Круговая оборона: на что способен фрегат «Адмирал Григорович»? Круговая оборона: на что способен переданный ВМФ РФ фрегат «Адмирал Григорович Адмирал григорович сторожевой корабль последние.

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 10 марта состоялась церемония подписания акта приема-передачи сторожевого корабля (фрегата) «Адмирал Григорович» (бортовой номер – 745) – головного проекта 11356Р/М разработки Северного ПКБ. А на следующий день на корабле был поднят Андреевский флаг. На этом мероприятии присутствовали губернатор Калининградской области Николай Цуканов, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко, вице-президент по военному кораблестроению Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев, другие официальные лица. Среди почетных гостей – потомки адмирала Ивана Григоровича, в том числе его внучка Ольга Петрова – крестная мать корабля. Почетное шефство над новой боевой единицей российского Военно-морского флота взяла Омская область.

Александр ФЕДОРОВ

«Это первый корабль второго ранга, который поступил к нам за последнее время, – заявил на церемонии поднятия флага Александр Витко. – Он вошел в состав 30-й дивизии Черноморского флота. Это современный корабль, который даже сравнивать нельзя с теми, что были построены в советское время».

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М предназначены для ведения боевых действий против подводных лодок и надводных кораблей противника, нанесения ударов по береговым целям, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединений. Эти фрегаты – первые за постсоветское время надводные корабли дальней морской и океанской зон. Их полное водоизмещение – 4035 т, длина – 124,8 м, ширина – 15,2 м. Двухвальная газо-газотурбинная установка (по схеме COGAG) суммарной мощностью 56000 л.с. позволяет развивать 30-узловый полный ход. Дальность плавания на 14 узлах – 4850 миль. Экипаж состоит из 180 человек. Корабли могут дополнительно принять на борт до 20 морских пехотинцев.

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М вооружены 24 зенитными ракетами 9М317М ЗРК «Штиль-1» в вертикальных пусковых установках сотового типа 3С90М, восемью крылатыми ракетами многоцелевого комплекса «Калибр-НК» (вместо них в пусковой установке 3С-14 могут размещаться сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс» или баллистические противолодочные ракеты 91Р), универсальной автоматической артиллерийской установкой А-190, двумя шестиствольными 30-мм автоматами АК-630М, двумя двухтрубными противолодочными 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53-956 и РБУ-6000. Ближе к корме – взлетно-посадочная площадка и ангар для противолодочного вертолета Ка-27ПЛ. Разнообразно электронное оснащение. Имеются боевая информационно-управляющая система, РЛС разного назначения, ГАС, средства РЭБ. Архитектурно фрегаты выполнены с использованием технологий малой заметности.

Всего должно быть построено шесть СКР этого типа для нужд Черноморского флота. Головной был заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 18 декабря 2010 г., а его вступление в строй ожидалось в 2013 году. Но эти планы были нарушены. Корабль спустили на воду лишь 14 марта 2014 года. Причины «опоздания» разные – от несвоевременной поставки оборудования, вооружения и иных комплектующих предприятиями-контрагентами до многочисленных перемен в руководстве самого калинградского завода.

Особенно много хлопот доставила интеграция отечественной комплектующей техники взамен импортной. Дело в том, что СКР проекта 11356Р/М являются дальнейшим развитием строившихся двумя сериями на Балтийском заводе и на том же «Янтаре» фрегатов проекта 11356 (типа Talwar) для ВМС Индии. Значительную часть их электронного и иного снаряжения составляли приборы и агрегаты производства индийских и других зарубежных фирм. По ряду изделий российских аналогов не было, или они требовали доработки. Вот первая «подножка», о которую споткнулся «Адмирал Григорович».

Были и другие. Например, во время заводских ходовых испытаний летом прошлого года у фрегата «полетели» охладители главного двигателя. Их пришлось менять. Операция эта хлопотная и требующая времени. В результате государственные испытания «Адмирала Григоровича» в очередной раз сдвинулись вправо и начались только в октябре.

Корабль испытывали по полной программе на Балтике, а затем в Баренцевом море, куда он прибыл 21 декабря прошлого года. Проверялись ходовые и мореходные качества, производились стрельбы всеми видами имеющегося на борту оружия, включая крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК», по морским и береговым целям, а также ЗУР 9М317М. Тесты последних были особенно важны и ответственны. «Адмирал Григорович» – первый из боевых кораблей, получивший эти ракеты, предназначенные для стрельбы из подпалубных пусковых установок сотого типа 3С90М. На эсминцах проекта 956 и фрегатах типа Talwar используются балочные пусковые установки наклонного старта с ЗУР 9М38, 9М38М1Э и 9М317МЭ. Внедрение вертикальных пусковых установок с новой ракетой дает массу преимуществ. ЗУР находятся в постоянной готовности к применению. Скорострельность увеличилась в шесть раз по сравнению с ЗРК «Штиль» старого образца. Теперь обеспечивается круговая защита корабля (сектор обстрела – 360°). ЗРК одновременно может обстреливать от двух до двенадцати воздушных целей и поражать с высокой вероятностью широкий их класс – от высотных высокоскоростных ракет до противокорабельных ракет на предельно малых высотах, а также перехват высокоманевренных целей в большом диапазоне высот и дальностей. ЗУР с высокой эффективностью можно стрелять и по надводным объектам.

Государственные испытания головного фрегата успешно завершились «под елочку» – 30 декабря прошлого года. Но для передачи флоту времени уже не осталось. Поэтому решили без ненужной спешки провести на корабле ревизию оружия, механизмов и агрегатов на заводе-строителе. «Адмирал Григорович» прибыл в Калининград 11 января, а 3-4 марта совершил контрольный выход в море и вот, наконец, 10 марта был подписан приемный акт.

Надо полагать с двумя следующими в серии СКР этого типа дело пойдет бойчее. Во всяком случае, руководители ОСК и представители «Янтаря» утверждают, что сдача флоту «Адмирала Эссена», который 1 февраля начал государственные испытания, состоится до конца апреля текущего года, а «Адмирала Макарова» – в августе. Дай-то бог, но не будем забывать, что судостроители всегда щедры на авансы.

А вот со второй тройкой фрегатов проекта 11356Р/М проблемы сохраняются. Они известны и связаны с газотурбинными установками М7Н1 производства николаевского предприятия «Зоря-Машпроект», которое прекратило поставки ГТУ ПСЗ «Янтарь» после введения Киевом эмбарго на экспорт в Россию продукции военного и двойного назначения. Деньги за эти силовые агрегаты давно уплачены, но вряд ли в обозримом будущем они дойдут до Калининграда.

Решение проблемы может быть трояким. Либо нужно ждать, когда производство корабельных газотурбинных двигателей будет налажено на НПО «Салют». Это рыбинское объединение обещало начать выпуск таких ГТУ в 2017 году. Однако потребуется еще год, а то два-три для окончательной отладки агрегатов и организации их серийного производства. Другой вариант – приобретение ГТУ в Китае, так как рассчитывать на их закупку в США и Великобритании по понятным причинам не приходится, а только в этих странах, кроме Украины, газотурбинные установки разрабатываются и собираются (мы здесь не говорим о лицензионных копиях, поскольку они России тоже не доступны). Третий вариант – оснащение СКР проекта 11356Р/М дизельными установками отечественного или зарубежного производства. Да, придется довольно серьезно перепроектировать корабли и потерять 3-4 узла в их скорости, но это все-таки выход из положения.

Впрочем, руководство ОСК, судя по всему, больше склоняется к иному варианту...

За несколько дней до поднятия флага на «Адмирале Григоровиче» – 2 марта – на ПСЗ «Янтарь» без обычных в таких случаях торжественных мероприятий состоялся спуск на воду фрегата «Адмирал Бутаков» – четвертого СКР серии. Подобная «скромность» объясняется просто. На корабле по известным причинам отсутствует энергетическая установка. Дабы освободить стапель, нужный для других производственных нужд, его спустили на воду и поставили фактически в отстой. Такая же участь, похоже, ожидает и «Адмирала Истомина» – пятый фрегат проекта 11356Р/М. Шестой СКР – «Адмирал Корнилов» – избежит эту процедуру, поскольку официально даже не закладывался.

Еще летом прошлого года появились сообщения, что два фрегата, оставшиеся без двигателей, собираются продать Индии, которой Украина не возражает передать ГТУ. Дели заинтересовался этим предложением. Посол Индии в РФ Пунди Шринивасан Рагхаван даже побывал на «Янтаре», дабы получить представление о состоянии товара. «Мы настолько открыто относимся ко всем проектам развития военно-технического сотрудничества, что если у Индии есть такой интерес, то мы с радостью с ними поработаем», – заявил в сентябре минувшего года глава ОСК Алексей Рахманов. В декабре во время визита в Россию премьер-министра Индии Нарендры Моди ожидалось подписание соответствующего контракта. Но не сложилось. Очевидно, не сошлись в цене. Однако переговоры продолжаются. Об этом сообщил вице-президент по военному кораблестроению ОСК Игорь Пономарев после церемонии подъема флага на «Адмирале Григоровиче». «Мы выполняем пока работы по гособоронзаказу (то есть по второй тройке СКР проекта 11356Р/М – прим. автора), строим эти корабли, вместе с тем ведем переговоры с индийской стороной о возможности продажи этих кораблей индийской стороне». Несомненно, руководство Объединенной судостроительной корпорации хочет избавиться от недостроенных кораблей, которые «висят» на балансе ОСК – по принципу «с глаз долой – из сердца вон».

В Дели не прочь приобрести эти два корабля, тем паче, что фрегаты типа Talwar пользуются хорошей репутацией в ВМС Индии. Еще пара кораблей, особенно оснащенных ЗУР в вертикальных пусковых установках, явно не будет лишней. С другой стороны, проект потребует переработки для внедрения систем вооружения индийского производства. Вот почему индийская сторона, понимая трудное положение ОСК, торгуется и старается приобрести два корпуса по цене чуть выше стоимости металлолома.

Однако особенно большой нужды в этих кораблях у ВМС Индии нет. В этой стране по образу и подобию проекта 11356 при содействии Северного ПКБ сконструированы и построены три фрегата типа Shivalik (проект 17). Они очень похожи на прототипы. При этом их полное водоизмещение возросло до 6200 т, а длина увеличилась до 142,5 м. За счет увеличения размерений удалось усилить зенитное вооружение – в дополнение к «Штилю» с балочной пусковой установкой появились вертикальные пусковые установки на 32 израильские ЗУР малой дальности Barak 1. В ангаре помещаются два вертолета. А силовая установка не «Зори-Машпроекта», а комбинированная по схеме GODOG, состоящая из двух дизелей Pielstick 16 PA6 и двух газотурбинных установок General Electric LM2500.

В прошлом году Министерство обороны Индии дало добро на строительство семи фрегатов проекта 17А, чьими прототипами стали корабли проектов 11356 и 17. Их сборка будет осуществляться на верфях Mazagon Dock и Garden Reach Shipbuilders & Engineers при участии итальянского судостроительного концерна Fincantieri. Водоизмещение кораблей снова возросло – до 6670 т. Архитектура – очень лаконичная, полностью стелсовская. На интегрированной мачте – фазированные решетки многофункциональной РЛС. Основное ударное оружие – сверхзвуковые крылатые ракеты BRAHMOS российско-индийской разработки, а зенитное – ЗУР Barak 8 (LR-SAM) большой дальности израильско-индийского производства. То есть острой необходимости в паре российских фрегатов ВМС Индии не испытывают.

Далеко не все в России разделяют точку зрения руководства ОСК. «Вторая тройка фрегатов проекта 11356 должна быть достроена и передана Черноморскому флоту России, несмотря на задержку, связанную с импортозамещением, – заявил командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко. – Нам они, конечно, нужны. Дело в том, что нам нужно обновить старый парк кораблей. Некоторым из них по 40-50 лет, и их цикл жизни закончился».

Да, как-то неловко получается. В российском флоте сегодня в строю числятся три сторожевых корабля/фрегата океанской зоны. Все они несут службу в составе Черноморского флота, но им впору занять место у причала какого-нибудь военно-морского музея. Еще два балтийских СКР находятся в ремонте из-за поломок газотурбинных двигателей. И при этих обстоятельствах вместо нахождения решений по достройке остро необходимых ВМФ кораблей искать пути их сбыта за рубеж совсем непатриотично. Особенно в год думских выборов и приближающихся президентских. Могут не понять.

Кроме того нельзя забывать, что западные и украинские «партнеры» России не преминут воспользоваться фактом продажи фрегатов Индии как примером успешного применения санкций против нашей страны. Поэтому кровь из носа, но нужно не дать им такого шанса.

Выступая в Министерстве обороны на едином дне приемки военной продукции 11 марта, то есть тогда же, когда поднимался Андреевский флаг на «Адмирале Григоровиче», президент Владимир Путин сказал: «Практически полтора года у нас реализуется программа импортозамещения, налажен выпуск многих компонентов, ранее поставлявшихся из-за рубежа. Вместе с тем по ряду важных узлов, деталей и комплектующих проблемы еще сохраняются. Нужно быстрее разворачивать их производство. В крайнем случае – искать альтернативных поставщиков. Но я уверен, наш оборонно-промышленный комплекс в состоянии справиться и, безусловно, справится с поставленной перед ним задачей». Поэтому ОСК требуется больше внимания уделять решению возникших проблем, а не поиску покупателей за рубежом.


История создания проекта 11356 заключается в модернизации имеющихся сторожевых кораблей. Исследования и разработка проектов новых усовершенствованных сторожевых кораблей началась еще в середине прошлого века. Советские ученые трудились над созданием новых универсальных кораблей, которые решали бы множество боевых задач.

История сторожевых фрегатов проекта 11356

В то время существовало два перспективных проекта, 11356 и 22350. Командование ВМФ СССР сошлось на мнении о создании этих двух проектов, которые были разнотипные. Но вскоре решение о строительстве СКР (сторожевых кораблей России) было принято только проекта 11356.

Это решение было принято в связи с экономическими, техническими проблемами, и трудностях в обслуживании двух разнотипных кораблей одновременно.


И только в конце прошлого века, работа над проектом 11356 возобновилась. Среди имеющихся сторожевых кораблей, построенных еще в начале 60-х годов, имелся сторожевой корабль «Буревестник» в двух вариантах, 1135 и 1135М. Эти фрегаты отлично подошли как прототипы для последующей модернизации.

Но с дальнейшим развитием технологий, имевшиеся корабли следовало улучшить, добавив новые компоненты, которые могли бы решить более количество задач. Работа конструкторов продолжилась, что привело к появлению нового, более совершенного сторожевого корабля.

«Буревестник» стал прототипом для последующей модернизации.

В июле 2010 года строительство нового сторожевого корабля проекта 11356 началось на двух заводах, «Янтарь» и Балтийском заводе. Первые 6 кораблей ушли по имевшемуся контракту в Индию, где прошли множество испытаний и сейчас несут свою службу.

Но первые сторожевые корабли проекта 11356 были созданы для экспорта. Фрегатам, которые в будущем войдут в состав ВМФ России, была поставлена цель, установить новое улучшенное оборудование и вооружение. Что в дальнейшем было осуществлено.


Целью строительства новых сторожевых кораблей проекта 11356 является обновление Черноморского флота. Новые универсальные корабли полностью справляются с поставленными целями и боевыми задачами на Черном море.

Разработка концепции проекта

В начале 60-х годов прошлого века, на вооружении у ВМФ СССР стояло большое количество противолодочных кораблей, которые отлично справлялись со своими основными функциями. Но флот испытывал нехватку сторожевых кораблей, что в дальнейшем и способствовало разработке соответствующего фрегата проекта 11356.

2 000 тонны

водоизмещение фрегата по проекту 1135

В 1964 году началось проектирование нового сторожевого фрегата с водоизмещением более 2 тыс. тонн. Также была поставлена задача, вооружить данный фрегат новым четырехтрубным торпедным аппаратом, противолодочными ракетами, точными артиллерийскими установками и системой ПВО.

Новый фрегат должен был иметь большой запас хода, современное многоцелевое вооружение и оборудование.


В ходе испытаний, проект несколько раз перерабатывался. Водоизмещение было увеличено с 2 тыс. до 3,2 тыс. тонн, также несколько раз менялось оборудование и вооружение. После проделанных изменений, сторожевик проекта 11356 прошел все испытания и получил две модификации, 1135 и 1135М.


С развитием вооружения корабли нужно было оснастить авиацией, что позволило решать большое количество дополнительных боевых задач. Именно с этого момента началась работа над новой модернизацией сторожевых кораблей.

Новые фрегаты проекта 11351 получили вертолетные площадки и были переработаны в конструкции, так как нужно было найти место для ангара. Новая модификация значительно превосходила предыдущие проекты. Что являлось отличным стимулом для дальнейшей работы по проектированию более совершенного и многофункционально фрегата.


В начале 90-х годов начался упадок во всех отраслях, включая военное строительство. Спасательным кругом в тот момент являлся контракт с Индией на экспорт российских сторожевиков проекта 11351, который в последующем был переработан в проект 11356.

Схема проекта 11356 значительно отличалась от своего прототипа 11351. Было заменено все вооружение и средства защиты фрегата. Далее был переработан внешний вид, усилен корпус и заменено все оборудование. Водоизмещение было увеличено до 4 тыс. тонн, увеличенные топливные запасы способствовали увеличить запас хода до 4,5 тыс. миль.

Таким образом, был создан сторожевой фрегат 11356, который является многофункциональным кораблем, с усиленным вооружением, способным решать любые боевые задачи.

Фрегаты пр. 11356

С 2010 года по проекту корабля 11356, начата работа по построению 6 фрегатов, 3 из которых должны отправиться на Черноморский флот. Все комплектующие и оборудование производятся в РФ.

Список фрегатов проекта 11356:

  • Сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович». Работы по строительству начались в 2010 г., в 2016 фрегат прошел испытания и поступил на вооружение ВМФ.

Головной фрегат «Адмирал Григорович» проекта 11356
  • Фрегат проекта 11356 — Адмирал Эссен. Работы по строительству головного корабля начались в 2011 г., в 2016 сторожевик прошел испытания и поступил на вооружение ВМФ.

  • Адмирал Макаров - работы по строительству начались в 2012 г., а в 2017 фрегат прошел испытания и поступил на вооружение ВМФ.

  • Адмирал Истомин - в 2013 г. начало строительства.
  • Адмирал Корнилов - в 2014 г. начало строительства.

Спущенные на воду корпуса приостановленных строительством фрегатов «Адмирал Истомин» (заводской номер 01361) и «Адмирал Корнилов» (заводской номер 01362) модифицированного проекта 11356 на ПАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Калининград, 14.11.2017
  • Адмирал Бутаков - в 2013 г. начало строительства, спущен на воду в 2016 г

Технические характеристики фрегатов проекта 11356 (ТТХ)

Основные характеристики
Водоизмещение 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг.
Длина 124 м. 124 м. 124 м.
Ширина 15 м. 15 м. 15 м.
Осадка 4 м. 4 м. 4 м.
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт
Скорость 30 узлов 30 узлов 30 узлов
Экипаж 180 чел. 180 чел. 180 чел.
Автономность 720 часов 720 часов 720 часов
Дальность плавания 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль
Вооружение
Радиолокационное вооружение «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356»
Тактическо-ударное вооружение Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК»
Артиллерия 100-мм А-190 100-мм А-190 100-мм А-190
Зенитная артиллерия 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М
Ракетное вооружение 8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1, «Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1, «Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1, «Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки
Авиационная группа вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31
Основные характеристики «Адмирал Истомин» «Адмирал Корнилов»
Водоизмещение 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг.
Длина 124 м. 124 м. 124 м.
Ширина 15 м 15 м 15 м
Осадка 4 м 4 м 4 м
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка Газотурбинная энергетическая установка Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт
Скорость 30 узлов 30 узлов 30 узлов
Экипаж 180 чел. 180 чел. 180 чел.
Автономность 720 часов 720 часов 720 часов
Дальность плавания 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль
Вооружение «Адмирал Истомин» «Адмирал Корнилов»
Радиолокационное вооружение «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК»
Артиллерия 100-мм А-190 100-мм А-190 100-мм А-190
Зенитная артиллерия 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М
Ракетное вооружение 8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1«Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1«Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1«Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки
Авиационная группа вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус фрегата 11356 спроектирован полубачным, с обводами в носовой и хвостовой надводных частях. Судно имеет трехостровную надстройку. В целом, корпус имеет стальной состав, который увеличивает прочность фрегата.


Во время проектирования и строительства корабля была установлена новая архитектурная защита «Стелс», которая позволяет судну быть невидимым для других радиолокационных приборов. Также были выполнены работы по уменьшению акустического шума и максимальной защиты от различных типов оружия.

На судно установлено энергетическая газотурбинная силовая установка, имеющая мощность 56 тыс. лошадиных сил, которая передает энергию и приводит в движение два винта. Также были установлены 4 генератора, мощность которых составляет 320 кВт.

Вооружение

На вооружении сторожевого фрегата 11356 установлено:

  • 8 ячеек ракетно-стрелкового комплекса;
  • мобильный зенитный ракетный комплекс Штиль;
  • 2×30 мм мобильные шестиствольные установки;
  • высокоточные 533 мм торпедные аппараты;

На фрегат установлены вертикальные пусковые ракетные установки, которые имеют возможность использовать высокоточные ракеты «Калибр», имеющие дальность поражения от 350 км. до 2 тыс. км. высокую точность и большую зону поражения.

Новейшая 100 мм артиллерийская установка А190 обеспечивает огненную поддержку по надводным и воздушным целям. Плотность стрельбы составляет 80 выстрелов в минуту, максимальное расстояние поражения цели 20 км. Радиолокационный комплекс «Пума» производит автоматический захват и сопровождение цели.


За управление всеми видами оружия отвечает информационная система управления «Требование». Данная система способна самостоятельно управлять одновременно всеми видами вооружения, управлять стрельбой и рассчитывать пуски торпед. Система обрабатывает полученные данные и дает полную информацию о состоянии фрегата.

Для защиты судна от воздушных атак используется зенитно-ракетный комплекс «Штиль», который способен поразить цель одновременно тремя ракетами. Дальность поражения до 70 км, максимальная высота до 35 км. Так же защиту корабля обеспечивают две высокоточные зенитные установки АК-630.


Функции противолодочного оружия исполняют два торпедных аппарата, так же установлен комплекс РБУ-6000, обеспечивающий защиту от подводных лодок. Также все фрегаты проекта 11356 оснащены авиационными ангарами и взлетными площадками, на которых установлены вертолеты Ка-31 или Ка-27.

Иван Константинович Григорович родился 26 января (7 февраля) 1853 года в Санкт- Петербурге в семье потомственного дворянина капитана I ранга (затем — контр-адмирала) К. И. Григоровича. Свои детские годы он провел в Ревеле, где учился в Ревельской гимназии вместе со своими сверстниками Владимиром Бэром — будущим первым командиром крейсера «Варяг», и Евгением Егорьевым — будущим командиром крейсера «Аврора».

После смерти отца Иван в возрасте 18 лет поступил на военно-морскую службу и в мае 1871 года впервые ушел в плавание. В марте 1874 года он окончил Морской кадетский корпус в Петербурге и после годичного плавания гардемарином и успешной сдачи экзаменов в 1875 году был произведен в мичманы с зачислением в состав Балтийского флота.

Затем И. К. Григорович служил на Балтике на различных судах и в различных должностях. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов участвовал на клипере «Забияка» в Цимбрийской экспедиции в Северо-Американские Соединенные Штаты. До 1881 года плавал на «Забияке» в должности вахтенного начальника и старшего офицера. В 1883 году за усердие получил звание лейтенанта и стал командиром своего первого корабля — вначале небольшого портового парохода «Колдунчик», а затем, в 1884-1886 годах, — парохода «Рыбка».

Служебная карьера складывалась удачно. С 1888 года Иван Константинович — флаг- офицер штаба начальника эскадры Тихого океана, с 1890 года — командир парохода «Петербург», с 1891 года — старший офицер фрегата «Герцог Эдинбургский», флаг-капитан берегового штаба 2-й флотской дивизии, с 1893 года — старший офицер корвета «Витязь», а затем крейсера 1 ранга «Адмирал Корнилов». В 1895 году Григорович назначается командиром крейсера 2 ранга «Разбойник», в 1895 году — командиром монитора береговой
обороны «Броненосец», в 1896 году — командиром минного крейсера «Воевода». 22 сентября 1896 года капитан 2 ранга Григорович был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени с бантом за участие в 20 морских кампаниях.

В 1896 году потомственный моряк неожиданно назначается на военно-дипломатическую работу и становится военно-морским атташе в Великобритании. Одновременно он работает и морским агентом во Франции, где в Тулоне ведется строительство эскадренного броненосца «Цесаревич» и крейсера «Баян». В феврале 1899 года капитан 1 ранга Григорович принимает командование над строящимся броненосцем «Цесаревич», а по окончании строительства в 1903 году под его командованием этот броненосец совершил переход в Порт-Артур для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры.

Там «Цесаревич» стал флагманским кораблем, но в самом начале Русско-японской войны, ночью 27 января 1904 года во время внезапного нападения японских миноносцев корабль был подорван на рейде Порт-Артура. Правда, тогда броневая и противоминная переборки выдержали, и «Цесаревич», имея крен в 17 градусов, оставался на плаву и всю ночь отражал атаки неприятеля. Командир броненосца в этом бою был контужен разорвавшимся снарядом.

Позднее неисправности «Цесаревича» удалось устранить, и флагман Артурской эскадры вновь вошел в строй. 28 июля 1904 года после жестокого боя с японцами он прорвался в Циндао, в 1908 году участвовал в оказании помощи населению итальянского города Мессина, пострадавшего от землетрясения, участвовал в Первой мировой войне, сражался в Моонзундской операции, совершил Ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт, ходил под красным флагом в годы Гражданской войны под названием «Гражданин», и только в 1924 году корабль был разобран на металл.

Оправившись от контузии, в апреле 1904 года И. К. Григорович стал Главным командиром Артурского порта, получив чин контр-адмирала. Круг его обязанностей был очень широк: ремонт поврежденных кораблей, организация траления акватории базы и внешнего рейда, постановка минных заграждений на наиболее вероятных путях подхода противника к Порт-Артуру, снабжение эскадры боеприпасами, запчастями и всеми видами довольствия. За период боевых действий в судоремонтных мастерских осажденного Порт- Артура удалось не только вернуть к жизни ряд боевых судов, но и построить подводную лодку. Один из участников обороны писал: «Энергия и распорядительность Ивана Константиновича творят чудеса. Флот существует, и заслуга в том Григоровича бесспорна». За мужество, проявленное при обороне Порт-Артура, Григорович в 1904 году был награжден орденом Св. Станислава 1-й степени с мечами и мечами к ордену Св. Владимира 3-й степени.

В 1905-1906 годах И. К. Григорович был начальником штаба Черноморского флота и портов Черного моря. 14 мая 1906 года при взрыве брошенной террористами на параде в Севастополе бомбы он был контужен в голову. После убийства командующего флотом адмирала Чухнина он некоторое время командовал флотом.
В декабре 1906 года Иван Константинович был переведен на Балтику, где командовал военным портом в Либаве (Лиепая). Там Григоровичу удалось за короткое время создать мощную судоремонтную базу и сформировать первый в России учебный отряд подводного плавания. За отличную работу в Либаве Григорович в 1908 году был награжден орденом Св. Анны 1-й степени. А с конца 1908 года Григорович — главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта.

9 февраля 1909 года он был назначен товарищем (заместителем) морского министра и вскоре был произведен в вице-адмиралы. С новым назначением неизмеримо большей стала и ответственность. Пост заместителя морского министра был не столько почетным, сколько убийственно трудным. В его ведении были кораблестроение и судоремонт, вопросы материально-технического и гидрографического обеспечения флота. И это при том, что после окончания Русско-японской войны ни одно ведомство России не находилось в таком крайнем разорении, в каком оказался Военно-морской флот. За пять лет сменившие друг друга на посту морского министра адмиралы Бирилев, Диков и Воеводский с задачей возрождения флота не справились. Назревала необходимость в коренной реорганизации морского ведомства.

18 марта 1911 года по настоянию Государственной думы морской министр адмирал С. А. Воеводский был отправлен в отставку. На этот пост был назначен И. К. Григорович, а в сентябре того же года ему присваивается звание адмирала.

В последние предвоенные годы И. К. Григорович всецело посвятил себя работе по укреплению Российского Военно-Морского флота. В короткий срок, избавившись от бездельников и интриганов, новый министр организовал работу всех подотчетных ему учреждений, наладил взаимоотношения с Государственной думой и другими высшими органами управления Российской империи, добился почти полного удовлетворения запросов и нужд флота. По воспоминаниям современников, он не был кабинетным руководителем. Его скорее можно было встретить у стапелей верфи, чем в Адмиралтействе. Иван Константинович инспектировал флоты и судостроительные заводы, лично контролировал ход постройки кораблей, подготовку команд и отдельных специалистов. Он осуществил ряд судостроительных программ для Черноморского и Балтийского флотов, учредил совещание по судостроению, которое решало вопросы распределения заказов среди частных предпринимателей и за границей. Накануне Первой мировой войны Россия имела 9 линкоров, 14 крейсеров, 71 эсминец и 23 подлодки.

Шесть лет возглавлял И. К. Григорович Морское министерство России, в том числе и в годы Первой мировой войны. В этой должности его уже нельзя назвать флотоводцем, но, как свидетельствуют факты, администратором он был отменным. Изучив опыт Русско-японской войны, он строил флот на новой основе. Усилиями морского министра в ходе Первой мировой войны флот был усилен еще 9 линкорами, 29 эсминцами, 35 подводными лодками. Были созданы лучшие в мире эсминцы типа «Новик», линкоры типа «Севастополь», первые в мире тральщики, лучшие в мире образцы мин и тралов. В составе флота впервые появились флотилия Северного Ледовитого океана и оперативные соединения-эскадры. Достаточно напомнить, что и через 30 лет, в начале Второй мировой войны основу Советского Военно-Морского флота составляли корабли, построенные еще в бытность Григоровича военным министром, в том числе все линкоры, 40 % крейсеров и треть эсминцев.

Несмотря на это, решением Временного правительства от 22 марта 1917 года адмирал И. К. Григорович был отстранен от должности и отправлен в отставку «с мундиром и пенсией». Временное правительство хотело найти за ним «грехи», но следственная комиссия не нашла ничего крамольного.

Иван Константинович имел возможность уехать из России в 1917 году и после октябрьского переворота, но не сделал этого. Большевики привлекли его к работе в составе Морской исторической комиссии по обобщению опыта Первой мировой войны и боевых действий на море. По заданию этой комиссии он даже написал мемуары. Но служебного пайка не хватало, и зимой 1920 года ему приходилось подрабатывать пилкой и колкой дров. Позже удалось устроиться архивариусом Морского архива, потом — на преподавательскую работу в Высшей школе водного транспорта.

Осенью 1924 года Советское правительство разрешило Григоровичу, уже тяжело больному, выехать за границу для лечения. Он уехал на Французскую Ривьеру и в Россию больше не вернулся.

Остаток своей жизни И. К. Григорович прожил очень скромно во Франции, в курортном местечке Ментон близ Ниццы. Он был полным кавалером орденов Французского легиона, но отказался от положенной ему в этой стране пенсии «по принципиальным соображениям». По этой же причине он отказался и от положенной ему англичанами пенсии «в вознаграждение заслуг Русского флота перед Британским в эпоху Великой войны» Участия в общественной жизни эмиграции Иван Константинович тоже не принимал. Он жил тем, что продавал свои картины, морские пейзажи, которые писал здесь, на набережной Ментона.

Адмирал и последний морской министр Российской империи умер практически в нищете 3 марта 1930 года в Ментоне. Перед смертью он завещал, чтобы его прах был предан родной земле и захоронен в Петербурге, в фамильном склепе рядом с могилой жены. На его могиле в Ментоне была выбита надпись по-английски: «Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия, иногда вспоминай о нем, кто так много думал о тебе.»

  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Обновлено: Ноябрь 20, 2016 Автором: admin

Создание уникальных боевых кораблей, способных стирать с лица земли небольшие страны, – целая наука. С развалом Советского Союза проектирование и строительство кораблей с подобными возможностями практически сошло на нет. Несмотря на колоссальные сложности, которые российская судостроительная отрасль испытывала на рубеже 90-х, фрегаты-титаны возвращаются в строй.Один из таких кораблей, фрегат «Адмирал Григорович», судостроители вот-вот передадут военным. «Адмирал Григорович» опытные моряки называют не просто новейшим кораблем, но и одним из символов возрождения отечественного судостроения.Качественно новый Необходимость кардинально обновить отечественный Военно-морской флот назрела давно. За то время, пока страна восстанавливалась после тотального развала вооруженных сил, не то что производство, модернизация уже существующих кораблей в составе флота должным образом не проводилась. О строительстве новых кораблей в условиях непростого времени почти никто не думал.В каком-то смысле фрегаты проекта 11356, задуманные как средство для мгновенной омолаживающей процедуры Черноморского флота, стали настоящей находкой: универсальный, хорошо вооруженный и сравнительно небольшой корабль должен был не только продемонстрировать присутствие Военно-морского флота России в регионе, но и при необходимости отправиться в другие районы для выполнения боевой задачи.«Адмирал Григорович» – знаковый корабль. Долгое время считалось, что отдельно взятые корабли могут решать определенные задачи, будь то борьба с подводными лодками противника или обстрел надводных целей, которым система опознавания присвоила тип «чужая». Трио адмиралов – «Григорович», «Эссен» и «Макаров», которые в скором будущем войдут в состав Черноморского флота – настоящие мастера-универсалы по борьбе с противником. Однако прежде чем рассказывать о том, чем именно новые российские сторожевики могут воевать, следует вспомнить и еще об одной, не менее важной детали.Все корабли проекта 11356 построены не просто с учетом универсальной работы по нескольким типам целей. Большую работу над кораблями инженеры провели и по части эргономики, максимально удобно использовав жизненно важное пространство внутри корабля. Качественно новый уровень исполнения кораблей, по словам специалистов, достигается особенным вниманием к мелочам: даже расположение боевых постов и мест отдыха для экипажа просчитано несколько раз.Круговая оборона Сторожевик «Адмирал Григорович», как и все корабли проекта 11356, – один из самых защищенных. Ракеты зенитного ракетного комплекса «Штиль» в случае опасности первыми примут бой. На перехват учебных целей в ходе государственных испытаний экипажу корабля отводятся считаные секунды. Режим службы на всем протяжении государственных испытаний специалисты оценивают как боевой – никакой, даже самой незначительной поблажки ни кораблю, ни его экипажу не дают.Высокая степень автоматизации новейшего сторожевика Черноморского флота обеспечивается боевой информационной управляющей системой «Требование-М»: пеленг, дальность, курс и скорость цели – лишь малая часть данных, обрабатываемых системой на базе высокопроизводительных вычислительных комплексов. Специалисты поясняют, что БИУС, разработанная НПО «Меридиан» из Санкт-Петербурга, – одна из самых высокопроизводительных в мире.«Если рассматривать корабельную систему с точки зрения современных, высокоавтоматизированных систем, то в плане обработки данных и управления вооружением эта система одна из лучших в мире», – поясняет в интервью «Звезде» программист, кандидат математических наук Сергей Гуреев. Эксперт пояснил, что быстройдействию системы и управлению вооружением разработчики уделили самое пристальное внимание. Отмечается также, что современная система управления вооружением и радиоэлектронным оборудованием обеспечивает ведение эффективного боя как в одиночку, так и в составе оперативного соединения ВМФ.Специалисты отмечают также, что новейшая БИУС, предназначенная для автоматизации управления всех процессов управления вооружением сторожевика, в состоянии обработать и распределить по степени важности огромное количество процессов – от сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке до навигации и управления всей номенклатурой вооружения корабля.Из всех орудий Способность «Адмирала Григоровича» отвечать на атаку потенциального противника – не единственное, чем может похвастать новейший сторожевик. «Калибр-НК» – новейшие крылатые ракеты, успешно испытанные Каспийской флотилией в ходе массированного ракетного удара по позициям боевиков ИГИЛ, – также входят в состав вооружения «Адмирала Григоровича» и других кораблей проекта 11356. Отличительную особенность «Калибра» мировое сообщество заметило сравнительно недавно – после того, как новейшие крылатые ракеты были применены для уничтожения объектов инфраструктуры боевиков ИГИЛ в Сирии.Массированный ракетный удар кораблей Каспийской флотилии наглядно показал, что «Калибр» заслуженно считается основным ракетным вооружением кораблей: прежде чем поразить отмеченные цели на территории Сирии, ракеты пересекли территорию нескольких стран. Наличие восьми ВПУ с ракетами «Калибр», по признаниям специалистов, позволит новейшим сторожевикам проекта 11356 выполнять любую поставленную задачу.«По большому счету что "Адмирал Григорович", что другие корабли проекта будут подчинены одной единственной цели – максимально быстрому выдвижению в заданный район и успешному применению вооружения», – поясняет в интервью «Звезде» капитан 3-го ранга ВМФ в отставке Андрей Головин. Специалисты отмечают, что успешное выполнение поставленных задач сторожевиками проекта 11356 обеспечивается не только самым передовым ракетным вооружением.Для артиллерийской стрельбы может быть применена корабельная артустановка А-190, разработанная в нижегородском «ЦНИИ «Буревестник». Эта 100-миллиметровая 15-тонная установка в состоянии обеспечить 80 неприятных ощущений в минуту любому противнику. За артиллерийское противодействие на кораблях проекта 11356 отвечает ЗРАК «Палаш» тульского КБП – единственный в мире артиллерийский комплекс, совмещающий в единой башенной установке мощнейшее артиллерийское вооружение, эффективное многорежимное ракетное вооружение и встроенную систему управления.Специалисты отмечают, что одного боевого модуля «Палаш», размещенного на корабле с небольшим водоизмещением, достаточно, чтобы эффективно закрыть корабль от четырех противокорабельных ракет противника, одновременно приближающихся к борту корабля.По словам специалистов, сторожевые корабли дальней морской зоны проекта 11356 в значительной степени омолодят Черноморский флот России и серьезно повысят его боевые возможности в целом. Остается только дождаться, когда все запланированные к постановке на боевое дежурство корабли встанут в строй.Фото: Дмитрий Юров/Виталий Невар ТАСС

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

«Адмирал Григорович»

Сторожевой корабль «Адмирал Григорович»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна сторожевые корабли проекта 11356
Порт приписки Севастополь
Организация Черноморский флот ВМФ России
Изготовитель ССЗ «Янтарь» , Калининград
Строительство начато 18 декабря 2010 года
Спущен на воду 14 марта 2014 года
Введён в эксплуатацию 10 марта 2016 года
Статус в строю
Основные характеристики
Водоизмещение 3 620 тонн (стандартное),
4 035 тонн (полное)
Длина 124,8 м (наибольшая)
Ширина 15,2 м
Осадка 4,2 м (габаритная – 7,5)
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 × 30 450 л. с., ГТА М7Н1 (8450 л. с. маршевая ГТУ, 22 000 л. с. форсажная ГТУ), 4 ДГ WCM-800 по 800 кВт
Скорость хода 30 узлов
Дальность плавания 4850 миль (на 14 узлах)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 180 (18 офицеров), 20 морских пехотинцев
Вооружение
Радиолокационное вооружение БИУС «Требование-М» или «Сигма», РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М», РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» (зав.№01354-01356), НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216), СУ 5П-10 «Пума», СУ МР-123-02 «Вымпел», ПУТС «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение УКСК «Калибр-НК»
Артиллерия 1 × 1 - 100мм АУ А-190
Зенитная артиллерия 2 × 6 - 30мм АУ АК-630М
Ракетное вооружение 8 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НК») ,
УВП ЗС90Э.1 ЗРК «Штиль-1» (36 ЗУР) ,
8×1 ПУ ЗРК «Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НК»)
1×12 ПУ РБУ-6000 РПК-8 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2 × 2 - 533мм ДТА-53-956 (торпеды СЭТ-65, 53-65К)
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31

10 марта 2016 года был подписан приёмосдаточный акт, 11 марта был поднят военно-морской флаг и корабль официально вошел в состав флота .

Служба

В июле 2016 года корабль вышел в Черное море для учений с артиллерийскими стрельбами по морскому буксируемому щиту и сбрасываемой авиационной мишени, а также с отработкой нанесения ракетного удара в морском бою и обороны от средств воздушного нападения условного противника .

С 24 по 27 августа 2016 года принимал участие в проходящих в морских полигонах Черного моря учениях по поиску и уничтожению «вражеской» подлодки. Подлодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» выполняла роль субмарины условного противника .

Командиры корабля

Напишите отзыв о статье "Адмирал Григорович (сторожевой корабль)"

Примечания

Ссылки

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх