Лучшие из Медичи: Козимо Старший. Медичи.(1)Становление клана

Семейство Медичи огромное, в те времена одно из богатейших в Европе. Дало миру не только правителей Флоренции и покровителей, спонсоров художников, архитекторов, но ещё и четырёх римских пап и двух королев Франции. Лоренцо Великолепный, римский папа Лев X, французские королевы Екатерина и Мария Медичи — эти легендарные личности происходят из одной семьи, бывшей когда-то одной из самых могущественных в Европе.

«Пусть Медичи покоятся с миром в своих мраморных и порфировых гробницах, ведь они сделали для всемирной славы более чем кто-либо из принцев, королей и императоров, как предыдущих, так и последующих эпох», так отозвался о них Александр Дюма.

Лоренцо Великолепный - он был самым великолепным представителем великого семейства Медичи. К сожалению, умер молодым - ему было всего 43 года. Папа Римский, узнав о смерти Лоренцо, воскликнул: "Мир погиб!". А король Неаполя сказал: "Он прожил достаточно долго для себя самого, но слишком мало для спасения Италии".

Уймитесь, не упорствуйте жестоко,
Мечты и вздохи вечные о ней,
Чтоб тихий сон не миновал очей
Где слез не просыхает поволока.

Труды и мысли дня уже далеко
Равно и от людей и от зверей;
Уже упряжке белых лошадей
Предшествует неясный свет востока.

Подпишем перемирие, пока
Не встало солнце: верь, Амур, что сниться
Ее лицо и голос будут мне

И белая в моей руке рука.
Не будь завистлив, дай мне насладиться
Неслыханным блаженством хоть во сне.

Сонет Лоренцо Медичи (1449-1492)

(Перевод Евгений Солонович)

Предполагается, что Лукреция Донати являлась той дамой, которую по правилам куртуазной любви Лоренцо Медичи воспевал в своих стихах как светлую звезду, как блестящее солнце, как богиню, явившую земле небесное совершенство, и т. д.

Он выбрал её своей музой в 1465 году, когда ей было 18, а ему 16 лет, и она только что вышла замуж за Никколо Ардингелли, с которым была обручена два года. (Сам Лоренцо не мог на ней жениться, поскольку существовали договоренности о его династическом браке со знатной римлянкой).

«Об этой поэтической связи было объявлено во всеуслышание: на большом турнире 1469 года имя Лукреции красовалось рядом с Клариче Орсини, будущей женой Лоренцо. Та, впрочем, не держала обиды: в 1471 году она согласилась быть крестной матерью новорожденного Пьетро Ардингелли, сына Лукреции и Никколо. А Никколо не возражал, чтобы его супруга была царицей флорентийских праздников»

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици

Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный» (итал. Lorenzo di Piero de Medici il Magnifico; 1449, — 1492) — флорентийский государственный деятель, глава Флорентийской республики в ее Золотой век, в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт. Лоренцо использовал общественные деньги для того, чтобы заручиться поддержкой среднего класса и способствовать возрождению интереса к философии, литературе, скульптуре и живописи. Находящаяся под его патронажем Академия Кареджи, членами которой были Фичино, Пико делла Мирандола и Полициано, стала тем центром, из которого по всей Европе распространилось понятие неоплатонизма. При флорентийском дворе создавали в то время свои шедевры Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти.

Портрет, известен просто как "Портрет молодой женщины" . Нет полной уверенности, что портрет принадлежит кисти Боттичелли, а на возможность быть запечатленной на нем претендуют как минимум три дамы - Симонетта Веспуччи, жена Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и любовница Джулиано Медичи, матери папы Климента VII, чье имя также под вопросом.

С. Боттичелли. «Поклонение волхвов», 1475-1476

Художник изобразил могущественных Медичи — Козимо Старого, его сына Пьетро и внуков Лоренцо Великолепного и Джулиано — в окружении их двора.

Правда, мне попались утверждения, что это не портрет Джулиано, а портрет его старшего брата. Но почему-то больше хочется согласиться с теми, кто усматривает черты Лоренцо Великолепного в другом персонаже «Поклонения волхвов»:

Cosimo di Giovanni de Medici (1389-1464), Jacopo Pontormo (1494-1557)

Козимо Медичи Старый (итал. Cosimo di Giovanni de Medici, Cosimo il vecchio) (27 сентября 1389, Флоренция — 1 августа 1464, Флоренция) — сын Джованни ди Биччи (1360—1429), основателя династии Медичи, активный флорентийский политический деятель, один из лучших государственных людей своего времени. Купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния. В 1414 году Козимо женился на Контессине де Барди, двое детей: Пьеро (1416—1469), Жан (1421—1463).

Piero di Cosimo de Medici (1416 - 1469), - Angelo Bronzino (1503-1572)

Из-за болезни имел прозвище Подагрик (итал. il Gottoso). Пьеро был старшим сыном Козимо Медичи и Контессины де Барди. С 1444 года он был женат на Лукреции Торнабуони (1425—1482) от которой имел семерых детей, из которых пятеро достигли взрослого возраста - сыновья: Лоренцо I Великолепный (1449—1492), Джулиано (1453—1478).

Domenico Ghirlandaio (1449-1494). Лукреция Торнабуони де Медичи

Лукреция Торнабуони де Медичи (итал. Lucrezia Tornabuoni de Medici, 1425 —1482) — супруга Пьеро ди Козимо Медичи и мать Лоренцо Великолепного, итальянская религиозная поэтесса периода Возрождения, патронесса искусств и благотворительница, игравшая большую роль в общественной жизни Флоренции XV века.

Sandro Boticelli. Giuliano de Medici, 1478

Джулиано Медичи (итал. Giuliano de Medici, 25 марта 1453 — 26 апреля 1478 Флоренция) — второй сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони, соправитель своего брата Лоренцо Великолепного. Джулиано был убит во время заговора Пацци во время пасхальной мессы в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции 26 апреля 1478 г. Он похоронен в Капелле Медичи базилики Сан-Лоренцо во Флоренции рядом со своим братом Лоренцо. Незаконнорожденный сын Джулиано от Фьоретты Горини Джулио стал папой Климентом VII. Другая знаменитая возлюбленная Джулиано — Симонетта Веспуччи.

Считается, что этот портрет Джулиано Медичи, Боттичелли написал уже после убийства младшего правителя Флоренции, о чем свидетельствуют символы смерти - голубь, сидящий на сухой ветке, и открытая дверь. Мне попадалось предположение о том, что портрет в память о брате заказал сам Лорнецо Великолепный, так как убийцы ударами кинжалов изуродовали лицо Джулиано, и посмертную маску снять было нельзя.

Считается, что на этой работе Пьеро ди Козимо в образе Клеопатры изображена Симонетта Веспуччи через десятилетия после своей смерти.

Portrait of Pope Leo X and his cousins, cardinals Giulio de Medici and Luigi de Rossi. - Raffaello Sanzio (1483-1520)

Лев X (лат. Leo PP. X, в миру — Джованни Медичи, итал. Giovanni Medici; 1475-1521). Второй сын Лоренцо Великолепного, властителя Флоренции. Папа римский с 11 марта 1513 по 1 декабря 1521. Последний папа, не имевший священного сана на момент избрания.

Giuliano de Medici (1479-1516) by Raphael

Джулиано Медичи — капитан-генерал Флорентийской республики из рода Медичи, третий сын Лоренцо Великолепного и Клариче Орсини, младший брат Пьеро Глупого и папы Льва X.

Пятого июля 2007 года на аукционе Christie"s в рамках торгов «Значительные произведения старых мастеров» был выставлен портрет «Лоренцо II Медичи» кисти одного из самых известных мастеров итальянского Возрождения - Рафаэля Санти. Предварительно картина была оценена в 10-15 миллионов фунтов стерлингов.

На портрете изображен Лоренцо II Медичи, герцог Урбино, сын Пьеро Глупого, внук Лоренцо Великолепного. Герцог изображен держащим в руке медальон, вероятно, с портретным изображением его будущей супруги.

Лоренцо правил Флоренцией с 1513 до 1519 года. Его дочь, Екатерина Медичи, вышла замуж за французского короля Генриха II и устроила в Париже знаменитую Варфоломеевскую ночь. Картина не появлялась на публике более 40 лет, и все это время находилась в частной коллекции. В частных руках осталось не так много признанных шедевров Рафаэля, а история этой работы прослеживается с момента ее написания в 1518 году и до последнего владельца - Айры Спаниермана. Полотно было предметом споров, подвергались сомнению и авторство картины, и личность изображенного персонажа, пока в 1862 году не восторжествовала точка зрения исследователя итальянского Ренессанса, сэра Чарльза Робинсона.

Мадлен де ла Тур д’Овернь (фр. Madeleine de La Tour d"Auvergne) появилась на свет в 1501 г. Она была младшей дочерью Жана III де ла Тур, графа Оверни и Жанны де Бурбон-Вандом. В том же 1501 г. малышка осиротела - Жан де ла Тур внезапно умер.

Мадлен росла послушной и неглупой девочкой. Единственное, что сильно огорчало графиню Жанну - младшая дочь была дурнушкой! Оставалось только утешать себя, что красота - не самое важное для столь знатной девушки...

Дочь Лоренцо и Мадлен - Екатерина Медичи, будущая королева Франции появилась на свет в доме, отмеченном смертью. В покоях, соседних с родильными апартаментами, от лихорадки умирал ее жизнерадостный 27-летний отец, правитель Флоренции и Урбино. Мать — Мадлен де Ла Тур, вскоре после родов слегла с тяжелым приступом родильной горячки. Герцогиня Урбинская покинула этот мир 28 апреля 1519 года, вскоре после смерти супруга. Ей было лишь 18 лет...

Автор неизвестен. Екатерина Медичи (итал. Caterina Maria Romola di Lorenzo de Medici) (1519 — 1589), королева и регентша Франции, жена Генриха II, короля Франции из Ангулемской линии династии Валуа.

Родители Екатерины — Лоренцо II ди Пьеро де Медичи, герцог Урбинский (1492 — 1519) и Мадлен де ла Тур, графиня Оверньская (ок. 1500 — 1519) сочетались браком в знак союза между Королём Франции Франциском I и Папой Львом X, дядей Лоренцо, против Императора Максимилиана I Габсбурга.

Молодая чета была очень рада рождению дочери, согласно летописцу, они «были довольны так же, как если бы это был сын». Но, к сожалению, их радости не суждено было длиться долго: родители Екатерины умерли в первый же месяц её жизни — мать на 15-й день после родов (в девятнадцатилетнем возрасте), а отец пережил супругу всего на шесть дней.

В возрасте 14-ти лет Екатерина стала невестой французского принца Генриха де Валуа, будущего короля Франции Генриха II. Её приданое составило 130 000 дукатов и обширные владения, включавшие Пизу, Ливорно и Парму...

С именем Екатерины Медичи связано одно из самых кровавых событий истории Франции — Варфоломеевская ночь. Резня, которая началась два дня спустя, запятнала репутацию Екатерины несмываемо. Нет никаких сомнений, что именно она стояла за решением 23 августа, когда Карл IX распорядился: «Тогда убейте их всех, убейте их всех!».

Климент VII (лат. Clemens PP. VII; в миру Джулио Медичи - художник Sebastiano del Piombo (1485-1547)

Джулио де Медичи родился 26 мая 1478 года. Был внебрачным сыном Джулиано Медичи (брата Лоренцо Великолепного) и Фьоретты Горини. В 1510—1511 годах был архиепископом Амбрёна. Адриан VI назначил его архиепископом Флоренции и кардиналом. После двухмесячных споров кардиналы избрали его папой. Его понтификат, продолжавшийся 11 лет, был чередой непрерывных поражений и неудач.

Girolamo da Carpi - Cardinal Ippolito de Medici and Monsignor Mario Bracci

Portrait of Ippolito de Medici. 1533 ву Titian (Tiziano Vecellio)

Ippolito de Medici (1511—1535) — единственный и внебрачный сын герцога Немурского Джулиано Медичи, внук Лоренцо Великолепного.

Alessandro di Lorenzo de Medici, detto il Moro; (1510-1537). Якопо Понтормо

Герцог флорентийский, первый из старшей линии Медичи, кто правил городом, нося титул «герцог».

Считался побочным сыном 17-летнего Лоренцо II Медичи (внука Лоренцо Великолепного). Хотя многие ученые сегодня считают, что на самом деле он был побочным сыном Джулио Медичи (позже — папы Климента VII), племянника Лоренцо Великолепного. Историки предполагают, что он мог родиться от чернокожей женщины, служившей прислугой в доме Медичи, которая упоминается в документах как Симонетта да Коллавекьо (Simonetta da Collavechio), выданная замуж за итальянца. Его прозвище il Moro (Смуглый, Мавр) может быть связано с этим фактом.

Алессандро отличался жестоким и деспотичным нравом, имел склонность к извращениям. Был весьма злопамятным. Во время его правления сторонники республики подвергались бесчисленным пыткам и казням. Его подозревали в отравлении кардинала Иполлито Медичи, его родственника, конкурировавшего с ним в борьбе за власть. Помимо всего прочего, горожане не любили его за склонность к оргиям, его обвиняли в похищениях и изнасилованиях флорентиек, в том числе и во вторжениях в женские монастыри.

Алессандро был убит своим кузеном Лоренцино Пополано де Медичи по прозванию Лорензаччо («плохой Лоренцино») и наёмным убийцей Скоронконколо. Лоренцино заманил свою жертву на свидание к своей сестре, прекрасной вдове Лодомии (Вариант: он убил его за посягательство на Лодомию).

Пий IV (лат. Pius PP. IV) (в миру Giovanni Angelo de Medici) ; (1499 —1565) — папа римский с 25 декабря 1559 по 9 декабря 1565.

Джованни Анджело де Медичи происходил из боковой, обедневшей ветви рода Медичи. Родился 31 марта 1499 года в Милане. Был сыном нотариуса. Посвятил себя медицине и юриспруденции. Учился в университетах в Павии и Милане. Павел III принял его на службу в папскую курию. Павел III назначил его архиепископом Рагузы (Сицилия), а в 1549 году — кардиналом. Джованни Анджело Медичи считался человеком ясной и спокойной души, полным жизнерадостности.

Agnolo Bronzino. Cosimo I de Medici in Armour, 1545

Козимо I Медичи , герцог Тосканский (1519—1574) — великий герцог тосканский. Первый из представителей боковой линии Медичи во главе Флоренции. Сын Джованни далле Банде Нере и Марии Сальвиати, по материнской линии внучке Лоренцо Великолепного.

Старшая ветвь Медичи, идущая от Козимо, основателя могущества династии, пресеклась в 1537 со смертью Алессандро Медичи — 1-го герцога. Так как Тоскана была превращена в герцогство по желанию императора Карла V, флорентийцы не рискнули вернуться к республиканскому строю. Поиск в кандидаты в следующие герцоги привел к Козимо I. Он был представителем младшей ветви рода, идущей от брата Козимо по имени Лоренцо. В момент принятия титула Козимо было 17 лет.

Agnolo Bronzino - Элеонора Толедская (1522—1562), великая герцогиня Тосканская, 1-я супруга Козимо с сыном Джованни

Элеонора родилась в Толедо, она была второй дочерью вице-короля Неаполя, маркиза Виллафранка дона Педро Альвареса де Толедо, сына второго герцога Альба. В 1539 году в возрасте 17-ти лет она вышла замуж за Козимо I Медичи.

Великому герцогу Козимо I де Медичи, получившему титул герцога незадолго до своей женитьбы на Элеоноре, пришлась очень кстати поддержка могущественного тестя. Голубая кровь Элеоноры, которой так не хватало Медичи, должна была помочь семье стать вровень с другими европейскими правителями

По началу не признанная народом иностранка быстро завоевала всеобщее доверие. С одной стороны, Элеонора Толедская прославилась как меценат за помощь, оказываемую художникам, с другой стороны, благодаря ревностной испанской католичке во Флоренции появились иезуиты и было построено много храмов. Обладая хорошими организаторскими способностями, она пользовалась доверием и у мужа, который часто оставлял её регентом на время своего отсутствия.

У Элеоноры и Козимо было одиннадцать детей, включая пять сыновей достигших совершеннолетия (Франческо, Джованни, Гарсиа, Фердинандо и Пиетро), до этого династия Медичи была под угрозой угасания из-за отсутствия наследников. Произведя на свет многочисленное потомство, Элеонора обеспечила силу и процветание Тосканы. Её дочери вышли замуж за представителей лучших домов Италии. Два её сына — Франческо и Фердинандо правили как герцоги Тосканы.

Maria de Medici (1540 - 1557) ву Angelo Bronzino (1503-1572) was the eldest daughter of Cosimo I de Medici, Grand Duke of Tuscany and Eleonora di Toledo , died at the age of seventeen. She was painted by Bronzino when she was eleven.

Она была помолвлена с Альфонсо II, Герцогом Феррары, но умерла в возрасте семнадцати лет, прежде, чем брак был заключён. Согласно одной ненадежной легенде, Мария была прекрасна и сторонилась мужчин. Пока тайно не влюбилась в Malatesta de" Malatesti. Согласно этой легенде, ей нанес удар в сердце ее отец после того, как поймал молодых любовников вместе. Её отец, Козимо говорил что она умерла от сыпного тифа и бросила своего молодого возлюбленного в тюрьму.

Другие более точные отчеты указывают, что причиной смерти Марии была, вероятно, малярия. Она умерла в Ливорно. Отец сильно горевал по ней и держал портрет дочери в своей спальне до самой смерти.

1560-е. Частное собрание, Англия. Картина итальянского художника Алессандро Аллори «Изабелла деи Медичи Орсини с любимой собачкой». Один из многочисленных портретов членов семейства Медичи живописца Аллори, придворного художника герцога Тосканского. Изабелла Медичи была дочерью великого герцога Тосканы Козимо I и Элеоноры Толедской. Изабелла Медичи совсем юной девушкой вышла замуж за представителя другого знатного рода Паоло Джордано Орсини, который в припадке ярости задушил Изабеллу (вероятно, с соучастием ее брата Франческо, нового Великого Герцога.) на вилле Гауди за ее многочисленные измены и любовные связи.

Алессандро Аллори (Alessandro Allori), (1535-1607). Элеонора ди Гарсия деи Медичи 1571, Музей истории искусства, Вена. Портрет молоденькой принцессы представляет супругу Пьетро Козимо, младшего сына великого герцога Тосканы Козимо I и Элеоноры Толедской.

Неизвестный художник. Лев XI (Leo PP. XI) в миру Alessandro Ottaviano de Medici; (1535 — 1605) — папа римский с 1 по 27 апреля 1605 года.

Четвёртый папа, носивший фамилию Медичи. Родился во Флоренции 2 июня 1535 года. Племянник Льва X. После назначения епископом Пистойи, а затем архиепископом Флоренции, получил в 1583 году от Григория XIII кардинальскую шапку. Стал кардиналом 12 декабря 1583, в один день с Джамбаттистой Кастанья, Никколо Сфрондрати и Джованни Антонио Факинетти де Нуче, последовательно занимавших папский престол в XVI столетии соответственно как Урбан VIІ, Григорий XIV и Иннокентий IX. По стечению обстоятельств никто из кардиналов рукоположенных в этот день не пробыл папой больше года.

Лев XI умер на 28-й день своего понтификата.

Ritratto di Francesco I de Medici. Ritratto di Francesco I (1541-1587) (Allori?, c.1567, Galleria degli Uffizi)

Родился во Флоренции, был старшим сыном Козимо I, великого герцога Тосканы и его жены Элеоноры Толедской. В 1564 году его отец сложил с себя власть и назначил Франческо регентом.

18 декабря 1565 года Франческо женился на Иоанне Австрийской, младшей дочери императора Фердинанда I. Их брак оказался несчастливым. Франческо игнорировал болезненную, меланхолическую Иоанну, к которой, вдобавок, с неприязнью относились подданные из-за её австрийского происхождения. За 12 лет брака Иоанна родила 8 детей и скончалась в возрасте 31 года.

Alessandro Allori (1535-1607). Ritratto di Bianca Cappello (dettaglio)

Спустя три месяца после смерти жены, 5 июня 1578 года Франческо тайно обвенчался со своей давней любовницей Бьянкой Каппелло . 12 октября состоялось торжественное публичное бракосочетание. У них не было детей, но Франческо узаконил Виргинию, дочь Бьянки от первого брака и сына Антонио (который в действительности не являлся сыном Бьянки; 1576—1621). Бьянка вызывала ненависть у горожан и заслужила прозвище «Колдунья», раздавались обвинения в том, что пара убила Иоанну Австрийскую...

Sofonisba Anguissola (ca. 1535 - 1625): Bildnis der Erzherzogin Johanna von О sterreich

Иоанна Австрийская (нем. Johanna von Оsterreich, итал. Giovanna d Austria; 24 января 1547, Прага — 10 апреля 1578, Флоренция) — младшая дочь императора Фердинанда I и Анны Ягеллонской, великая герцогиня Тосканская, первая жена герцога Франческо I, мать королевы Франции Марии Медичи.

Pourbus, Frans the Younger (Flemish, 1569-1622) "Портрет Марии Медичи", 1611 — королева Франции, дочь великого герцога Франческо I Тосканского и Иоанны Австрийской.

Своим дядей Фердинандом Медичи, герцогом Тосканским, рано осиротевшая Мария в 1600 году выдана замуж за Генриха IV Французского, который развелся с бесплодной Маргаритой Наваррской. Мария обладала красотой, но отвратила от себя супруга слишком властным характером и постоянными, хотя и вполне заслуженными, сценами ревности. Особенно ненавистно было Генриху IV влияние на неё её прислужницы Леоноры Галлигаи и мужа последней, Кончини.

Sala I - Jacopo di Chimenti da Empoli (Firenze 1551-1640) - Nozze per procura di Maria de Medici con Enrico IV re di Francia, rappresentato da Ferdinando I, 1600, olio su tela; cm 242 x 242 - Firenze, Galleria degli Uffiz

Фердинанд (Фернандо) I Медичи

Alessandro Alloris, 1588. Фердинанд (Фернандо) I Медичи (итал. Ferdinando (Fernando) de Medici, 1549 —1609) — великий герцог Тосканский (1587—1609), значительно увеличивший престиж и влияние дома Медичи в Италии и за её пределами.

Будучи младшим сыном герцога Козимо Медичи и Элеоноры Толедской, Фердинанд не предназначался для герцогского трона и уже в 14 лет получил титул кардинала без принятия священнических обрядов (кардинал-мирянин). Проведя свою молодость в Риме, он собирал итальянские древности на построенной им же вилле Медичи, когда внезапная смерть его бездетного брата Франческо сделала его наследником всей Тосканы. Вступив на тосканский престол, он оставался одновременно кардиналом, но отказался от титула, когда через два года он вступил в брак с внучкой Екатерины Медичи, Кристиной Лотарингской...

Екатерина Медичи (итал. Caterina di Ferdinando de Medici) (1593-1629) третья дочь великого герцога Тосканского Фердинанда, супруга мантуанского герцога Фердинандо I Гонзага.

В 1612 году её брат, герцог Козимо II Медичи начал переговоры о её браке с принцем Генрихом Уэльским, сыном Якова I. Переговоры шли успешно, Козимо договорился о приданом в 800 тыс. скуди и уже шла речь о церемониале, когда из Рима прибыл запрет на эту свадьбу, так как Генрих был протестантом. Козимо отправил в Ватикан своего дядю кардинала Джованни Медичи, чтобы устранить эту проблему; в то же время принцессе придлагали кандидатуры принцев Савойи, Испании и Франции. Вопрос снялся сам, так как принц Уэльский умер от тифа.

Тогда в 1617 году она была отдана замуж за мантуанского герцога Фердинандо I Гонзага, после того, как тот спешно аннулировал брак с худородной Камиллой Фаа. Брак этот оказался несчастливым, так как муж её отличался распутством. Екатерина два раза была беременна, но детей доносить не могла; современники отмечают, что супруг жаловался на её чрезвычайно избыточный вес. Вскоре она осталась вдовой и ушла в монастырь...

Portrait of Cosimo II de Medici with Wife Maria Maddalena of Austria and their Son Ferdinando II de Medici. Circa 1640 ву Justus Sustermans.

Козимо II Медичи (итал. Cosimo II de Medici; 1590—1621) — великий герцог Тосканский из дома Медичи, период правления: 1609—1621. Старший сын Фердинандо I Медичи от Кристины Лотарингской (1565—1637).

В 1608 году женился на австрийской принцессе Марии Магдалене (1589—1631), дочери эрцгерцога австрийского Карла II. На следующий год, после смерти отца, он вступил на трон Тосканского герцогства.

У Козимо и Марии Магдалены родились восемь детей: пять сыновей и три дочери. Двое из числа сыновей стали кардиналами.

Его правление, с фантастическими планами завоеваний на Востоке и полным подчинением Испании, было началом упадка Флоренции; только покровительство просвещению (Козимо II поощрял Галилея) оставалось неизменным и при нем, и при его сыне и преемнике, Фернандо II (1621-1670). Первые 7 лет во главе правления стояли, как регентши, бабка и мать Фернандо, австрийская принцесса Мария-Магдалина, и в это время Тоскана дошла почти до полного разорения.

Justus Sustermans (1597-1681). The Grand Duke Ferdinand II of Tuscany and his Wife

Фердинанд (Фердинандо, Фернандо) II Медичи (итал. Ferdinando (Fernando) II de Medici; 1610 — 1670) — великий герцог Тосканский из дома Медичи, период правления: 1621—1670 годы. Сын Козимо II Медичи от эрцгерцогини Марии Магдалены Австрийской (1589—1631).

Фердинандо унаследовал тосканский трон после смерти отца в 1621 году, однако ввиду его юного возраста первые 7 лет страной правила его мать.

Отмечен в истории покровительством науке и искусствам, в частности, он активно защищал Галилея во время церковного суда над ним.

Justus Sustermans (1597 - 1681). Сын и преемник Фернандо, Козимо III (1670-1723), ханжа и педант, не мог остановить упадка Флоренции. У сыновей его не было потомства. Козимо III заставил своего брата, кардинала Франческо, сложить духовный сан и жениться, но и этот брак остался бесплодным.

Franz Ferdinand Richter (1693-1737). Portrait of Gian Gastone de Medici, Grand Duke of Tuscany

Наследник Козимо, сын его Джиованни-Гасто (1723-1737), болезненный и до времени состарившийся, не принимал почти никакого участия в управлении. После его смерти владения получает Франц I, император Священной Римской империи. Джан-Гастоне смог заставить Франциска Стефана пообещать, что Флоренция никогда не будет включена в Австрийскую империю. Это было самым главным (и одним из последних) делом его жизни, так как обещание обеспечило будущую независимость Флоренции. Он был похоронен 14 июля 1737 года в соборе с большой пышностью. Джан-Гастоне умер во время урагана, так же во время урагана шесть лет спустя умерла его сестра Анна-Мария, последняя Медичи.

Анна Мария Луиза Медичи (1667-1743)

Со смертью его сестры Анны-Марии (1743) прекратилась владетельная линия Медичи.

Из второстепенных ветвей фамилии Медичи до настоящего времени сохранились во Флоренции Медичи-Торнаквинчи (Tornaquinci), маркизы Кастелина, и в Неаполе князья Оттайяно и герцоги Сарло.

(1464-08-01 ) (74 года)

Ко́зимо Ме́дичи Ста́рый (итал. Cosimo di Giovanni de" Medici , Cosimo il vecchio ) (27 сентября , Флоренция - 1 августа , Флоренция) - сын Джованни ди Биччи (1360-1429), основателя династии Медичи , активный флорентийский политический деятель, один из выдающихся государственных людей своего времени. Купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния.

Биография [ | ]

В 1415 и 1417 годах ненадолго избирался членом Синьории (Приората). В 1417 году был назначен управляющим Римским филиалом банка Медичи, а в 1420 году формально возглавил весь банковский дом Медичи. После смерти отца Джованни ди Биччи в 1429 году, получив в наследство огромное состояние в 180 тыс. флоринов , не считая кредитов и недвижимого имущества, Козимо и его брат Лоренцо возглавили партию пополанов . В то время городу Флоренции повиновалась значительная часть Тосканы , города Пиза , Ареццо и Вольтерра . Флорентийцы задумали покорить и город Лукку , в чём их поддержала партия аристократов во главе с Ринальдо Альбицци . В 1430 году Козимо вошел в состав Комитета Десяти, созданного для руководства войной с Луккой. Военными действиями управляли аристократы, поэтому их влияние усилилось. Все восемь приоров и гонфалоньер , составлявшие сеньорию, избирались тогда из аристократической партии. Чтобы упрочить своё положение, аристократы решили изгнать из города пополанов - своих главных соперников в борьбе за власть. Но кроме политических соображений Ринальдо Альбицци руководствовался и личной враждой к семье Медичи . Ходили слухи, что во время войны, заведуя военными расходами, Альбицци присвоил себе государственные деньги. Возникновение этой молвы Альбицци приписывали Медичи.

Свой главный удар партия аристократов направила на Козимо, обвинив его в распространении ложных слухов и в подстрекательстве народа с намерением провести мятеж и сделаться правителем Флоренции . В результате сеньория потребовала от Козимо объяснений, и он, не слушая предостережений друзей, явился во дворец, где его арестовали по обвинению «в возвеличивании себя выше, чем других», и заключили в темницу. Стеречь Козимо поручили начальнику тюрьмы. Медичи опасался, что его отравят, а потому воздерживался от еды и за четыре дня заключения съел только немного хлеба. Заметив это, Федериго сжалился над Козимо и пообещал, что будет разделять вместе с ним всю еду, которую будут приносить, в доказательство своей преданности Козимо. Слова эти вернули узнику мужество, со слезами на глазах он обнял и поцеловал Федериго, горячо благодаря за сострадание и доброту и обещая воздать ему за них, если судьба предоставит такую возможность.

Тем временем флорентийцы для решения вопроса с Козимо назначили комиссию с неограниченными полномочиями из 200 человек, называвшуюся балией. Почти все члены комиссии принадлежали к партии аристократов, и поэтому Ринальдо Альбицци смело выступил с предложением казнить Козимо. Но прийти к согласию балии не удалось. Кто-то сочувствовал Медичи, кто-то боялся и молчал, так что принятие окончательного решения постоянно откладывалось. Тогда Козимо решил действовать.

Как-то раз тюремщик привёл на обед к Медичи некоего Фарганаччо, приятеля гонфалоньера . Козимо, дружески поговорив с Фарганаччо, дал ему письменную доверенность на получение тысячи ста дукатов : из них сто Фарганаччо забирал себе, а тысячу должен был передать гонфалоньеру Бернардо Гуаданьи. Человек небогатый, Гуаданьи принял деньги и сделал своё дело - убедил балию отвергнуть предложение Альбицци о смертной казни. В результате Козимо и многих его друзей и родственников на десять лет изгнали из флорентийской республики

В изгнании [ | ]

3 октября 1433 года Козимо предстал перед членами синьории. Выслушав приговор, он с безмятежным видом заявил, что отправится в любое место, какое ему назначат, однако вместе с тем попросил защиты, добавив, что на площади собралось немало людей, желавших его смерти. Гонфалоньер взялся помочь Козимо избежать столкновений с недоброжелателями: отужинав дома у гонфалоньера, Козимо под сильной вооруженной охраной отправился к границе республики .

Всюду по пути Козимо встречали с почетом, а венецианцы и вовсе открыто посетили его, и притом не как изгнанника, а как важного государственного деятеля, по сути правителя Флоренции. Позже Козимо уехал в Падую , также был принят там с большим почетом; венецианское правительство активно вело с ним переговоры. А тем временем его друзья, оставшиеся в городе, готовили низвержение аристократической партии. Когда изгнание Козимо продолжалось уже почти год, в конце августа 1434 года гонфалоньером был избран Никколо ди Кокко, и вместе с ним в сеньорию попали ещё восемь сторонников Медичи.

Ринальдо Альбицци и его партия были напуганы. Альбицци старался убедить своих сторонников, что единственный шанс на спасение - признать выборы в сеньорию недействительными, на этом основании назначить новые выборы и, уничтожив старые списки кандидатов, составить новые, из людей верных. Причём для достижения этой цели Альбицци предлагал любые методы, вплоть до вооруженного восстания. Конечно же, такой путь не устраивал многих аристократов; те считали, что это не выход, и предложенный Альбицци план требует слишком откровенного насилия, что может навлечь на партию всеобщее осуждение. Большинство сторонников Альбицци не отважились на такое опасное дело.

В результате новый состав сеньории по предложению гонфалоньера предал Ринальдо Альбицци и его партию суду. Это вынудило соратников Альбицци наконец взяться за оружие, но было уже поздно. Часть врагов была изгнана, часть казнена. В том же 1434 году Козимо Медичи был встречен во Флоренции как триумфатор, а сами жители города вышли ему навстречу за городские ворота, приветствуя как отца народа. Теперь правительство состояло из сторонников Козимо и действовало под его влиянием. Эта дата является началом правления династии Медичи во Флоренции.

У власти [ | ]

Новое Флорентийское правительство заботилось о расширении торговли, промышленности и банковских оборотов своих граждан. Огромные средства, приобретенные обширными и удачными коммерческими операциями, Козимо употреблял на благо народа: за раздачу хлеба в голодный год он получил название «отца отечества »; Флоренция обязана ему весьма многими сооружениями. Стремясь сделать город центром интеллектуальной жизни Италии, столицей западной культуры, Козимо первым из Медичи начал широко покровительствовать художникам, а в особенности учёным и поэтам. Его дворец был первым крупным гуманистическим центром во Флоренции.

Став во главе государства, Козимо оставался простым гражданином, не приняв никакого титула и не изменяя республиканских форм. От тирании , вымогательств и насилий Козимо был почти совершенно свободен и пользовался своей властью для устранения внутренних смут и для руководства очень трудными отношениями с Миланом , Венецией и Неаполем . Для организации проходившего во Флоренции Вселенского собора в 1438 году он на установленный срок занял пост гонфалоньера справедливости . Козимо проявлял политическую дальновидность, в зачатке подавляя противников, и средства, порою употребляемые Медичи для сохранения своей власти под видом патриотизма, бывали чрезвычайно жестокими и даже преступными.

Постепенно изгнанники, враждебные Козимо, умерли, или, занявшись делами городов, в которых проживали, позабыли о давней вражде. У Козимо вроде бы не оставалось реальных врагов, правда, во Флоренции начала формироваться враждебная ему партия, вождём которой был - один из командиров флорентийской армии, чрезвычайно уважаемый солдатами и заслуживший их привязанность своим мужеством и воинским искусством. Среди многочисленных командиров флорентийского войска выделялся и кондотьер , считавшийся самым сильным и храбрым человеком в Италии . Нери дружил с Бальдаччо и, опираясь на эту дружбу, начал приобретать такую силу во Флоренции, что сделался опасным для Медичи.

Козимо решил избавиться от этого военачальника, и обстоятельства ему благоприятствовали. Медичи стало известно, что Бальдаччо имел во Флоренции собственного врага, обиженного резкими упреками кондотьера за трусость. Бартоломео, вне себя от стыда и ярости, лелеял планы мщения, надеясь кровью обвинителя смыть с себя позор, и Козимо Медичи удалось сделать Орландини орудием в своих руках.

В 1441 году Бальдаччо прибыл во Флоренцию для переговоров с правительством о выдаче жалованья. Бартоломео Орландини, который к тому времени был гонфалоньером справедливости , решил умертвить Бальдаччо и с этой целью собрал в своём зале большое число вооружённых людей. Когда по обыкновению Бальдаччо явился на площадь, чтобы договориться с правителями об условиях своей кондотты , гонфалоньер вызвал его к себе, и в подходящий момент дал условный сигнал убийцам: те выскочили из комнаты в галерею, умертвили безоружного кондотьера и выбросили его труп из окна дворца. Для Козимо Медичи он был больше не опасен.

Через десять лет после начала правления Медичи посчитали возможным расширить круг своих полномочий. Кроме того, Козимо Медичи считал необходимым поставить у власти своих сторонников, совершенно оттеснив политических противников. В 1441 году многие флорентийские фамилии были исключены из числа граждан, способных занимать государственные должности. Свободы флорентийцев были сильно ущемлены, а Флорентийское государство из республики по сути превратилось в синьорию .

Последние годы [ | ]

Последние годы жизни Козимо были полны проблем и огорчений. В 1455 году разногласия возникли в самой партии Козимо, но Медичи сумел их преодолеть. Причиной недовольства сторонников Козимо было то, что он постепенно устранял их от решения важных дел, сосредотачивая в своих руках все больше власти. Были предприняты попытки пресечь эту деятельность Козимо, но его поддерживало большое количество граждан, что Медичи и использовал, чтобы усилить свой авторитет.

Всецело занятый делами государственными, Козимо склонен был оставлять без должного внимания свои собственные, и в последние годы жизни они особенно расстроились, тем более, что Медичи всецело увлёкся постройками. Незадолго до смерти Козимо настоятельно советовал своему сыну Пьеро привести в порядок дела семейной фирмы и следовать советам, искусного дельца, которого он считал верным другом.

Козимо для приобретения влиятельных друзей давал взаймы денег, уплаты которых не требовал, а иногда и доли в своих заграничных банкирских операциях, не требуя никакого взноса. Умер Козимо Медичи мирно в своей постели в 1464 году, похоронен в церкви Сан-Лоренцо , по указу Синьории на надгробии было начертано Pater Patriae («Отец отечества »), в подражание древнеримскому титулу.

Семья и дети [ | ]

В 1414 году Козимо женился на Контессина де Барди , двое детей:

Также от его служанки Маддалены у Козимо был внебрачный сын Карло (1430-1492), ставший настоятелем монастыря Сан-Стефано в

Место смерти:

Вилла Кареджи

Георафия жизни:

Италия, Флоренция

Род деятельности:

Финансист, банкир, правитель, гуманист, меценат

Медичи (Medici) , Козимо Старший (Il Vecchio) (27.09.1389, Флоренция – 01.08.1464, вилла Кареджи) – итальянский финансист, банкир, с 1434 г. фактический правитель Флорентийской республики, гуманист и меценат. Сын очень успешного банкира, Джованни де Медичи, заложившего основы семейного богатства и могущества. Когда умер отец (1429), Козимо уже был опытным дельцом, деловая хватка, видимо была у него от рождения, ну а богатую практику он получил в филиалах банка в Европе. Довольно скоро Козимо увлек водоворот политического соперничества с родом Альбицци, стоявшим во главе флорентийских патрициев. Альбицци стремились уничтожить Козимо, но добились только изгнания. Правление Альбицци было недолгим, и Козимо, своим достойным поведением и щедростью снискавший всеобщее признание на родине, вновь был призван во Флоренцию новым городским советом (6 октября 1434 г.). Народ устроил ему триумфальный прием. Вернувшись из изгнания, Козимо использовал свое богатство, связи и влияние, чтобы упрочить власть Медичи в городе и республике. Не имея никакого официального титула, Козимо становится негласным правителем Флоренции. Уважая республиканские формы правления, он расставлял своих сторонников в органах власти и постепенно захватил власть во Флоренции. Козимо принес процветание и стабильность во Флоренцию, проведя некоторые реформы в интересах среднего класса и щедро финансируя общественные и художественные работы. Брунеллески, Микелоцци, Лоренцо Гиберти, Лука делла Роббиа, Леон Баттиста Альберти, Фра Анжелико и Паоло Уччелло – все эти великие мастера жили и творили во Флоренции во время Козимо. В 1462 г. Козимо Медичи подарил Марсилио Фичино виллу Кареджи близ Флоренции, которая стала центром неоплатонических исследований и получила название «Академия ». Как и многие другие гуманистические академии, «Академия Платона» была свободным союзом, объединявшим людей самых разнообразных профессий. Среди членов Академии были философ Пико делла Мирандола, поэт , художник Антонио Полайоло, священник Джорджио Веспуччи (дядя знаменитого путешественника Америго Веспуччи), поэт . На собраниях Академии читались сочинения, посвященные Платону, и обсуждались проблемы, связанные с его философией. При Козимо была основана Лауренцианская библиотека. В итальянских делах Козимо стремился проводить мирную политику, опиравшуюся на союз с Миланом, играл важную роль в формировании итальянской Лиги и способствовал союзу с Франческо Сфорца, герцогом миланским (1450). Главной его заботой во внешней политике было не допустить иностранной интервенции. После смерти Козимо Медичи был удостоен почетного звания «Отца отечества» (Pater Patriae, начальные буквы этого звания PP обозначены на его кресле на посмертном портрете, созданном Понтормо в 1519 г., галерея Уффици, Флоренция). История литературы и искусства окружила имя Козимо Медичи ореолом величия и славы. Как купец, ведший дело с грандиозным размахом, как мудрый и дальновидный государственный деятель, как человек с образованием, как меценат на широкую ногу, он был блестящим представителем флорентийской знати. Уже благодаря тем богатствам, которые оставил ему отец, он был самым богатым частным человеком в Италии. Сам он преумножил эти богатства почти до невероятных размеров. Его торговые связи окутывали всю Европу, они простирались на Восток и в Египет. Но и обладая громадным состоянием, он не забывал, что он купец. Он обыкновенно говорил, что если бы у него по мановению волшебного жезла было бы все, что только нужно для жизни и ее украшения, он все-таки старался бы увеличить свое состояние. Благодаря этому образуются и прочные связи между людьми, и возвеличивается отечество. Козимо имел разносторонние интересы. В молодые годы он участвовал в Константском соборе и объехал большую часть Германии и Франции. Италия была перед его мысленным взором вся как на ладони, благодаря своим торговым агентам и осведомителям, он знал тайны всех владетельных дворов и настроение народных масс. Незримыми путями стекались к нему политические и торговые известия. Но сам он казался замкнутым, совершенно непроницаемым для любопытных глаз, загадкой для государственных людей и послов, так что они приходили иной раз в отчаяние. Этому всего более способствовала холодная вежливость его речей, чем вообще отличалась флорентийская дипломатия. Благодаря такому же холодному расчету, уму и проницательности бесшумно достиг он и господства в республике. Конечно, когда он только возвратился из изгнания в 1434 г., первые его действия отличались беспощадной суровостью. Он толпами изгонял своих врагов или заключал их в тюрьмы, конфисковывал их имущество, разоряя тяжелыми штрафами и налогами. Он не надеялся примирить их с собой, потому что знал предания республики, систему заговоров и мести. Но Козимо утвердил свою власть, не прибегая к кровавому насилию. Он не менял сложившуюся систему власти, только расставлял на ключевые должности людей, преданных ему лично и его партии. В то же время он не опасался привлекать к участию в государственных делах людей всех сословий, лишь бы они были к этому способны. Хорошим оратором он не был, его обращение с людьми, своими согражданами, всегда было ровное и сдержанное, речь спокойна и взвешена, без всяких шуток и фамильярностей. Ко всем относился он с видимой приветливостью и участием и всегда выражал готовность помочь нуждающимся. Лично он не был честолюбцем и эгоистом, довольствовался немногим, иными словами, жил с благородной простотой. Если он шел по городу, то за ним, как правило, следовал лишь один слуга. И на улице, и в совете он с подчеркнутым уважением относился к старшим гражданам. Его неутомимая деятельность, для которой он часто жертвовал сном, была, по-видимому, посвящена только благу города. Он обладал отменным вкусом, любил роскошь и пышность, но все это служило к пользе и украшению республики. Он сооружал много построек в городе и в его окрестностях как властитель, любящий красоту и великолепие. Величественный дворец его был украшен колоннами, статуями, картинами, книгохранилищами, резными камнями и разными произведениями древнего и нового искусства. На книги он денег не жалел, и агент его Никколо Никколи пользовался безграничным кредитом для приобретения книг по всей Европе. У него были роскошные сады и виллы вроде замков. Однако в этом заключался более глубокий смысл, чем только любовь к роскоши. Прибавим к этому ту царственную щедрость, с которой он делал приношения в монастыри и церкви. Он восстановил собор Сан Марко, а в Санта Кроче дом для новициата и капеллу, он построил церковь Сан Лоренцо, у главного алтаря которой должны были со временем упокиться бренные останки самого Козимо. Он употребил значительные денежные суммы на восстановление и украшение одной церкви в Иерусалиме. Уже и тогда многие задавались вопросом в недоумении, свидетельствует ли это великолепие построек, образов и скульптурных украшений в церквах и монастырях о благочестивой набожности его, или о жажде славы и тщеславии человека, чьи гербы красуются на зданиях. Но пышность и великолепие города, которые для граждан были предметом гордости, а для чужеземных гостей предметом изумления, были в то же время правом на власть для человека, все это создавшего. Однако такая щедрость, для удовлетворения которой банк семьи Медичи стал как бы государственной казной, была и наследственной чертой, характеризующей эту семью, и плодом благоразумного расчета. Козимо многим рисковал, прежде всего, своими деньгами, многие были перед ним в долгу. Но он находил отдохновение, когда читал, обрезывал виноградные лозы в своих имениях или играл в шахматы. Понятно, что будучи очень богатым и многим рискуя, он и должен был быть первым человеком в республике, но он никому не давал этого почувствовать. Он торжествовал над ненавистью, его удостоили титулом «отца отечества» на основании общественного декрета, выгравированного на его надгробном памятнике. Все Медичи являются покровителями наук и искусств, но ни один из них, и даже Лоренцо Великолепный, не был покровителем их в таком возвышенном, бескорыстном и благородном смысле, как Козимо. Он не был человеком ученым, хотя образованный и начитанный, с быстрым соображением, одаренный тонким пониманием изящного. Он знал языки, всю свою жизнь обнаруживал гуманитарные пристрастия. Вообще, любовь к искусству и литературе была первой его страстью, а второй была страсть к банковским операциям. Козимо понимал и ценил всякие ученые заслуги, всякий благородный труд. Сочинитель, поэт, которому необыкновенно легко давались гекзаметры, простой переписчик текста, учитель грамматики, переводчик, глубокомысленный богослов или философ, архитектор, возводивший дворцы и храмы, художник, украшавший их своими картинами и скульптурами, инженер, создававший каналы и сложные механизмы, – все они были для Козимо членами одной семьи, им лелеемой. Их произведения украшали город и прославляли республику. Он привлекал к себе даровитых людей, давал им места и работу и платил жалованье. Причем каждому он давал работу по его способностям, не налагал ни на кого никакой другой обязанности, кроме той, какой требовало само дело или внутреннее влечение. Он не требовал к себе почитания, но благосклонно принимал, если его воздавали. Он был выше всяких дрязг и сплетен, выше мелочных обид, которые столь же обыкновенны в литературном мире, как и во всякой сфере, где возможно соперничество. Один только поэт Филельфо, доходивший в своих притязаниях до безрассудства, не постыдился бросить грязью в Козимо.

Козимо Медичи (1389-1464), старший сын банкира Джованни де Биччи, был счастливым обладателем дела своего отца и огромного состояния, что сделало его весьма влиятельной фигурой. Он был талантливым предпринимателем и, по своим собственным словам, большее удовольствие получал от самого предприятия, нежели от полученной прибыли.

В политически разношерстной среде Флоренции Козимо имел знакомства и связи с церковными кругами, цехами, элитой и был популярен среди простого населения. Все это помогло ему взять власть в городе, который он мечтал превратить в мегаполис, подобный древнему Риму. Что же он сделал?

Для окружающих Козимо Медичи представал как скромный и простой человек, без каких-либо политических амбиций и административного влияния. Флорентийцы видели исключительно скромного Медичи - всегда спокойного и просто одетого. Но за кулисами городской жизни он был полновластным правителем. Город-государство Флоренция до 1513 года была республикой с избираемым правительством - Синьорией.

Медичи с его практически бесконечными возможностями купил голоса и получил возможность назначать своих людей на любые должности.

В тоже время скромность Козимо склонила на его сторону симпатии простых горожан, а потому старой элите и богатым слоям люди часто предпочитали молодого энергичного банкира. При такой поддержке практически всех слоев населения Флоренции Козимо Медичи стал неофициальным правителем города. С республикой было фактически покончено и Медичи теперь имел полную свободу действий.

Монументальность личности Козимо Медичи проявилась во внешнем облике Флоренции. В конце Средних веков и в начале Эпохи Возрождения католическая церковь много проповедовала о пользе простой и даже бедной жизни, однако сама мало соответствовала этому принципу.

Сегодня сложно представить строительство памятников, монументов и даже соборов в качестве личных мемориалов. Строения были монументальные и требовали больших затрат. Одним из таких затратных долгостроев был собор Санта-Мария-дель-Фьоре.

В начале XV века Флоренция была одержима недостроенным собором. В течение более чем ста лет архитекторы строили стены здания, имеющие форму латинского креста. Однако большие сложности возникли при проектировке и возведении купола. Решить эту проблему взялся архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446), который много изучал классическую римскую архитектуру. Именно из римской архитектуры он взял рискованный, но революционно новый проект двойного купола, который был построен без использования строительных лесов к 1436 году.

Сегодня «Куполоне» (или «Куполище») является визитной карточкой Флоренции. И именно Козимо Медичи удалось убедить власти утвердить этот проект. Также флорентийский банкир стал основным спонсором этого строительства.

Свое внимание Медичи обращает не только на соборы, но и на светские строения. Медичи становится попечителем ряда строительных проектов, равных которых нет во всей Тоскане, да и во всей Италии. Один из них - Палаццо Медичи, построенный в 1460 году. Козимо выбрал скромный, но монументальный проект Микелоццо ди Бартоломео (1396-1472), близкого друга семьи Медичи. Также приложил свою руку к строительству упоминавшийся уже Брунеллески.

Палаццо Медичи - это, бесспорно, дворец очень могущественного человека. Для своих огромных размеров он выглядит непривычно просто и скромно. Грубый кирпич придает экстерьеру неповторимый вид, а стены не имеют практически никаких украшений. Здание дворца стало выражением личности своего основателя - монументальное, но скромное. Козимо был полностью ответственным за строительство.

Палаццо Медичи стал протитипом для всех дворцов, которые будут строиться в Италии в дальнейшем, его появление ознаменовало рождение стиля Козимо Медичи.

Медичи также вкладывал огромные деньги в искусство. В течение жизни он выделил более 600 тысяч флоринов на различные культурные проекты. Эта сумма в шесть раз превышает ежегодную казну Флоренции в те годы. Внутри Палаццо Медичи был богато украшен шедеврами, такими как, например, капелла волхвов, расписанная Беноццо Гоццоли (1421-1497).

Для дворца Козимо Медичи великий Донателло создал своего «Давида». У Медичи и Донателло, к слову, были очень теплые личные взаимоотношения. Банкир взял под свое крыло противоречивого и революционного для своего времени художника, обеспечив Донателло все условия для работы. Статуя Давида явилась первым изображением обнаженного мужчины со времен античности, ознаменовав обращение европейской культуры к своим римским и греческим истокам.

Козимо Медичи мечтал о Флоренции как о мощном политическом, финансовом и культурном центре. Под его опекой город действительно стал центром итальянского Возрождения: художники, архитекторы, писатели и гуманисты стекались сюда со всей Италии. Не будем преувеличивать заслуг Козимо, но он как защитник искусства дал мощный импульс для Ренессанса.

Медичи был как его дворец - простой снаружи и увлеченный, импульсивный и деятельный внутри, и неудивительно, что после смерти он был назван Pater Patriae – отец нации.

Сегодня во Флоренцию стекаются десятки тысяч туристов, чтоб окунуться в историю, великолепие и культурное богатство этого города. Была бы Флоренция такой, если бы не Козимо Медичи - большой вопрос.

Козимо Медичи, банкир, политик и правитель Флоренции, вошел в историю под прозвищем Старый. Причина тому проста: он стал основателем более жизнеспособной и разветвленной ветви династии, представители которой на протяжении шести веков руководили жизнью итальянского города-государства. Скромный и едва ли не простак для окружающих, он распоряжался жизнью Флоренции в течение многих лет.

Ранние годы

Козимо Медичи родился в 1389 году. Он был старшим сыном Джованни ди Биччи, известного во всей Италии банкира. Происхождение определило судьбу мальчика. Он учился в школе монастыря Санта-Мария-дель-Анджели, где получил приличествующее знатному отроку образование, в которое входили иностранные языки (греческий, французский, арабский и немецкий), философия и математика. Там же он открыл для себя мир искусства. В детстве Козимо был очень близок со своим младшим братом Лоренцо, хотя казалось, что соперничество за право управлять банковской империей отца должно вызвать отчуждение между братьями.

Однако этого не случилось. Козимо уже в юности проявил себя как умелый банкир и талантливый предприниматель. С 1414 года по поручению отца он возглавляет филиалы банка Медичи. Двух лет ему хватило на то, чтобы изучить все тонкости семейного ремесла. Удовлетворенный отец в 1416 году поручил Козимо руководство важнейшим филиалом, расположенном в Риме. Тогда же он женился на Контессине Барда, происходившей из рода графов Фернио.

Расширение банковской сети Медичи

После того как отец отошел от дел, Козимо Медичи с братом занялись расширением семейного бизнеса. По их инициативе были открыты новые филиалы в Северной Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Предмет интереса Козимо и Лоренцо составляют не только финансовые операции, но и торговля. Открытие отделений банка позволяло наладить торговые связи. В особенности Медичи интересовали дефицитные в Европе товары: пряности и меха. В течение небольшого количества времени торговая сеть, нити которой находились в руках у братьев Медичи, охватила почти всю Европу, а благодаря торговле пряностями простиралась на Дальний Восток.

В 1429 году умер Джованни ди Биччи. Козимо и Лоренцо унаследовали помимо недвижимости и векселей 180 тысяч флоринов. Такое состояние позволяло перенаправить часть активности на политику. В это время в борьбе за высшие должности во Флоренции сошлись две партии: аристократическая и народная (партия пополанов). Братья Медичи после некоторых раздумий присоединились к последней.

Неудачи в политике

Еще в 1415 году Козимо Медичи ненадолго был избран в члены флорентийской Синьории - высшего органа городского самоуправления, поэтому новичком в политике он не был. Однако в 1430 году ситуация ему не благоволила: Флоренция затеяла войну с соседним городом Лукка, на чем особенно настаивала партия аристократов во главе с Ринальдо Альбицци, непримиримым врагом Медичи.

Для координации военных действий был создан Комитет Десяти, в который вошел Козимо Медичи. Это было серьезным успехом, но Синьорию в тот момент полностью контролировали аристократы. Для того чтобы еще сильнее закрепиться во властных органах, партия Альбицци приняла решение изгнать членов народной партии из города. Поводом стало обвинение Козимо в том, что он распускает слухи о воровстве казенных денег, якобы совершенном Альбицци. Банкир решил попробовать оправдаться и явился в здание Синьории, где был арестован. Он имел все основания опасаться смерти и поэтому отказался от еды. Тем временем Альбицци выступил с предложением казнить Козимо. Узнав об этом, банкир сумел через друзей подкупить судей. Казни удалось избежать, но решением балии - чрезвычайной комиссии, рассматривавшей дело Медичи, - Козимо с женой и другими родственниками были на 10 лет изгнаны из Флоренции.

Несостоявшееся изгнание

Решение балии банкир воспринял спокойно и лишь попросил предоставить ему охрану, поскольку на улице собрались многие его враги. Как оказалось, опасения были напрасными: флорентийский люд на всем пути Козимо к границе республики выказывал ему знаки уважения. Семейство Медичи поселилось в Падуе. Оттуда Козимо продолжал следить за политической жизнью родного города и установил контакты с представителями оппозиции аристократической партии.

В 1434 году прошли выборы в Синьорию, по итогам которых места в ней заняли девять сторонников Козимо. Аристократическую партию охватила паника. Альбицци даже предложил признать результаты выборов недействительными и не допустить попадания в новые списки кандидатов от партии пополанов. Но большинство его сторонников не отважились на такой шаг. Тем временем новое правительство потребовало суда над Альбицци и его сторонниками. Те попытались поднять восстание, но оно не увенчалось успехом. Аристократы были разгромлены, а Козимо Медичи смог вернуться во Флоренцию.

Правление

Козимо стал первым представителем династии, получившим всю полноту власти в республике. Однако он не стал раздражать народ присвоением себе пышных титулов. Его политика была направлена на снижение противоречий между различными слоями флорентийского населения, а также на установление мирных отношений с враждебно настроенными Миланом, Неаполем и Венецией.

Тюремное заключение и изгнание никак не сказались на банковской сети Медичи. Она продолжала процветать и приносить крупный доход, что позволяло Козимо не только украшать родной город и покровительствовать деятелям культуры, но и устраивать хлебные раздачи в неурожайные годы. За это флорентийский народ преподнес ему титул "отца отечества".

Новые враги

Суд над партией аристократов - важный факт для биографии Козимо Медичи. Какое-то время он мог не опасаться поползновений на свою власть и заняться устроением Флоренции. Однако со временем ситуация поменялась. Не все были довольны решениями, которые он принимал, и вскоре сформировалась враждебная Медичи партия, возглавляемая Нери Каппони. Он был талантливым военачальником и пользовался авторитетом среди солдат. Главной претензией к Козимо были его грубые методы по сохранению своей власти.

Какое-то время Козимо не опасался Каппони. Но в 1441 году тот сблизился с еще одним популярным командиром Бальдаччо Ангиари, которого молва называла самым сильным и неустрашимым человеком не только Флоренции, но и всей Италии.

Чтобы разбить столь опасную коалицию, Медичи обратился к давнему врагу Ангиари - Бартоломео Орландини. Тот был оскорблен резкими высказываниями Ангиари, а наибольший гнев Орландини вызвало обвинение в трусости. Когда Ангиари явился во дворец Медичи договариваться о жаловании своим солдатам, его уже поджидал Орландини. Капитан был убит, а его труп выбросили из окна.

Установление единоличного правления

После гибели Ангиари Козимо Медичи мог больше не опасаться партии Каппони. На политическом поле у него не осталось соперников. Это позволило банкиру покончить с главными принципами республиканского устройства Флоренции.

В 1441 году был обнародован указ, согласно которому представители ряда знатных семейств лишались права занимать места в органах управления. Это распоряжение воплотилось в жизнь без видимого сопротивления. Уже достаточно старый Козимо Медичи получил возможность единолично распоряжаться судьбой родного города, расставляя по самым значительным должностям своих сторонников и подкупая или вовсе устраняя тех, кто не всегда его поддерживал.

Меценат

Козимо Медичи прославился как тонкий ценитель искусства. При нем Флоренция значительно изменила свой облик в соответствии с требованиями эпохи Возрождения. По сей день на фоне построенных по его инициативе прекрасных зданий многочисленные туристы делают фото. Козимо Медичи, в частности, вложил деньги в строительство собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Среди светских построек особенно значим Палаццо Медичи - дворец, в котором жила семья Медичи.

Особенно близкие отношения у банкира сложились со скульптором Донателло. Великий мастер славился своим неуступчивым нравом и даже строптивостью, но Медичи смог найти с ним общий язык. Именно по заказу "отца отечества" Донателло создал статую "Давид" - первое со времен Древнего Рима скульптурное изображение обнаженного мужчины. С этого времени итальянская культура отходит от средневековых канонов и возвращается к античным истокам.

Последние годы и смерть

Тридцатилетнее правление Козимо Медичи окончилось 1 августа 1464 года. Его последние годы не были простыми. Сначала наметился серьезный раскол в партии пополанов, на устранение которого пришлось потратить много времени и сил, затем обнаружился кризис в семейном бизнесе. Пользуясь неурядицами, оппозиция попыталась добиться отстранения Козимо от власти, но его авторитета в народе хватило, чтобы пресечь все попытки.

Незадолго до смерти банкир поручил ведение бизнеса своему старшему сыну Пьетро. Помимо испытывающей проблемы, но все же мощной финансовой империи в наследство дети Козимо Медичи получили огромный авторитет отца и перспективу занять его место нетитулованного правителя Флоренции.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх