):

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Ученик. А вот как объясняется значение слова «стыд» (читает): это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Ученик. Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик. Ученик 2. «В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.

Читают пословицы, записанные на доске:

1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

2. Совесть без зубов загрызет.

3. От человека утаишь, от совести не утаишь

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

7. Правда как оса - лезет в глаза.

Учитель: А теперь заглянем в словарь. Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение. Совесть - это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Достоинство – совокупность высоких моральных качеств в самом себе. Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

У каждого из нас своя система ценностей, свой взгляд на жизнь и мнение обо всём. Каждый человек самостоятельно делает выбор и определяет для себя степень значимости этих понятий.

Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека. Нельзя автоматически стать злым или добрым. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. А между поступками и нашей совестью существует прочная связь.

Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»

Послушайте, о чем в говорится в рассказе. (Читает рассказ)

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой.

Обсуждение:

– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 30 лет)

– Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

Люди всю свою жизнь стремятся к самопознанию и самосовершенствованию. Чем больше человек работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки. Так было, есть и, будет всегда. Приведите примеры, когда герои являют собой образцы высокой нравственности и наоборот.

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять тысяч рублей. Как вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации

Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

Ситуация третья.

На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести?

Учитель: Сегодня существуют лозунги «Хочешь жить - умей вертеться!» и афоризм «Победителей не судят!» этим мы оправдываем многие безнравственные поступки. Снижение уровня общей культуры, равнодушие к истории страны, засорение языка и оскудения речи, падение нравов и безнаказанность, провоцируют рост преступности и коррупцию,- вот приметы нашего времени. Состояние нравственности современной России не может не вызывать тревогу.

Вы можете возразить, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха. Но ведь многое зависит от того, как понимать жизненный успех. Не стоить забывать, что во все времена это понятие включало не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека.

«Минута раскаяния»

Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.

Классный руководитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.

Учитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

«Минута прощения».

Учитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица.

Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у тех, кого обидели.

Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным: дома, с стенах школы, в общественных местах, наедине с самим собой… И мы порой сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжёлую сумку в маминых руках, можно позволить себе первым протиснуться к прилавку, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котёнка, не вступиться за товарища, спрятаться за чужую спину, а можно, даже в ущерб себе, поступить честно. Все наши поступки, словно бумеранг , возвращаются, к нам. Делайте больше добрых поступков, чтобы добро было всегда рядом с вами. Не позволяйте себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие. Все начинается с малого. Совершая неблаговидные поступки, мы идем на сделки со своей совестью, разрушаем свою личность.

Чтение стихотворения:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви или молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский

Подведение итогов (рефлексия). Заканчивая сегодняшний разговор, я надеюсь, что тема не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно.

Как вы считаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? Заставит ли задуматься о своих поступках?

ответы детей: (пример)

– Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

– Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не пробудить.

Литература:

Классные часы, нетрадиционные уроки и школьные праздники / . – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 253.

  • Печать
  • E-mail
Подробности Опубликовано: 28.05.2011 09:31 Просмотров: 7435

Классный час в 7 классе. (Классный руководитель - Кашинцева О.В.)

Тема: "Совесть - внутренний сторож".

Цель: способствовать формированию таких нравственных категорий, как "совесть" и "стыд".

Задачи:

Развивать умение анализировать нравственные проблемы и отстаивать свою точку зрения;

Формировать умение критически относиться к себе, давать оценку своих поступков;

Побуждать детей к поиску нравственных идеалов.

Оборудование: видеоролик "Окно", мультимедийная презентация, тексты произведений "Скупой рыцарь", "Борис Годунов" А.С,Пушкина, "Пропала совесть" М.Е.Салтыкова-Щедрина, подарки для учащихся - сборник высказываний, пословиц и поговорок о совести.

План.

1. Просмотр видеоролика "Окно".

2. Обсуждение увиденного, выполнение задания.

3. Работа со словарем.

4. Конкурс "Народная мудрость".

5. Конкурс "Наедине с самим собой".

6. Подведение итогов.

Ход классного часа.

Просмотр видеоролика "Окно".

Какие чувства вызвал у вас этот сюжет?

Какие чувства испытывал герой ролика?

Объявление темы классного часа: "Совесть - внутренний сторож".

Слайд № 1. Тема классного часа. Эпиграф.

Подумайте и скажите, что такое совесть.

Работа с толковым словарем Ожегова: найти определение понятий "совесть" и "стыд".

Слайд № 2. Определение понятий "совесть" и "стыд".

Можете ли вы вспомнить эпизод из своей жизни, когда вас мучила совесть? Не надо рассказывать нам эпизод, только опишите свои чувства.

Совесть - это данная нам способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство стыда появляется, когда вы поступили вопреки своей совести.

Конкурс "Народная мудрость". Слайд № 3. Пословицы и поговорки о совести.

Народ сложил много пословиц и поговорок о совести.

Задание: собрать из кусочков пословицу и разъяснить ее смысл.

Работа с текстами "Скупой рыцарь" и "Борис Годунов" А.С.Пушкина.

Слайд № 4.

Многие подростки не включают совесть в число жизненных ценностей. Им кажется, что совесть мешает жить по законам современного общества. Доказательство этому они видят на экранах телевизоров и в окружающей жизни. Может быть, в современном мире и в самом деле легче прожить без совести?

Задание: представьте себе, что вдруг пропала совесть. Каковы будут последствия этой невероятной ситуации?

После обсуждения и ответов ребят познакомить их со сказкой М.Е.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть".

Слайд № 5. Учитель делает пояснения к слайду.

Часто наши дурные поступки для окружающих нас людей проходят незаметно. Но наша совесть заставляет нас переживать, постоянно думать об этом поступке и, в конце концов, его исправить.

Задание: установить последовательность этапов оценки человеком своего дурного поступка.

После обсуждения на слайде № 6 выстроить нужную последовательность.

Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах и наедине с собой. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжелую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку малышу, прочитать чужое письмо, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, оправдывая свои плохие поступки, человек идет на сделку со своей совестью, разрушая свою личность.

Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло.

Рефлексия.

Мнение ребят о классном часе, вручение подарков.

На тему «Разговор о совести»

Цель:

Помочь обучающимся сформулировать и осмыслить нравственное понятие СОВЕСТЬ;

Задачи:

1). На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у обучающихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

2). Показать обучающимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.

3). Развитие таких личных качеств у обучающихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Форма: личностно-ориентированный классный час - размышление.

Оборудование и материалы:

ü компьютер,

ü мультимедийный проектор,

ü презентация по материалам классного часа,

ü толковые словари и,

ü анкета «Совесть в жизни человека»,

ü видеофильм «Осколки в сердце»,

ü карточки с пословицами и ситуационными проблемами для работы в группах,

ü кружки-оценки для этапа рефлексии.

Роли и поручения детям:

1. Найти в словарях определения понятия «совесть», «стыд».

2. Выучить стихотворения.

3. Предварительное проведение анкетирования «Совесть в жизни человека».

1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?

2. Что ты сделал тогда?

3. А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?

План классного часа:

1. Приветствие.

2. Проблемное стихотворение.

2. Сообщение по словарным статьям словарей и.

4. «Собери пословицу»

5. Высказывания великих людей

6. Книги о совести

7. Игра «Чего нужно стыдиться?

8. Разминка.

9. Ситуации выбора

10. Видеофильм

11. Кластер «Совестливый человек»

12. «Минута раскаяния»

13. Стихотворение о совести

14. Подведение итогов (рефлексия).

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

1. Приветствие. Слайд 1 Заставка с весенней музыкой.

Классный руководитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня последний день зимы, а значит, весна уже наступит совсем скоро. С чем у вас ассоциируется приход весны?

- с теплом

- с пробуждением растений и животных

- с чем-то новым

- с возрождением прекрасного.

Я с вами согласна. В природе пробуждается все прекрасное, и у человека тоже есть такая возможность. Сегодня на классном часе мы и постараемся пробудить в себе это чувство. А начнет наш разговор ученик 1 , подготовивший стихотворение.

2. Проблемное стихотворение.

Собрался на гулянку… Жду трамвайчик…

Темно, на остановке ни души…

Гляжу, старушка, божий одуванчик,

По урнам жестебанку ворошит,

Из тех, кто получил от государства

Награду, «соразмерную» труду:

Поешь - не хватит денег на лекарства,

Лекарства купишь - нету на еду.

А рядом, у ларька, к стене торцами,

Собой вполне добротные на вид

Три ящика стояли с огурцами.

В округе - никого, ларёк закрыт.

«Бабуля, видно, с бабками не густо?

Возьми чуток - халява, все дела»…

«Нельзя, чужое», - улыбнулась грустно

И к следующей урне побрела.

В тот раз я не попал на полюбушки.

Трамвай давно ушёл, а я стоял

И плакал от величия старушки.

И от того, что знаю: я бы - взял…

Классный руководитель: Ребята, о чем это стихотворение? Каким прекрасным чувством обладала старушка? Какова будет тема нашего классного часа?

- о совести

Слайд 2 Тема классного часа.

Классный руководитель: Тема классного часа «Разговор о совести»

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть ещё:

Этотакие привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов – основа человеческого бытия . Без них человеческий род давно бы угас. К сожалению, в настоящее время мы можем наблюдать снижение уровня общей культуры, падение нравственности. Говорят, у некоторых людей просто нет совести. А что такое совесть?

Слайд 3 Что такое совесть

Ответы детей.

Классный руководитель: Хорошо. Давайте для подтверждения сказанного обратимся к толковым словарям. Ученица 2 подготовила небольшое сообщение о том, что такое совесть.

Слайд 4 Словари.

3 . Сообщение по словарным статьям словарей и.

В словаре даётся следующее определение понятия «совесть»:

совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

В словаре даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление:

«Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».

Всегда рядом с этими словами стоят другие моральные ценности: достоинство и благородство.

ДОСТОИНСТВО – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

БЛАГОРОДСТВО – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Слайд 5 Определение совести

Классный руководитель: Итак, совесть – это ….. Об этом человеческом качестве люди начали говорить с давних пор. И в устном народном творчестве вопрос совести тоже затронут. Знаете ли вы какие-нибудь пословицы о совести?

Ответы детей.

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Задание: из отдельных слов соберите пословицу и объясните ее смысл.

4. «Собери пословицу»

Слайд 6. Собери пословицу (музыка)

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

2. От человека утаишь, от совести не утаишь.

3. Волосом сед, а совести нет.

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

Слайд 7 Пословицы

Объяснение пословиц.

Классный руководитель: Кроме этого о совести есть множество высказываний великий людей. Давай те прочитаем некоторые их них.

5. Высказывания великих людей

Слайд 8. Высказывания великих людей.

Классный руководитель: Согласны вы с ними?

Ответы детей.

Также о совести написано много произведений, с которыми вы можете познакомиться.

6. Книги о совести

Слайд 9 Книги.

«Совесть»

Щедрин «Пропала совесть»

«Преступление и наказание»

7. Игра «Чего нужно стыдиться?

Классный руководитель: Эти произведения ярко рассказывают нам о чувстве совести и стыда. Как вы думаете, а чего нужно стыдиться?

Ответы детей

Сейчас мы проверим. Я читаю, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно».

Учитель читает:

· физические недостатки;

· некрасивые поступки;

· поношенная, но аккуратная одежда;

· неряшливый вид;

· непрестижная работа родителей;

· вульгарная внешность;

· грубое, бездушное отношение к людям;

· нецензурные выражения.

Классный руководитель. Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться.

8. Разминка.

Классный руководитель: А теперь давайте проведем разминку не только для души, но и для тела. Я буду называть различные слова. Некоторые из них вы услышите впервые. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаете руки вверх, если означает что-то плохое, недоброе - опускаете руки вниз.

Начнем: МИЛОСЕРДИЕ, МАЛОДУШИЕ, ПОСЛУШАНИЕ, ГОРДЫНЯ, ЧИСТОСЕРДЕЧНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ДОБРОТА, САМОЛЮБИЕ, ГНЕВ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ГРУБОСТЬ. Что с вами произошло? Вы опустились ниже. Каких слов больше было сказано?

На кого вы стали похожи? На животных. Так и бывает в жизни - творя все то, из-за чего

мы опустились, человек перестает быть похожим на человека.

Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми.

Помогайте мне и называйте слова, которые поднимут нас: РАДОСТЬ, МИР, ЛЮБОВЬ (детские руки взлетают вверх).

9. Ситуации выбора.

Классный руководитель: Ребята, здесь вы прекрасно отделило добро от зла. Но ведь наша жизнь полна самых разных ситуаций. А обстоятельства требуют от нас выбора: сделать по совести или против совести.

Давайте рассмотрим три ситуации. Разделимся на группы.

Каждая группа получает карточку с описанной в ней ситуацией. Учащиеся обсуждают и аргументируют свою позицию по поводу данной ситуации:

Слайд 10. Ситуации

Ситуация 1. В школьном коридоре вы нашли маленький кошелек. Кроме вас, в коридоре никого нет. Как вы поступите?

Ситуация 2. Летним жарким днём в битком набитом автобусе вы возвращаетесь уставшим после спортивной тренировки. Уловив взглядом одно местечко, вы с удовольствием на нем расположились. На следующей остановке в автобус зашла старушка с двумя сумками и встала неподалеку от вас. Ваши действия?

Ситуация 3. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?

10. Видеофильм

Классный руководитель: Я рада, что вы сделали выбор по совести. А проведенное анкетирование подтверждает, что у большинства у вас чувство совести не спит.

Слайд 11. Вопросы анкеты

А может ли быть так, что совесть человека пробуждается только через много-много лет? Давайте посмотрим об этом видеофильм.

Слайд 12 Фильм

Классный руководитель.

– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)

– Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

11. Кластер «Совестливый человек»

Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества.

Если человек совершает неблаговидный поступок, это нередко вызывает у него недовольство собой, раскаяние, угрызение совести.

«Муки совести» - одно из самых сильных человеческих эмоций.

Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести. Каждый должен стать совестливым человеком.

А какой он, совестливый человек? Составим кластер.

Например:

Он всё делает по совести, стыдится поступать нечестно, несправедливо. Это справедливый, добросовестный и ответственный человек .

Он как бы сверяет каждый свой шаг с действующими нормами морали и поступает сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.

Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает.

Совестливый человек работает с душой, а не для «галочки».

Совестливый человек не пройдёт равнодушно мимо чужой беды , не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то непреднамеренно, и они вызывают у него глубокое раскаяние .

Слайд 13 Кластер

Классный руководитель : Мы с вами составили словесный портрет совестливого человека. А в нашем классе есть совестливые люди? Давайте проверим.

12. «Минута раскаяния»

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся.

Слайд 14. Минута раскаяния.

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.

Классный руководитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.

Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. А если вы обидели кого-то, то нужно обязательно попросить прощения.

13. Стихотворение о совести.

И в заключении давайте послушаем еще одно стихотворение о совести. Выступает ученица 3 .

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё равно - шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи,-

Держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.

Чего скрывать – с ней нелегко живётся,

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливой издавна зовётся

В народе русская душа.

Классный руководитель: Я хочу вам, ребята, пожелать быть совестливыми людьми. Самое время пробудить свою совесть! И думаю, сегодня мы сделали первый шаг на пути к этому.

14. Подведение итогов (рефлексия).

Слайд 15 Рефлексия

Классный руководитель: Наш разговор подошел к концу. Для подведения итогов продолжите, пожалуйста, любую фразу.

А теперь, уходя, вы раскрасьте кружок, лежащий на парте, соответствующим цветом:

Красный - классный час мне понравился, прошел интересно и заставил о многом задуматься

Синий - классный час прошел интересно, но пользы он не принесет

Черный – классный час мне не понравился. Классный руководитель: Всем спасибо! Слайд 16 Спасибо за внимание

Совесть­мерило нравственности
Цель: Формирование чувства совести.
Задачи:
1). На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у
учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
2). Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных
поступков и поступков сверстников и одноклассников.
3). Развитие таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки,
анализировать их и делать выводы.
«Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь
город к реке, взгляд мой почему­то задержался на семейной паре. Молодая, полная,
пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми
висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с
краю…, как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным
водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им­то, обвешанным сумками,
изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно
кидало взад­вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе,
занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей».
 I Этап.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ:
1. Определение темы.
2. Предварительное проведение анкетирование «Совесть в жизни человека».

2. Что ты сделал тогда?
3. А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?
3. Анализ анкеты «Совесть в жизни человека».
4. Подбор материала.
Роли и поручения детям:
1. Подготовить пословицы и поговорки о совести.
2. В Детской Библии повторить Заповеди Божьи.
 II Этап.
Проведение класса общения.
Человек­ существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий
общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная
среда, в которой он живёт.
Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно.Как
существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать
1

формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко
стоять на ногах, быть высоконравственным.
Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями,
борьба за устранение всего, что мешает нам двигаться вперёд. Но действия и поведение
человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать и сам
человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность
соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство
нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.
О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Вот
некоторые из них.
Многие выдающиеся люди указывали, что без чувства совести трудно стать
нравственным человеком.
Сократ высказывался на этот счёт так: «Я считаю потерянным того человека,
который потерял чувство стыда». Совесть служит регулятором поведения и
деятельности человека, его внутренним моральным контролёром.
Совесть­ это своеобразный моральный страх, несущий ответственность за поведение
человека, за выбор им своих действий, поступков.
Готовясь к этому часу общения, я просила вас ответить на три вопроса анкеты.
1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?
2. Что ты сделал тогда?
3. А теперь, когда прошло время и, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?
Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки,
совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним
мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. Приведу
такой пример.
­Ребята, как вы думаете дальше развивались события?
(ответы детей)
Попробуйте проиграть ситуацию. Выскажите свои «за» и «против».
­Что означает выражение: «Не пристало девочке с этих лет совесть терять, да и вам
самой мамаша, как бы после не наплакаться…»
«Так у нас повелось: в семь лет ­ сидят, а в семьдесят стоят. Кто тут виноват? Да
сами мы, родители. Вот какую кралю отец с матерью вырастили, а совесть вложить
забыли. Ну, а человек без совести тот же калека, ему сидячее место вроде бы
положено…»
Мы часто вынуждены задумываться над нравственным смыслом своих поступков и вообще
над вопросом дозволенности и недозволенности.
Если человек совершает неблаговидный поступок, это нередко вызывает у него
недовольство собой, раскаяние, угрызение совести. «Муки совести» ­ одно из самых
сильных человеческих эмоций.
2

­Ребята, кого же называют «человеком с чистой совестью»?
(ответы детей)
Чистая совесть означает, как говорил Фейербах, что человек не чувствует за собой
никакого злого поступка, никакого действия, которое должно было бы бояться мнения
других людей.
У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, чья совесть нечиста».
Как вы понимаете выражение «нечистая совесть»? И почему человек с нечистой
совестью действительно жалок?
(ответы детей)
Нечистая совесть есть не что иное, как страдание по поводу невыполненного долга, по
поводу боли, причинённой другому человеку по недоразумению, оплошности или
преднамеренно.
Вместе с тем есть люди с больной совестью.
­Как вы понимаете выражение « больная совесть»?
У людей с больной совестью развивается неуверенность в правильности своих
поступков, постоянная боязнь сделать что­то не так, они постоянно казнят себя за
поступки, в которых ничего предосудительного по существу не было.
Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос
совести. Именно совесть помогает человеку не допускать отступлений от норм
человеческой морали. Совесть имеет божественное происхождение, является таким
нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть­ это голос Бога
внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает
его делать добро и избегать дурного. Этому учат нас Заповеди Божьи.
Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость и
удовлетворение, делает его уверенным в себе. Но как бывает на душе тяжело, когда
чувствуешь, что ты что­то сделал не так, как должен был сделать. Свой высший суд есть,
наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к
себе. Чувство стыда и раскаяния ­ неприятное чувство.
Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни
человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность ­ всё
это неотделимо от совести.
На совестливых людях держится мир и порядок. Они несут в себе заряд
нравственного здоровья, благотворно влияющего на окружающих. Их жизненная позиция
во многом определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. И я очень хочу,
чтобы вы никогда не теряли совесть и жили всегда в согласии с ней.
Ибо, как говорил В.И. Даль, совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё
или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором
отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать
качество поступка; чувство, пробуждающее к истине и добру, отвращение ото лжи и зла;
невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх