Влияние человека на природу, воздействие общества на природу. Традиционное общество: определение

Воздействие человека на природу в ходе развития общества

Интересно проследить, как в процессе общественного развития возрастало воздействие человека на окружающую среду. В ходе эволюции человек от первоначального потребления природных богатств перешел к активному вмешательству в живую природу и её преобразованию. Он создал искусственную среду обитания˸ предметы материальной и духовной культуры, искусственные экологические системы, технику и т.п. Первая созданная человеком культура - палеолит (каменный век) - существовала примерно 20-30 тыс. лет. Она совпала с периодом длительного оледенения. Экономической основой жизни человеческого общества тогда был присваивающий тип хозяйства - собирательство и охота на крупных животных (оленей, носорогов, ослов, лошадей, мамонтов). На стоянках человека каменного века ученые находят многочисленные кости диких животных, доказывающую успешность охоты наших предков. Именно так были истреблены и исчезли с лица Земли многие виды животных.

Несмотря на трудные условия, человек в это время сумел распространиться на значительной территории планеты, создав социальный организм - общество, основанное на совместном труде и коллективной памяти. Тем не менее, человек палеолита ещё продолжал оставаться частью природы, пользуясь её дарами и не начиная её сознательного переустройства, он ещё вписывался в естественные биогеохимические циклы биосферы, и антропогенное воздействие на них было незначительным.

Но 10-12 тыс. лет назад наступило резкое потепление, ледник отступил, леса распространились в Европе. Там же появился и человек, истребивший к этому времени большую часть животных, составлявших ᴇᴦο пищу. Таким образом, изменилась экологическая база человеческого общества. Это привело к первому (за время су-

шествования человека на Земле) экологическому кризису - перенаселению планеты. Ведь человек палеолита жил в основном небольшими группами, средняя численность которых составляла около 50 человек, а чтобы прокормить такое количество людей с помощью собирательства и охоты нужна территория до 900 км 2 . Так, на площади, равной современной Украине, могли прокормиться всего 30-40 тыс. человек.

Это означало, что закончился период использования человеком готовых, созданных природой средств существования. В новых условиях необходимо было активно добывать и перерабатывать природные продукты. Для этого нужно было отказаться от присваивающего типа хозяйства в пользу производящего. Это и было сделано в ходе так называемой неолитической революции, которая завершилась около 7 тыс. лет назад. Но сама эпоха неолита (нового каменного века) началась около 10 тыс. лет назад, когда стали появляться первые поселения, в которых археологами были обнаружены остатки пшеницы, ячменя, чечевицы, а также кости домашних животных - коз, овец и свиней. Люди предпринимали первые попытки одомашнивания животных, разведения растений, начинали производство керамики. Так, постепенно, наряду с охотой и собирательством все большее значение стали приобретать земледелие и скотоводство - производящие типы хозяйства.

Воздействие человека на природу в ходе развития общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Воздействие человека на природу в ходе развития общества" 2015, 2017-2018.

Отмеченное диалектическое противоречие может усиливаться тем обстоятельством, что состояние окружающей среды, деградируя в результате антропогенного воздействия, сказывается на темпах экономического развития и эффективности производства.

В формировании отношений общества и природы существуют очевидные закономерности. Можно выделить несколько качественно своеобразных этапов взаимодействия природы и общества в зависимости от уровня развития материального производства, прежде всего - средств труда. Раскрыть диалектику этих процессов - значит показать их внутренние противоречия, характеризующие особое положение человека в природе: с одной стороны, человек является природным, биологическим существом, с другой - социальным субъектом, посредством своей производственной деятельности противопоставляющим себя остальной природе. Вместе с тем человек как биологическое существо не может обходиться без непрерывного обмена веществ с окружающей средой в процессе жизнедеятельности. Следовательно, как часть природы человечество обязано развивать свою производственную деятельность, согласуясь с законами природы.

Общая продолжительность периода, в течение которого осуществляются взаимодействия человека и природы, составляет не менее 3,5 млн лет. Именно таков возраст найденных археологами в Восточной Африке костей древнейших людей (архантропов), а также следов их жизнедеятельности - первых каменных орудий. Несколько моложе (от 1 млн до 250 тыс. лет) возраст ископаемых останков архантропов в других районах мира - на острове Ява (питекантропов).

На первых норах определяющую роль в отношениях между человеком и средой его обитания играл природный фактор, поскольку жизнь людей полностью зависела от особенностей природной среды. Люди жили собирательством, охотой, рыболовством и не оказывали сколько-нибудь существенного влияния на природу. Совершенствуясь умственно и физически, древнейший человек все более видоизменял взаимоотношения с природой. Однако прошло очень длительное время - сотни тысяч лет, прежде чем возникла первая социальная организация общества - первобытнообщинный строй и сформировался человек современного типа - неоантроп.



Первый этап в истории взаимоотношений человека с природой, названный учеными древнекаменным веком, или палеолитом, длился более 3 млн лет.

Второй этап - новокаменный век (неолит), наступление которого условно датируют временем около 10 тыс. лет назад, знаменовался появлением земледелия и скотоводства, переходом от свойственных палеолиту присваивающих форм хозяйства к производящей экономике. В этом переходе природный фактор играл важную роль, поскольку природные условия ухудшились и снизилась продуктивность охоты - важнейшего источника пищи человека. Развитие производственной деятельности усилило степень воздействия людей на природу: они начали интенсивно вырубать леса, строить различные ирригационные сооружения, каналы и т.п. Появились населенные пункты, а затем и города - центры торговли и мануфактуры, естественные ландшафты все более видоизменялись. Однако еще многие тысячелетия главной формой взаимодействия общества с природой оставалась сельскохозяйственная деятельность, зависящая от особенностей природной среды.

Третий этап связывают с промышленным переворотом на рубеже XVIII-XIX вв., ознаменовавшим переход от ремесленного производства к промышленному, от малопроизводительного ручного труда - к машинному. Это позволило человечеству создать грандиозные производительные силы. И если изменения в природе, вызываемые хозяйственной деятельностью людей, прежде носили в основном локальный характер, то промышленная революция привела к резкому ускорению темпов роста индустриального производства, вовлечению в хозяйственный оборот новых источников сырья и энергии, значительному усилению воздействия общества на природу. Промышленное производство увеличило возможности преобразования окружающей среды в интересах человека, но в то же время привело к нарушению экологического баланса. Отношения между обществом и природой во многих странах мира (особенно в крупных индустриальных районах) стали приобретать критический характер.

Данная тенденция неизмеримо усилилась с наступлением во второй половине XX в. эпохи научно-технической революции (НТР), охватившей все сферы жизни человека и все регионы мира. НТР ознаменовалась появлением принципиально новых способов получения сырья и энергии, средств производства, выпуском новой продукции с самыми разнообразными технико- экономическими и физико-химическими свойствами. Однако подъем науки и техники в ряде случаев привел к неоправданной расточительности при эксплуатации природных ресурсов и как следствие - к сокращению пахотных земель, ухудшению их качественных характеристик, истощению некогда богатейших залежей угля, нефти, газа, уничтожению лесов, истреблению многих видов животных и растений, опустыниванию, растущему дефициту пресной воды, интенсивному загрязнению атмосферы. Продолжение неконтролируемой, неуправляемой деятельности людей таит в себе опасность глобальной экологической катастрофы, поэтому на смену стихийному естественно-историческому процессу взаимодействия природы и общества должна прийти сознательная и планомерная его организация, которая бы позволила реализовать на практике идею В.И. Вернадского о ноосфере.

Проблема взаимодействия природы и общества достигла особой остроты на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития в общемировом масштабе и от жестко централизованной к рыночной экономике - в странах СНГ и бывшего социалистического лагеря. Экологически негативные явления, связанные с истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, в той или иной степени проявились во всем мире. Но если в странах с развитой экономикой решение этой проблемы связано в основном с ограниченностью естественной сырьевой базы и требует поиска путей интенсификации природопользования, то на постсоветском пространстве наиболее остро стоит вопрос создания действенного хозяйственного механизма, способствующего снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, осложненного последствиями аварии на ЧАЭС, и обеспечению бережного отношения к богатствам природы.

2.Типы освоения планеты.

Когда и где началось освоение нашей планеты с точностью сейчас не может сказать никто. Существует огромное количество версий и теорий о происхождении человека развитии цивилизаций и возникновении государств.

Существуют подлинные подтверждения о существовании высокоразвитых цивилизаций в прошлом: Арии-арийцы на среднем или южном Урале, Гипербории, Атлантиды, Египта и Центрального Тибета.

Отказаться от существования всех этих фактов не возможно, хотя и утверждать с полной уверенностью о многом тоже нельзя. Мы не можем точно определиться даже в том сколько лет существования каждой цивилизации прошло до того момента когда произошло окончание их рассвета.

Мы всего лишь на всего по крупицам можем собирать информацию и догадываться о уровне их развития, и в некоторых случаях удивляемся высокому уровню их достижений в науке, медицине, астрономии и т.д.

Те факты и теории которые нам предоставляются в учебнике всего лишь навсего один из этапов развития человечества более менее нам известное.

В настоящее время выделяется несколько центров развития человечества с наибольшими подтверждениями:

1. Северо - Восток Африки.

2. Центральная и Северная Азия.

3. Центральная Америка.

Именно из этих точек, как нам уже достоверно известно, и началось дальнейшее освоение нашей планеты. Но даже открытие Америки Колумбом в 1492 году всё же нельзя считать как освоение планеты, потому что в это время там уже давно существовали высокоразвитые цивилизации Инков и Ацтеков, а так же других племён.

А вот каким образом строилось взаимоотношение людей со своей землёй. Это действительно было очень важно имело большое значения для развития уровня цивилизаций.

Техногенное освоение природы дало возможность получать больше выгоды, но при нанесении более тяжёлых последствий в настоящее время на планете практически нет тех мест где бы не ступала нога человека, такими участками сейчас являются разве что очень недоступные участки планеты и вновь образующиеся острова в мировом океане.

Наибольшее же количество людей проживает на равнинах и здесь плотность населения достигает своего максимума.

Именно на этих территориях в основном и проявились два типа освоения планеты:

1) Экстенсивное – имеющее под собой получение больших благ путём вовлечения в оборот и эксплуатацию как можно больших территорий.

2) Интенсивное – получение больших благ путём максимального использования уже освоенных участков планеты, с восстановлением не используемых и сохранением нетронутых территорий

В мировоззрении человечества. На данном этапе развития социум является разнородным, в нём вынужденно сосуществуют богатые и бедные, высокообразованные и не имеющие начального образования личности, верующие и атеисты. Современное общество нуждается в индивидах, социально адаптированных, нравственно стойких и обладающих стремлением к самосовершенствованию. Именно эти качества формируются в раннем возрасте в семье. Традиционное общество наиболее отвечает критериям воспитания в человеке приемлемых качеств.

Понятие традиционного общества

Традиционное общество – преимущественно сельское, аграрное и доиндустриальное объединение больших групп людей. В ведущей социологической типологии «традиция – современность» оно выступает основной противоположностью индустриальному. По традиционному типу социумы развивались в древнюю и средневековую эпохи. На современном этапе примеры таких обществ выраженно сохранились в Африке и Азии.

Признаки традиционного общества

Отличительные черты традиционного общества проявляются во всех сферах жизнедеятельности: духовной, политической, хозяйственной, экономической.

Община является основной социальной ячейкой. Она представляет собой замкнутое объединение людей, сплоченных по родовому или локальному принципу. В отношениях «человек-земля» именно община выступает посредником. Ее типология различна: выделяют феодальную, крестьянскую, городскую. Вид общины и определяет положение человека в ней.

Характерная черта традиционного общества – сельскохозяйственная кооперация, которую составляют клановые (родственные) связи. Отношения основываются на коллективной трудовой деятельности, использовании земельных угодий, систематических переделах земли. Такому обществу всегда свойственна слабая динамика.

Традиционное общество – это в первую очередь закрытое объединение людей, которое является самодостаточным и не допускает внешнего воздействия. Традиции и законы определяют его политическую жизнь. В свою очередь, социум и государство подавляют личность.

Особенности экономического уклада

Традиционное общество характеризуется преобладанием экстенсивных технологий и применения ручных орудий труда, господством корпоративной, общинной, государственной форм собственности, в то время как частная собственность все-таки остается неприкосновенной. Уровень жизни большей части населения является невысоким. В труде и производстве человек вынужден приспосабливаться к внешним факторам, таким образом, социум и особенности организации трудовой деятельности зависят от природных условий.

Традиционное общество – это противостояние природы и человека.

Экономический уклад вступает в полную зависимость от факторов природно-климатического характера. Основу такого хозяйства составляют скотоводство и земледелие, результаты коллективного труда распределяются с учетом положения каждого члена в социальной иерархии. Кроме сельского хозяйства, люди в традиционном обществе занимаются примитивным ремеслом.

Социальные отношения и иерархия

Ценности традиционного общества заключаются в почитании старшего поколения, старых людей, соблюдении обычаев рода, неписаных и писаных норм и принятых правил поведения. Конфликты, возникающие в коллективах, решаются при вмешательстве и участии старшего (вожака).

В традиционном обществе социальная структура подразумевает сословные привилегии и жесткую иерархию. При этом социальная мобильность практически отсутствует. Например, в Индии строго запрещаются переходы из одной касты в другую с повышением статуса. Основными социальными ячейками общества выступали община и семья. Человек прежде всего был частью коллектива, входящего в традиционное общество. Признаки, указывающие на неподобающее поведение каждого индивида, обсуждались и регулировалось системой норм и принципов. Понятие индивидуальности и следование интересам отдельного человека в такой структуре отсутствуют.

Социальные отношения в традиционном обществе строятся на подчинении. Каждый включен в него и ощущает себя частью целого. Рождение человека, создание семьи, смерть происходят в одном месте и окружении людей. Трудовая деятельность и быт строятся, передаваясь от поколения к поколению. Выход из общины всегда сложен и затруднителен, иногда даже трагичен.

Традиционное общество – это объединение по общим признакам коллектива людей, в котором индивидуальность не является ценностью, идеальный сценарий судьбы - исполнение социальных ролей. Здесь запрещено не соответствовать роли, в противном случае человек становится изгоем.

Социальный статус оказывает влияние на положение личности, степень приближенности к лидеру общины, жрецу, вождю. Влияние главы рода (старшего) непрекословно, даже если индивидуальные качества ставятся под сомнение.

Политическое устройство

Главным богатством традиционного общества является власть, которая ценилась выше, чем закон или право. Армии и церкви принадлежит главенствующая роль. Формой правления в государстве в эпоху традиционных обществ была преимущественно монархия. В большинстве стран представительные органы власти не имели самостоятельного политического значения.

Так как наибольшей ценностью выступает власть, то она не нуждается в обоснованиях, а переходит следующему вождю по наследству, ее источником является Божья воля. Власть в традиционном обществе деспотична и сосредоточена в руках одного человека.

Духовная сфера традиционного общества

Духовной основой общества выступают традиции. Сакральные и религиозно-мифические представления имеют господство как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Религия оказывает значительное влияние на духовную сферу традиционного общества, культура гомогенна. Устный способ обмена информацией преобладает над письменным. Распространение слухов является частью социальной нормы. Количество людей, имеющих образование, как правило, всегда незначительно.

Обычаи и традиции также определяют духовную жизнь людей в общине, которой свойственна глубокая религиозность. Религиозные догматы находят отражение и в культуре.

Иерархия ценностей

Совокупность культурных ценностей, почитаемых безоговорочно, также характеризует традиционное общество. Признаки ценностно ориентированного социума могут быть общими или сословными. Культуру определяет ментальность социума. Ценности имеют строгую иерархию. Высшей, без сомнения, является Бог. Стремление к Богу формирует и определяет мотивы поведения человека. Он выступает идеальным воплощением благонравного поведения, высшей справедливости и источником добродетели. Другой ценностью можно назвать аскезу, которая подразумевает отказ от благ земных во имя обретения небесных.

Верность является следующим принципом поведения, выраженном в служении Богу.

В традиционном обществе выделяют также ценности второго порядка, например, праздность – отказ от физического труда вообще или только в определенные дни.

Необходимо отметить, что все они имеют священный (сакральный) характер. Сословными ценностями могут выступать праздность, воинственность, честь, личная независимость, что было приемлемо для представителей знатных слоев традиционного социума.

Соотношение современного и традиционного обществ

Традиционное и современное общество тесно взаимосвязаны. Именно в результате эволюции первого вида социума человечество вышло на инновационный путь развития. Современное общество характеризуется достаточно быстрой сменяемостью технологий, беспрерывной модернизацией. Культурная действительность также подвержена изменениям, что обуславливает новые жизненные пути для последующих поколений. Для современного общества характерен переход от государственной формы собственности к частной, а также пренебрежение индивидуальными интересами. Некоторые черты традиционного общества присущи и современному. Но, с точки зрения европоцентризма, оно является отсталым ввиду закрытости от внешних связей и инноваций, примитивным, продолжительным характером изменений.

С самого возникновения человека общество изменяло окружающую природу, и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. Влияние географическое среды опосредуется общественными условиями, прежде всего, - уровнем развития производства. Масштаб антропогенных воздействий на природу позволяет наметить четыре периода, каждый из которых характеризовался своей спецификой влияния общества на природу.

1) Прединдустриальный период . Он характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища) – добывающая промышленность . На ранних этапах развития общества люди зависели от естественных источников средств жизни. В первобытном обществе люди усваивали вещества природы, сами практически не создавая ничего такого, чего не было бы в природе. Главный объект собственности – человек и земля.

Возникают эмпирические исследования. Происходит внеэкономическое принуждение к труду.

2) Индустриальный период . Переход от прединдустриального общества к индустриальному – промышленная революция. По мере совершенствования орудий труда, зависимость от природы уменьшается. Идет процесс преобразования природы. Происходит экстенсивный рост земледелия, ремесел, гужевого транспорта, городов. Характеризуется обрабатывающей промышленностью . В конце периода – мануфактурное производство. Использование парового двигателя, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот втянуты огромные количества минеральных, органических и иных ресурсов. Происходит отчуждение труда и возникновение науки (теоретические исследования на уровне законов).

3) Постиндустриальный период . Постиндустриальное общество возникает после научно-технической революции XX в. Этап начала техногенной цивилизации . Техногенный круговорот вещества и энергии отличается от биологического и геологического количеством и качеством (тенденции стремительного нарастания, большие объемы потребления (автоматическая форма труда) и преобразование природных ресурсов). Техногенный круговорот включает в себя вещества, которых не знала природа: использование ядерной энергетики, выход человека в космос, замена логической функции человека машинами. Характеристики периода : использование новых форм энергетики; производство материальных ценностей, удовлетворяющих потребности человека (бытовая техника и т.д.);

повышение требований к профессиональному уровню производителя (дипломированные производители); экономическое принуждение; развитие фундаментальных научных исследований.

4) Информационный период . Переход к этому этапу – дальнейшее развитие НТР. Возникает новый главный объект собственности – информация. Характеристики периода : информация – это объект общественной собственности; происходит господство общественной собственности; наблюдаются производственные отношения типа сотрудничество и партнерство; преодоление отчуждения труда (труд приобретает творческий характер); высокая оплата труда; исчезает принуждение к труду (труд как потребность); дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований и выход на ведущую позицию в деятельности общества. Информационное общество – это такое общество, о котором говорил К.Маркс: «...общество людей, одинаково богатых, как в своем богатстве, так и в своем потреблении».

1. Собирательство, охота и рыболовство; человек приспосабливался к природе, а не видоизменял её. Ок. 30 тыс. лет. назад
2. Сельскохозяйственная революция - переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; слабое преобразование естественных ландшафтов 6-8 тыс. лет. назад
3. Увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел, более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов. Средние века
4. Промышленная революция - быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду 300 лет назад
5. Современный этап НТР - коренные сдвиги в технической базе производства; резкие сдвиги в системе «общество – природная среда». С середины XX века

1. Присваивающее хозяйство . Люди селились в районах с теплым, влажным климатом, в долинах рек, на побережье морей и озер, там, где было много дичи. Количество охотников (и вообще жителей) прямо пропорционально количеству дичи. «Первый звонок» экологического бедствия - крупномасштабные выжигания растительности привели к исчезновению некоторых животных (мамонт, шерстистые носороги, гигантские олени).

2. Постепенный переход человечества от присваивающего хозяйства к производящемусельскохозяйственная революция .

Её особенности:

Человек из потребителя превратился в производителя;

Продолжительность – несколько тысяч лет.

Предпосылки:

Появление довольно совершенных орудий труда;

Наличие пригодных для культивирования растений и животных для одомашнивания;

Изменение и обеднение окружающей среды («охотничий кризис»).

Последствия:

Новые источники пищи ® увеличение численности населения (до нескольких десятков миллионов человек) ® распространение древних цивилизаций (долины Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ, Янцзы, территория Древней Греции, Рима и др.) ® более разнообразные отношения с природой (с/х использование земель, дамбы, каналы, осушение болот и др.), но во многих районах никогда не ступала нога человека.

3. Расширение связей в системе «общество – природная среда»:

Вовлечение в хозяйственный круговорот ресурсов, не связанных с удовлетворением пищевых потребностей - минеральных, лесных (металлические орудия труда, развитие кораблестроения, строительства и т.д.);

Увеличение численности населения ® увеличение нагрузки на землю (Муссонная Азия, Тропическая Африка, страны Европы) ® истощение почв; деградация пастбищ (перевыпас скота), уменьшение площади лесов (вырубки, подсечно-огневое земледелие).


Средства и способы воздействия на окружающую среду не выходили за допустимые пределы (небольшие земельные наделы, неглубокая обработка, органические удобрения, ручной труд);

Освоение пространства очаговое – сгустки населения в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе.

4. Качественный скачок в освоении планеты связан с промышленной революцией (произошла в Англии в конце XVIII века):

К тому времени произошло расширение Ойкумены благодаря ВГО ® создание колониальных империй (вывоз рабов из Африки в Америку, уничтожение коренного населения колоний, изменение географии и структуры мировой торговли);

Развитие фабрично-заводской промышленности ® массовая подземная добыча минерального сырья, гидроэнергетическое строительство и т.д. ® быстрое преобразование естественных ландшафтов, освоение новых морских акваторий ® ухудшение состояния окружающей среды.

5. Резкие сдвиги в системе «Общество – природная среда:

2 типа освоения:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

1. Назовите основные источники жизни.

2. Назовите компоненты окружающей среды.

3. На каких этапах происходило наиболее сильное изменение влияния общества на природу?

4. Назовите два типа освоения планеты. Какой из них наиболее рационален?

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх