Богиня исида изображение. Как выглядела египетская богиня исида и чему помогала







Имя богини, вероятно, означает «сиденье», «трон» и идентично знаку, который она несет на своей голове. Таким образом, Изида, очевидно, была первоначально олицетворением тронного места и тем самым имела особое отношение к царю, чьей символической матерью она является. В мифе она нашла мертвого брата и мужа Озириса, от которого зачала сына Гора и которого похоронила и вместе со своей сестрой Иефтидой оплакивала. Сетующие богини изображались в символическом облике двух хищных птиц (коршунов). На стенках гроба она изображается в человеческом обличье и с распростертыми крыльями, чтобы обеспечить защиту умершим и подгонять к ним воздух жизни. Изида почиталась как «колдунья», которая могла защитить сына Гора - и вместе с ним также земных детей - от змей, хищных животных и других опасностей. В период Нового царства Изида тесно связывалась с Хатор, внешние признаки которой (коровьи рога с солнечным диском) она перенимает. У древних египтян богиня считалась «глазом Ра», Платон же, напротив, воспринимал ее как лунное божество. В эллинистический период Изида была защитницей мореплавателей и получила в качестве атрибута руль корабля.

Изида и Нефтида приветствуют священного быка Аписа, несущего мешок с частями тела Озириса.

Многоцветность есть знак жизненной силы. Символическая значимость пестрых одежд египетской Исиды с особой выразительностью передана Плутархом: "Что касается одежды, то у Исиды она пестрого цвета, ибо принадлежа к материи, энергия её становится всем и все в себе заключает: свет и тьму, день и ночь, огонь и воду, жизнь и смерть, начало и конец. Одеяние же Осириса не приемлет тень и пестроту и является одним чистым подобием света, ибо начало - беспримесно, и ни с чем не смешано первичное и сверхчувственное" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 77). Пантеру и Исиду сближают не только пестрота внешнего вида. В каждой из них сосредоточена энергия космических рождений, и обе они источают волшебный запах. Согласно Плутарху, тело и волосы Исиды излучали удивительный аромат (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 15). То, что Плутарх далее говорит об Исиде, полностью приложимо к Пантере: "Исида есть женское начало природы и она вмещает в себя всякое порождение, почему Платон восхваляет её как "кормилицу" и как "всеобъемлющую", а большинство - как "многоименную" из-за того, что она принимает всяческие виды и формы, изменяясь по воле разумного начала" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 53). Многоцветность пантеры соотносится с бесконечной чередой зачатий, - обстоятельством, умалчиваемым автором "Физиолога". Однако языческая полнота жизни оказалась не до конца скрытой под покрывалом христианского смирения. У Данте радужное многоцветие Ада тождественно греховной фантасмагории лжи. В семнадцатой песне Ада Данте встречает великана со змеиным телом "в узоре пятен и узлов цветистых", на чьем хребте путники сходят в глубину: таков Герион - "образ омерзительный обмана" (Ад. XVII. 13-18) . На миниатюрах средневековых бестиариев шкура пантеры разрисована яркими сочными красками. В этом можно видеть отражение глубинной памяти о сакральной пестроте. Рассмотрим различные аспекты обозначенной темы. Согласно Павсанию, бог-хранитель города Элиды был изображен в хламиде, усеянной звездами (Павсаний. VI. 25. 4). Откликаясь на разные слухи о мифологических персонажах и считая их ложью, Павсаний произносит не очень ясную фразу: "Слыхал я и многое другое, будто грифы в таких же пятнах, как и леопард" (Павсаний. VIII. 2. 7). Выше говорилось о Кибеле, в свиту которой входят грифоны. В басне Эзопа "Лисица и барс" эти звери спорят между собой, кто из них красивее. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой. А лисица в ответ заявила, что у нее столь же изощрена душа (Басни Эзопа. 12; См.т.ж.: Плутарх. Пир семи мудрецов. 12). Из описания Иосифа Флавия известно, как выглядел занавес в Иерусалимском Храме. Храм имел два помещения; во внутреннее вели золотые двери в 50 локтей высоты и 16 ширины. "Перед дверьми висел, скрывая их, такой же величины занавес вавилонской работы, расшитый гиацинтом, виссоном*, багрецом и пурпуром**, - произведение, достойное всяческого удивления. Подобное смешение материалов не было случайным, но долженствовало служить подобием мироздания: багряница обозначала огонь, виссон - землю, гиацинт - воздух, а пурпур - море. Багряница и гиацинт были избраны для этой цели по сходству цвета, а два остальных - из-за своего происхождения, так как виссон происходит от земли, а пурпур - от моря. Шитье на занавесе представляло собой полный обзор неба, за исключением знаков зодиака" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 4). Пестрота смешанных красок выступает подобием мироздания, шкура пантеры также может быть уподоблена Космосу.

  • Виссон - лен; Павсаний (Описание Эллады. V. 5. 2) пишет: "Лен же в Элладе по своей тонкости не уступает еврейскому, но он не такой золотистый".
    • Пурпур, скорее всего, - ткань, окрашенная в красный цвет веществом, добываемым из морских раковин, см.: Павсаний. Описание Эллады. III. 21. 6.

Плутарх в "Застольных беседах", задавшись вопросом, каков бог у иудеев, рассуждение на эту тему вложил в уста афинянина Марагена - участника дионисийских таинств, который утверждает, что это Дионис. Мараген объясняет, что иудейские обряды напоминают дионисийские: первосвященник во время праздника носит на голове лидийскую митру, одет в оленью шкуру, шитую золотом, и длинный хитон, с одежды у него свешиваются колокольчики, как у вакхантов (Плутарх. Застольные беседы. IV. 6. 2). Согласно описанию Иосифа Флавия, одеяние первосвященника Иерусалимского Храма выглядело более впечатляюще: "Для совершения службы он надевал пояс, покрывавший ему бедра вплоть до чресел, и нижнюю одежду из льна, а сверху облекался в облегающую тело и спускающуюся до самых пят гиацинтовую одежду, обшитую кистями. На этих кистях висели, чередуясь друг с другом, золотые колокольчики и гранатовые яблоки: первые долженствовали служить символом грома, а вторые - молниями. Верхняя одежда прикреплялась к груди разноцветной повязкой, сплетенной из пяти лент тех же самых материалов - золота, пурпура, багряницы, виссона и гиацинта, - из которых, как мы уже рассказывали, были сотканы храмовые занавески. Из них же было сделано и наплечное одеяние, но золота в нем было больше, чем остальных материалов. [...] Голову покрывала тиара: она была из висона, а сверху увенчивалась гиацинтовой тканью; вокруг нее шел ещё один венец, золотой, с вырезанными в нем священными буквами, именно, четырьмя гласными. Однако это облачение он надевал не во всякое время (обыкновенно он носил более простые одежды), а лишь тогда, когда вступал в Святая Святых" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 7). Для нас важно следующее: пестрые одеяния и украшения первосвященника воспринимались сторонними наблюдателями как одежда из пестрой оленьей шкуры. Истинным гимном земным творениям звучат слова Иеронима Стридонского в "Письме к Фабиоле": "Итак, справедливо, что первосвященник Божий, нося на одеждах своих изображение всех тварей, показывал тем самым, что все нуждается в милосердии Бога; а когда приносил Ему жертвы, - жертвы эти были искупительными за весь мир; так что, и словом и одеждою, он молился не за детей, не за родных и близких, а за все творение" . Подобно тому, как мифическая пантера собирает вокруг себя всех животных, первосвященник облачается в одеяние, покрытое изображениями всех тварей. Разница лишь в том, что в ритуале символы животных сведены до уровня условных знаков. В апокрифическом "Завещании Авраама", популярном в Средние века, Бог посылает Смерть за Авраамом, предварительно повелев ей скрыть дикость, гниль и горечь и навлечь красоту, чтобы она своим появлением не испугала праведника. "Услышав сие, отошла Смерть от лица Всевышнего и навлекла на себя одежды блестящие, и сделала облик свой подобным Солнцу, и стала красива и прекрасна превыше всех сынов человеческих. [...] И вот, аромат благоуханный начал доходить до него и сияние света. Обернувшись же, увидел Авраам Смерть, идущую к нему во многой красе и славе". Авраам, не поверив тому, что перед ним Смерть, просит её явиться в истинном обличье. "Тогда совлекла с себя Смерть всю свою красоту и прелесть, и всю славу и вид солнцеподобный, который приняла, и облачилась в одежды тирана. И сделала лик свой мрачным - лютее, чем лик всевозможных зверей, и всяческой нечистоты не-чистее. И явила она Аврааму головы дракона огненные числом семь, и лики числом четырнадцать, дышащие огнем и великою лютостью: и темный лик, и мрачный лик ехиднин, и лик кручи ужаснейшей, и лик аспида лютый, и лик льва ужаснейшего, и лик змеи рогатой и василиска" Превращения в облике Смерти возвращают нас к теме противостояния благоухающей пантеры и зловонного дракона.

Исида - егип. ,s.t; греч. S.Іsis

В египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания (см. рис.). Культ И. пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире её называли «та, у которой тысяча имён». И. - дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга), Нефтиды, Сета, мать Гора (см. рис.). Основные повествования об И. тесно переплетены с мифом об Осирисе. В мифах И. обычно выступает как верная и преданная супруга. После убийства Осириса Сетом она, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мёртвого Осириса, родила сына Гора, который должен был отомстить Сету. В мифах подробно описывается жизнь И. в болотах дельты Нила, где она, спасаясь от преследований Сета, воспитала сына Гора. Однажды в её отсутствие ядовитая змея ужалила «прекрасного, золотого, невинного младенца. Его тело было неподвижно, его сердце было бессильно, не бились сосуды его тела» («Исида и Гор в болотах Дельты», текст т. н. стелы Меттерниха (см. рис.)). И. подняла крик, призывая на помощь богов и людей. Бог мудрости Тот успокоил несчастную мать и своими заклинаниями исцелил Гора. Когда Гор подрос, И. явилась с ним на суд эннеады (девятки богов) и стала требовать для него, как законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета она была отстранена от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове и строго запретили перевозчику Немти доставлять туда И. Однако мудрая богиня перехитрила Сета. Приняв образ старухи, она подкупила перевозчика золотым кольцом, и он переправил её на заповедный остров. Там она превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету вымышленную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну.

В дальнейших спорах и столкновениях Гора с Сетом И. помогала своему сыну. Когда жизненная сила Сета проникла в руку Гора и наполнила её отравой, то И. оторвала руку и заменила её здоровой. Она добилась осуждения Сета и признания царём Египта своего сына. Имя И. упоминается почти во всех религиозно-магических текстах, посвящённых Осирису. О ней идёт речь в мифе о споре Гора с Сетом (сохранившемся на папирусе Честер Битти I). В некоторых вариантах мифов (миф о Ра и змее, сказка о фараоне Хуфу и чародеях) И. действует вполне самостоятельно и Осирис даже не упоминается. В магических текстах, написанных на т. н. стеле Меттерниха, об Осирисе упоминается лишь вскользь, а И. стоит на первом плане («Гор и Исида в болотах Дельты» и другие тексты). В мистериях, посвящённых смерти и воскресению Осириса, Осирис безмолвствовал (фигурировала его статуя, которую опускали, подымали и поворачивали), зато И. и её сестра-помощница Нефтида (их изображали жрецы) произносили длинные речи, оплакивая Осириса («Призывания И. и Нефтиды» (см. рис.). Отношение И. к Осирису и Гору считалось в Египте и затем в античном мире поучительным примером семейных добродетелей. Однако такая трактовка образа И. не являлась изначальной. Сохранилось глухое воспоминание об И., выступающей на стороне Сета, злейшего врага её мужа и сына. При этом даётся объяснение такого поведения. Когда она, заступившись за сына, вонзает свой гарпун в Сета, тот восклицает: «Что сделал я против тебя, сестра моя Исида? Позови свой гарпун, да отпустит он меня, ибо я брат твой по матери!». Потом он говорит, что Гор является для И. чужеземцем (то есть принадлежит не её роду, а роду своего отца). Смущённая этими речами, И. отзывает свой гарпун и разъярённый таким предательством Гор отрубает своей матери голову. Этот вариант мифа является глубоко архаическим. И. поступает здесь в соответствии с нормами материнского права, когда брат по материнской линии является самым близким человеком. Гор, как представитель нового поколения богов, действует уже по нормам отцовского права. Он теснее связан с отцом, а для матери менее дорог, чем родной брат. Этот древнейший вариант мифа был затем искусственно включён в свободное изложение мифа о споре Гора с Сетом, хотя он совершенно не вяжется с общей тенденцией повествования.

В мифе о Ра и змее И. выступает как злая волшебница. Она создает и насылает на верховного бога Ра ядовитую змею. Ужаленный бог молит «великую чарами» И. об исцелении, и она спасает его только после того, как он открывает ей свое настоящее имя. Затем И. получает магическую власть над царем богов.

Подобно вавилонской богине Иштар, И. постепенно превращается из злой богини, которая борется за власть с богом Ра и враждует даже со своим сыном Гором, в добрую и благодетельную владычицу. Создается классический образ И. - любящей жены и матери, защищающей права своего мужа и сына. Первоначально И. почиталась в северной части дельты Нила и центром ее культа был город Буто. Она, вероятно, олицетворяла небо, и само ее имя (егип. Исет, «трон», «место») намекало на рождение ею солнечного бога Гора. Почитателями И. в первую очередь были обитавшие в районе Буто рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось несчастье, то они первыми прибежали к ней на помощь («И. и Гор в болотах Дельты» (см. рис.). Как богиня неба И. изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове. В дальнейшем (после создания гелиопольского пантеона, т. н. Великой эннеады) владычицей неба признается мать И. богиня Нут, а сама И. выступает уже в классическом образе супруги и помощницы Осириса.

Почиталась И. и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев; соответственно ее (как и сестру Нефтиду) изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Вместе с той же Нефтидой, а также богиней Хекет И. выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорожденных царей («Сказка о Хуфу и чародеях»).

Как супруга Осириса , И. воспринимает порой его функции. По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского (следовавшего египетской традиции), она научила людей жать, растирать зерна; греки отождествляли И. с богиней Деметрой. Однако, как правило, функции земледельца выполняет сам Осирис. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе великой реки, переполненной слезами И., горюющей по супругу. Судя по античной традиции, И. была владычицей не только речных, но и морских вод и покровительницей моряков. Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям. Сохранились изображения И. с лодкой в руках.

Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как И. В 4 в. до н. э. храм И. был построен в Пирее, во 2 в. до н. э. на острове Делос. Известны также святилища И. в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. В Италии культ И. распространяется начиная со 2 в. до н. э.; воздвигаются храмы И. в Риме, Помпеях, Беневеяте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе И. в Галлии, Испании, Британии. Если сначала её культ связан с культом Осириса, то в греко-римскую эпоху он приобретает самостоятельное значение, и И. выдвигается на первый план, принимая на себя многие функции Осириса. Об И. писали многие античные авторы (с благоговением Плутарх и Апулей, с иронией Лукиан из Самосаты и Ювенал).

Культ И. повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу И. с младенцем Гором. Статуэтки И. сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кёльне).

Образ И. получил отражение в поэзии [напр., у О. Уайльда («Сфинкс»), В. Брюсова («Жрец Исиды», «Встреча») и др.].

Лит.: Коцейовский А., Иератическая часть Берлинского папируса 3008. Призывания Исиды и Нефтиды, «Записки классического отделения Русского археологического общества», 1913, т. 7, с. 133-87; Mоpэ А., Мистерии Изиды, в его кн.: Цари и боги Египта, пер. [с франц.], М., 1914, с. 171-225.

Д. Г. Редер

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Исида, С. 7 и далее. Мифы народов мира, С. 3431 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 571 Словарь)]

Исида – честолюбивая богиня, основным долгом которой принято считать заботу о семье, никогда не забывала о собственной важности. Поэтому красавица приложила столько сил, чтобы вернуть трон собственному сыну, ведь быть матерью фараона гораздо почетнее, чем простой беглянкой. Впрочем, даже без блистательного Гора и верного Исида заняла важное место в египетском пантеоне богов. Покровительница женщин и плодородия знала, в чем именно нуждаются простые смертные.

История происхождения

Истоки культа богини лежат в небольшом городе Себеннит, располагавшемся в дельте Нила. До того, как занять место покровительницы фараонов, Исида почиталась в основном египетскими рыбаками. Местом поклонения богине считался город Буто.

Изначальный образ женщины заметно отличается от более поздних изображений красавицы. Исиду изображали с головой коровы, но распространение культа отразилось на внешности женщины. Когда влияние жены Осириса расширилось на весь Древний Египет, непривлекательную морду коровы заменили красивым лицом. О предыдущем образе напоминали только оставшиеся на прежнем месте рога.

Богиня постепенно обзаводилась родственниками, а также собственными мифами и легендами. С приходом Древнего Царства Исида обрела статус жены и помощницы божественного фараона. И если ранее красивую женщину воспринимали как покровительницу неба, теперь за Исидой закрепилась обязанность управлять ветром. С этого момента богиню изображали крылатой девой.


Слияние с культом Осириса обеспечило женщину большим влиянием и большим количеством обязанностей. Теперь Исиду воспринимали как защитницу мертвых, покровительницу беременных и символ верности, женственности и материнской любви.

Богиню стали изображать с распущенными волосами. Женщину одевали в серебристое платье, в руках богиня часто держала ведро (разлив Нила) и музыкальный инструмент систр. Нередко статую красавицы оборачивали плащом, подол которого расшивали цветами. Это служило напоминанием, что Исида – знаток лечебных трав и отваров.


К моменту образования Нового Царства Исида стала известна в Египте больше собственного супруга. Культ богини распространился на территорию Греции, где изначально был переименован в культ . Но позже женщина получила известность под собственным именем. Правда, основное значение богиня потеряла, приобретя при этом эротический символизм.

Во 2 веке до нашей эры имя Исиды зазвучало на территории Древнего Рима. В честь богини воздвигли храмы в Помпеях и Беневенте. Оттуда культ распространился на Европу и Азию. Исследователи утверждают, что некоторые элементы поклонения египетскому божеству нашли отражение и в христианстве.

Мифы и легенды об Исиде

Исида – старший ребенок бога земли Геба и богини неба Нут. Вскоре после рождения девушки у четы появились еще наследники: Осирис, и Нефтида. После того, как Осириса провозгласили фараоном Египта, богиня вышла замуж за младшего брата.


Брак, который окружающие считали политическим, был построен на любви и взаимоуважении. Поэтому, когда злобный Сет убил Осириса, женщина направила все силы на возвращение любимого.

Страдающая вдова долго искала тело возлюбленного и случайно обнаружила гроб с Осирисом в проросшем на берегу Нила дереве. Исида обернулась коршуном, обняла тело погибшего мужа и, произнеся заклинание, воскресила Осириса. Увы, магии хватило лишь на то, чтобы предаться с богом любви. После этого Осирис вернулся в мир мертвых, а Исида осталась одна с новорожденным младенцем Гором на руках.


Изгнанная жена фараона бдительно опекала сына и всячески старалась вернуть законному наследнику трон Египта. Когда Гор стал достаточно взрослым, Исида созвала совет богов и потребовала справедливости. Зная, что правда не на его стороне, Сет настоял, чтобы Исиду не пускали на совет.

Женщина с помощью магии превратилась в старуху и, обманув стражей, направилась в покои фараона-захватчика. Перед тем, как войти к младшему брату, богиня приняла облик незнакомой красавицы. Сет, который всегда обращал внимание на привлекательных женщин, не устоял и на этот раз.


Мужчина попытался овладеть незнакомкой, но переодетая богиня попросила сначала выслушать грустный рассказ. Исида рассказала, что вышла замуж за пастуха, которого убили. И пришедший чужеземец захватил скот мужа, лишив сына пастуха наследства. Ослепленный Сет вскрикнул, что чужеземца надо покарать и вернуть стадо наследнику. В эту же минуту Исида вновь стала собой.

Впрочем, даже подобное признание не приблизило Исиду и Гора к трону. Предстояло еще пройти ряд испытаний. Мать, которая желала помочь любимому сыну, метнула во время поединка богов гарпун в Сета. Младший брат упросил сестру освободить его. Несмотря на ненависть к тирану, Исида сжалилась над убийцей мужа. Увидев, что богиня освободила Сета, разгневанный Гор сгоряча отрубил голову матери.

Конечно, великая покровительница мертвых не погибла. Голова тут же приросла к шее обратно. Любящая мать даже не разозлилась на сына и простила гордого юношу за пылкий порыв.


Добившись справедливости для сына, богиня захотела возвысить собственное имя среди богов. Чтобы получить больше влияния, Исида решила узнать тайное имя бога . Подобное знание обеспечило бы женщину влиянием и могуществом.

Заметив, что Ра уже стар и болен, богиня стала собирать капающую слюну покровителя солнца. Смешав жидкость с пылью, Исида создала змею, которая укусила бога. Ра, страдающий от сильной боли, призвал богов. На мольбы о помощи откликнулась и Исида. Женщина пообещала вылечить бога, если тот скажет богине собственное тайное имя. Старик подчинился, а Исида получила статус хозяйки богов.

  • Буквальное значение имени богини – «трон», но египтяне переводили «Исида» как «та, что стоит у трона».

  • Символ возлюбленной Осириса – фараонский трон, которым богиня украшала голову. Вторым по значимости амулетом Исиды считается тиет, или «узел Исиды». Подобным рисунком украшали саркофаги и одежду фараонов.
  • Древние египтяне верили, что разлив Нила связан с божеством: река выходит из берегов из-за слез, которые проливает Исида по потерянному мужу.

Иси́да (Изи́да) (егип. js.t, др.-греч. Ἶσις, лат. Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Она покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетенным, но прислушивалась и к молитвам богачей, девушек, аристократов и правителей. Также она известна как защитница мертвых и богиня-покровительница детей.

Имя Исиды означает «трон», который является её головным убором. Как олицетворение трона, она была важным представителем власти фараона. Сам фараон рассматривался как её дитя, восседающее на троне, который она ему предоставила. Её культ был очень популярен на всей территории Египта, но самые важные храмы располагались в Бехбейт эль-Хагар и, начиная с правления Нектанеба I, в Филах.

Исида — первая дочь Геба, бога земли, и Нут, богини Неба. Она вышла замуж за своего брата Осириса и зачала с ним Гора. Когда Сет убил её мужа и разбросал части его тела по Земле, Исида собрала их и восстановила тело своего супруга с помощью магии.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исида

Информация с Тонкого плана:

Исида — Мать женственности красоты, живёт в Обители Матери Мира, что предусматривает собой различные аспекты, привносящие балансный поток для выравнивания Инь-Янь. Исида несёт свою роль не только планете Земля, но и имеет прямое отношение к высоко-техногенным цивилизациям, где также наблюдается нарушение уровня потенциала женского начала.

Воплощения на планете Земля имели свои цели и задачи, их было несколько, об этом у вас имеется информация. Её истоки зарождения были на одной из звезд дальней Галактики, где душа прошла свои стадии формирования для несения особой миссии в пределах цивилизаций с разумной жизнью.

Приняла Тасачена

Источник: http://tasachena.org/

Публикация: http://tasachena.org/

Поддержать проект //= \app\modules\Comment\Service::render(\app\modules\Comment\Model::TYPE_NEWS, $item["id"]); ?>

Если вы хотите получать новости на Facebook, нажмите «нравится» ×

Купить Акселератор мозга

Увеличивает способности к Творчеству, открывает канал Вдохновения, дает ясное понимание вещей, развивает ясновидение, яснослышание, способности к телепатии.

Учёные доказали, что мысли материальны! Так как научиться правильно думать?

Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем. Фридрих Ницше. Не буду разглагольствовать на тем...

Египетская богиня Исида служит образцом для понимания древнего идеала женщины. Это один из немногих культов, вышедших за пределы Египта. В эпоху эллинизма, а затем и в римское время её почитали на территории всего Средиземноморья. Мало того, этот культ был серьезным соперником раннего христианства.

В древнем Египте Исида была известна как богиня плодородия, ветра, воды и мореплавания. Она считалась символом супружеской верности и женственности. Египтяне верили, что, если жена изменит мужу, Исида обязательно покарает её. Кроме того, названная богиня входила в перечень божеств, покровительствующих медицине. В некоторых описаниях она также представлена как владычица скорпионов. В мифах Изида фигурирует как дочь Геба и Нут, правнучка Ра, а также сестра и супруга Осириса.

Древние египтяне верили, что эта богиня подарила людям пчел, создала свадебные наряды и научила женщин жать, ткать и прясть. Кроме того, она была покровительницей рожениц и определяла судьбу новорожденных царей. Считалось, что богиня присутствует при родах будущего правителя, помогая царице облегчиться от беремени.

Греки и римляне называли её «та, у которой тысяча имен». Что касается значения имени богини, то буквально оно переводится как «трон». Исида олицетворяла власть фараона и считалась небесной матерью действующего правителя, предоставившей ему трон. Интересно, что Изида, подобно вавилонской Иштар, изначально была злой богиней, враждующей даже со своим сыном. Но со временем она превращается в благодетельную владычицу, любящую жену и мать.

Как изображали Исиду?

Чаще всего богиня выступает в антропоморфном облике, то есть выглядит как обычная женщина. Больше всего египтян привлекал образ Исиды как «божественной матери». Сохранилось огромное количество статуй и рисунков, представляющих ее матерью, кормящей младенца грудью.

Символом богини был царский трон, поэтому его часто помещали на её голове. Иногда она выглядела как Хатхор, которая была известна убором, обрамленным рогами коровы. Небесным проявлением Исиды была звезда Сириус. Поскольку она покровительствовала морякам, сохранились её изображения с лодкой в руках. Стоит упомянуть и о покрывале Изиды – покрове, олицетворяющим её жизненную силу.

Исиду, как и её сестру Нефтиду, нередко изображали в виде соколицы или женщины с крыльями. Считалось, что взмахами своих крыльев она создает ветер. В образе соколицы она оплакивала погибшего Осириса, поэтому её часто изображали на саркофагах как защитницу умершего. Коленопреклоненное изображение богини указывает на то, что она оплакивает каждого усопшего так, как когда-то оплакивала своего любимо супруга Осириса. Исида и Осирис всегда были для египтян примером отношений между мужем и женой.

Как почитали Исиду?

Поскольку Исида была покровительницей рожениц, при появлении на свет младенца, присутствующие возносили молитвы именно к ней, а позже приносили дары. Эту богиню призывали в беде, её имя произносили, чтобы защитить детей и семью. «Книга мертвых» содержит гимны Исиды. Самым распространенным символов богини был амулет тет, так же известный как «узел Исиды». Обычно его выполняли из минералов красного цвета.

Древнейший культовый центр богини обнаружен в северной части Дельты Нила, а конкретнее в городе Буто. Храмы Исиды располагались во многих египетских городах, но больше всего её почитали в Коптосе, Абидосе, Дендере и на острове Филе. В последней местности богиню почитали вплоть до 6 века н.э. Ещё в 4-м веке н.э. римский император Диоклетиан посещал это место, надеясь узнать будущее. Разрушил известное культовое сооружение византийский император Юстиниан I.

Мифы об Исиде

Мифы об Осирисе и Исиде . Большинство повествований об Исиде тесно переплетены с легендами об Осирисе, её муже и брате. Обычно она выступает в качестве преданной супруги. В частности, после того как убил Осириса она, отыскав мертвое тело супруга, зачала от него сына Гора. Существовало представление, что Нил разливался из-за слез Исиды, горюющей по супругу. Именно эта богиня воскресила Осириса при помощи магического заклинания. По одной из версий знаменитый египетский крест анкх – это комбинация символов Озириса и Изиды.

Мифы об Исиде и Горе. Сын Осириса и Исиды появился в тростниковом гнезде в болотах Дельты Нила. Египетская мифология подробно описывает время, когда Исида воспитывала Гора. Когда сын вырос, она яростно защищала его права на царский престол и, в конце концов, добилась своего. Она всегда помогала Гору в его столкновениях с Сетом. Хотя мифологическая биография богини содержит упоминание о том, как однажды она выступила на стороне Сета. Гор не простил предательства и отрубил матери голову.

Как в Египте, так и во всем античном мире, отношение Исиды к Осирису и Гору считалось примером семейных добродетелей. В то же время на примере Исиды четко видно, какое высокое положение в Египте занимала женщина. К примеру, когда Осирис отправился странствовать по миру, жена мудро правила страной.

Роль культа Исиды в истории

Ни одно божество Древнего Египта, за исключение разве что Сераписа, не было так широко известно в греко-римском мире, как Исида. Задолго до нашей эры её храмы существовали во многих греческих городах, а позже в Риме и Помпеях. Сам Плутарх писал о ней с великим благоговением. В античном мире египетскую богиню отождествляли с Афиной, Персефоной и Селеной.

Мистерии Изиды были известны в Испании, Галлии, и Британии. Правда, в упомянутых краях культ богини приобрел безнравственную форму. Самое удивительное, что описанный культ имел немалое значение для формирования христианской догматики. Образ богоматери с младенцем на руках, почитаемый большинством христианских конфессий, восходит к образу Исиды с младенцем Гором.

30 октября 2017

Богиня Исида - самая известная богиня древности, про которую говорили, что у нее тысяча имен. Она почиталась в Древнем Египте как покровительница плодородия и мореплавания, повелительница ветра, воды. Пред ней преклонялись как перед символом женственности и самозабвенной верности мужу.

Исида - самая почитаемая дохристианская богиня

Огромной любовью и уважением пользовалась в Древнем Египте богиня Исида, чего не скажешь о других прекрасных богинях. Она единственный из культов Египта, который вышел за пределы этой цивилизации. В период эллинизма, а позже и в Риме, ей поклонялись во всем Средиземноморье. Кроме этого, культ богини Исиды соперничал с ранним христианством. Она была внесена в пантеон богов - покровителей медицины.

В ранней мифологии Исида выступает как повелительница скорпионов. Древние веровали, что она подарила человечеству пчел и свадебные наряды. Дала женщинам умение прясть пряжу, ткать ткани, жать хлеб. Исида покровительствовала роженицам и предсказывала судьбу родившихся фараонов.

Интересно, что имя ее переводится как «трон». Исида, благодаря своему сыну, одухотворяла власть царя и почиталась в качестве небесной матери любого фараона, давшей ему трон.

Как и вавилонская Иштар, египетская богиня Исида вначале была злой и воевала даже со своим сыном. Но с течением времени она становится благодетельной правительницей, полной любви матерью и женой.

Рождение Исиды: миф

В мифологии Исида - дочь Геба и Нут, правнучка Ра, сестра-близнец Осириса и его любимая жена. Практически все мифы и сказания о ней тесно сплетаются со сказаниями об Осирисе. В мифологии различных народностей брак богов - братьев и сестер - был одним из показателей их божественной сущности.

Удивительно, но «владычица жизни», которой поклонялись древние египтяне, могла не родиться, из-за события, случившегося на самой заре времен. В то время, когда Ра образовывал мир, его дети - бог Шу (воздух) и (вода) - полюбили друг друга, и от этой прекрасной любви родились два бога - Геб (земля) и Нут (небо), которые также полюбили дуг друга.

Любовь была такой крепкой, что небо и Земля соединились! Солнце, воздух, вода застыли, их движение прекратилось. Ярости Ра не было предела, он повелел сыну Шу наказать непокорных влюбленных, из-за этого произошло несколько катастрофических землетрясений. Но было поздно, Нут уже вынашивала в чреве пятерых богов.

В их числе были богиня Египта Исида и Осирис. Взбешенный Ра определил, что эти дети не смогут появиться на свет ни в один из 12 месяцев года. На помощь пришел он выменял у Луны пять добавочных суток. Они были расположены после двенадцати месяцев. Нут родила Исиду в четвертый из дней.

Миф об Исиде и Осирисе

После убийства Сет скинул тело ненавистного брата в Нил, а древнеегипетская богиня Исида приложила немало сил, чтобы найти останки. В этом несчастной помогала ее сестра Нефтида. Две прекрасные богини, нашли Осириса и перепрятали его в болотистых местах Хеммиса.

Но Сет не прекратил своих попыток покончить с братом, отыскал тайник и разделил его останки на 14 частей, после чего разметал по всему Египту. И все-таки богиня не сдавалась. Собрав все части Осириса, она с помощью Анубиса создала из них самую первую мумию.

Исида изваяла из глины фаллос, который не смогли найти, так как, по легенде, его съели рыбы. После этого, она освятила его. И при помощи магических заклинаний прирастила к телу мужа. С помощью магии превратившаяся в самку коршуна, именуемую Хат, Исида, раскинула свои крылья на мумии мужа, прошептала магические слова и забеременела.

Культовые сооружения с изображением Исиды и Осириса

В храмах Хатхор в Дендре и Осириса в Абидосе до наших дней сохранились древнейшие рельефные композиции. В них изображен божественный акт, при котором был зачат сын богини, когда она приняла образ самки сокола, распластанной над мумией. По мифу, Осирис стал царем в загробном мире, а Исида родила сына - Гора. Это произошло в болотистых тростниках Хеммиса (Дельта).

И сейчас в Египте можно видеть бесчисленные статуи и барельефы, показывающие Исиду, кормящую грудью сына, который принял вид фараона. Вместе с сестрами Нут, Тефнут и Нефтидой, богиня Исида получила эпитет «прекрасная». Она всегда находилась рядом при появлении на свет фараонов.

Великий Ра и Исида: миф

В древних текстах об Исиде говорится, что у нее сердце более непокорное, чем у всех людей, и более умное, чем у всех богов. Исида считалась людьми колдуньей. Она опробовала свои умения на богах.

Так, с неукротимым желанием богиня хотела познать тайное имя бога Ра, сотворившего мир, а также небо и свет. Это дало бы ей власть над самым могущественным богом, а впоследствии - и над всеми богами. Для того чтобы узнать секрет главы пантеона богов Египта, богиня Исида применила хитрость. Она знала, что Ра стар и что когда он почивает, то с уголков его губ течет слюна и каплет под ноги.

Она соскребла эти капельки, перемешала их с дорожной пылью и вылепила змею. При помощи своих заклятий оживила и подбросила ее на дорогу, по которой должен был проходить Ра. Через некоторое время верховный бог был укушен змеей. Испугавшись, он кликнул на помощь детей и объяснил им, что его укусило что-то неизвестное, и сердце его трепещет, а члены исполнены холодом.

Исида, покорная его воле, тоже пришла к отцу и произнесла: «Открой мне имя свое, отец, ведь останется жить тот, чье имя будет упомянуто в заклинании!» Ра пришел в смятение - он знал об этом, но боялся. Он, притворяясь, что уступил дочери, зачитывал перечень случайных имен. Но Исиду не провести, и она настояла, чтобы отец произнес свое настоящее имя.

Ра, не в силах перенести жуткую боль, посвятил ее в ужасную тайну. После чего был исцелен дочерью. Интересно, что ни в одном из текстов, известных в настоящее время, это имя не было указано. В христианстве имя Бога также не знает никто.

Культ Исиды, центры почитания и символы

Культ богини плодородия Исиды с течением времени становится повсеместным. Ее почитали везде: от всех земель Древнего Египта до отдаленных римских провинций. У греков и римлян богиня Египта Исида, фото изображений которой вы можете видеть в статье, тоже была символом и пользовалась всеобщим вниманием. Птолемеи Египетские построили в ее честь много храмов. Так, на юге от Асуана было возведено святилище Дебод. А с закатом эпохи фараонов и с расцветом эпохи Рима храмы были построены и в Нубии. Примером может служить храм Калабша (античное - Талмис). Но больше всего известен храм Исиды, расположенный на о. Филе (Пилак).

Фараон Нектанеб I из ХХХ династии принял решение возвести величественный храм богини Исиды, который стал самым крупным культовым центром богини. Следующие фараоны и императоры Рима всячески содействовали поддержанию этого культа. Храм был закрыт в период распространения христианства в 537 году, по приказу императора Юстиниана. Все статуи были переправлены в Константинополь, а Гипостильный зал был переоборудован в церковь христиан, что еще раз подтвердило связь ее с Богородицей.

Символы Исиды

Главный символ описываемой богини - это царский трон. Его знак довольно часто располагается на ее голове. Исиды почиталась великая белая корова Гелиополя, которая была матерью священного Аписа.

Широко распространенным символом Исиды считается амулет Тет, носящий название «узел Исиды». Он изготавливается из красных минералов - яшмы и сердолика.

Небесный символ богини - это Сириус. С восходом этой звезды от слез богини, оплакивающей любимого мужа, разливается Нил.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх