Открытое внеклассное мероприятие. Сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда

СЦЕНАРИЙ урока «ПАМЯТИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДНЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ

ГОРОДА ЛЕНИНГРАДА (1944 ГОД)»

Составила: Гапеева С.А.

с.Туманово

Оформление: сцена затянута черной тканью. На порталах, стенах и в глубине наклеены белые бумажные кресты (диагональю, так клеили во время бомбежек). На одной из стен надпись: «При обстреле эта сторона улицы особенно опасна». Тишина. Из этой тишины возникает стук метронома и становится все громче (запись на магнитофон и постепенное прибавление звука), потом постепенно уходит. Выходят ведущие.
1-й ведущий . Наверное, кое-кто из переживших блокаду помнил о той последней мирной белой ночи, когда тысячи молодых ленинградцев, только что окончивших школу, после выпускного бала бродили по широким проспектам и гранитным набережным, проходили мимо прекрасных дворцов и знаменитых памятниках и мечтали вслух о будущем, строили планы. И не знали счастливые юноши и девушки, что в ту самую минуту фашистские полчища перешли государственный рубеж и устремились к Ленинграду. 2-й ведущий . Уже погасли белые ленинградские ночи, но не зажигались на улицах фонари: с заката до восхода фронтовой город жил в темноте. И в этой напряженной темноте, в непривычной для большого города тишине особенно четко слышались шаги рабочих отрядов. Прямые, как стрелы, знаменитые ленинградские проспекты в эти дни превратились во фронтовые дороги. Они начинались в центре города и заканчивались в пригородах, там, где ленинградцы под непрерывным обстрелом и бомбежками возводили оборонительные укрепления. В этих работах участвовало более миллиона человек. 1-й ведущий . Одновременно с оборонительными работами велись работы по сохранению исторических и культурных памятников города. 2-й ведущий . Одновременно с подготовкой к обороне Ленинграда началась его эвакуация. Гитлеровцы уже усиленно бомбили и обстреливали из дальнобойных орудий город. От бомбежек и артобстрелов страдали главным образом женщины и дети. Их в первую очередь и решили эвакуировать. За короткий срок из Ленинграда вывезли более 600 тысяч жителей, выехали научные учреждения, музеи, театры. Однако полностью осуществить необходимую эвакуацию не удалось. 1-й ведущий . После кровопролитных боев гитлеровцы вышли к ближним пригородам Ленинграда, а вскоре, захватив станцию Мга, окружили город. Все линии железных дорог были перерезаны. 2-й ведущий . 7 сентября враг начал генеральное наступление на Ленинград. Фашисты настолько были уверены в своей победе, настолько вопрос о взятии Ленинграда для них был решен, что они назначили срок банкета в гостинице «Астория» и даже отпечатали и разослали приглашения. Гитлеровцы уже распределили дворцы и лучшие здания города между своими генералами и офицерами. 1-й ведущий . В жестоких боях гитлеровцам удалось потеснить наши войска и продвинуться вперед. До города оставались считанные километры. Но пройти их фашисты так и не смогли. 2-й ведущий. Ленинградцы дрались с такой беспримерной храбростью, с таким беззаветным героизмом, что не только нанесли гитлеровцам колоссальные потери, но и вселили в них страх. Фашисты больше не помышляли, по крайней мере, в ближайшее время, наступать на Ленинград. В бессильной ярости они обрушивали на город лавину огня. 1-й ведущий . Выполняя приказ Гитлера, фашистские летчики с сентября по декабрь 1941 года сбросили на город около 100 тысяч зажигательных и 4 тысячи фугасных бомб. 2-й ведущий. Бомбежки и обстрел разрушали жилые дома, предприятия. Только за сентябрь пострадало около 30 крупных предприятий. Но городу нужны были боеприпасы, необходимо было ремонтировать оружие, изготавливать новое. И заводы продолжали работать под бомбами и снарядами. Большинство рабочих ушло на фронт – их заменили женщины и подростки. 1-й ведущий . С каждым днем все труднее становилось ленинградцам: приближалась зима, надвигался голод. Еще в июле месяце была установлена нормированная выдача продуктов, особенно хлеба. Но запасы в городе были слишком малы, и они катастрофически сокращались. Голодали не только ленинградцы, но и воины Ленфронта. С 20 ноября в городе была установлена самая низкая норма – 250 граммов хлеба на карточку рабочего и 125 граммов на карточку служащего и иждевенца.
(Учащиеся зачитывают выдержки из дневников жителей Ленинграда).

    Сентябрь 1941 г., Юра Рябинкин: «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам. Даже спички и соль… Настает голод… Завтра мне должно было бы быть 16 лет. Мне – 16 лет! Мама дала мне 5 рублей. Решил себя порадовать и купил шахматный учебник… Немцы танками прут, а нас учат бороться не танками, а связками гранат. Ну и дела!» Октябрь 1941 г., Г.А.Князев: «Сто двадцать второй день войны. Ухудшается продовольственное положение Ленинграда. За вторую декаду иждивенцы при хлебном пайке в 200 г получили 100 г мяса, 200 г крупы, 50 г сахара, 100 г конфет и 100 г растительного масла. На деньги купить ничего нельзя, и потому они не ценятся». Юра Рябинкин: «От голода так и скребет в животе... А ведь я сегодня все-таки пообедал… Сказывается отсутствие хлеба… Жить по такой норме я согласился бы на время, но чтобы не уменьшали норм, а ведь это обязательно будет… Зачитался романом Дюма «Графиня Монсоро» - увлекательная вещь. Мама две бутылки пива выменяла на 400 г хлеба… На фронтах положение дрянь… Ноябрь. Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно… Я здесь живу в голоде, холоде, среди блох… Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190 г сливочного масла и 500 г колбасы из конины с соей… Хлеба дают теперь на человека 125 г в день. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба. Мама говорила, что голод, который мы переживаем, хуже того, что был в 1918 году». Декабрь, Лидия Охапкина: « Один раз на рынке-толкучке мне удалось с рук купить столярного клея. Из него тогда варили студень. Вот я тоже варила, и мы его ели.. Другой раз инее удалось купить кожу свиную. Она была повкусней, но ее надо было варить долго, чтобы она размякла». Декабрь 1941 г., Юра Рябинкин: « Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству… выхода нет. Тупик… Голод… Страшный голод… Какой страшный голод! Но я хочу жить!.. Я потерял свою честность… я постиг свой удел… Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел… Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором… Я недостойный сын своей матери». 3 января 1942 г.: … Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть, смерть прямо в глаза… Я весь обовшивел… Что мне делать, о Господи? Я ведь умру, умру, умру, а так хочется жить, уехать, жить, жить… Нет никакой надежды». Последняя запись в дневнике Юры, 6 января: «Я совсем почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил… силы уходят, уходят, плывут. А время тянется… О господи, что со мной происходит? И сейчас я, я, я…»
2-й ведущий. Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок, готовили из столярного клея студень. В городе не было топлива, стекла почти во всех домах были выбиты, а тут еще ударили 30-40 градусные морозы. Погас электрический свет, город погрузился во тьму. Замерз и перестал работать водопровод, улицы покрылись снежными сугробами, ледяными торосами. Чтобы достать немного воды люди шли на Неву, а ведь каждый шаг больных и голодных людей требовал неимоверных усилий. 1-й ведущий . Смерть шла по городу. Уже в ноябре она унесла 11 тысяч человек, в декабре – 52. Люди падали от слабости на улицах, у станков и уже не могли подняться. А дома умирали дети, старики. У оставшихся в живых не было сил похоронить умерших.
1-й чтец. СОТЫЙ ДЕНЬ
Вместо супа – Бурда из столярного клея, Вместо чая – Заварка сосновой хвои. Это б все ничего, Только руки немеют, Только ноги Становятся вдруг не твои.

Только сердце Внезапно сожмется как ежик, И глухие удары Пойдут невпопад… Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, Слышишь: Город клянется, что враг не пройдет! … Сотый день догорал. Как потом оказалось, Впереди Оставалось еще восемьсот.
2–й ведущий . Единственным «окном», соединявшим Ленинград с «большой землей», было Ладожское озеро. 23 ноября первая колонна грузовиков с 33 тоннами продовольствия прибыла в город по льду Ладожского озера. С этого дня непрерывным потоком пошли колонны автомашин по «дороге жизни», как прозвали ладожский лед ленинградцы. Гитлеровцы быстро узнали о существовании дороги. На колонны, на лед, раскалывая его, посыпались бомбы и снаряды. Под воду уходили машины с грузами, людьми. 1-й ведущий . Но, несмотря ни на что, город жил! Обессиленные, больные люди под артобстрелом и бомбежками писали стихи и книги, сочиняли музыку, учили и учились – во время блокады работало 100 школ, и в них занималось около 100 тысяч ребят!
2-й чтец. Юрий Воронов БЛОКАДА
В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта?.. Нам в сорок третьем Выдали медали И только в сорок пятом – Паспорта.
И в этом нет беды. Но взрослым людям, Уже прожившим многие года, Вдруг страшно оттого, Что мы не будем Ни старше, ни взрослее, Чем тогда.
2-й ведущий . Наступила весна 1942 года. Враг продолжал держать город в железном кольце. Фашисты еще мечтали войти в Ленинград. А ленинградцы знали – этого не будет никогда! И они вышли на улицы, чтобы убрать свой город, привести его в порядок. В апреле сошел лед на Ладожском озере, но «дорога жизни» продолжала существовать. 1-й ведущий . Все это срывало планы гитлеровцев, приводило их в ярость, но они не потеряли надежды овладеть городом. К прорыву блокады бойцы Ленинградского фронта начали готовиться еще осенью 1942 года. Разгром фашистов под Сталинградом облегчил ленинградцам задачу. И вот 12 января 1943 года ленинградцы услышали гул канонады. Семь дней шли кровопролитные бои. 2-й ведущий . С востока наступали части Волховского фронта. И вот 18 января в 11 часов утра войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились, блокада была прорвана! Однако прошел еще год, прежде чем Ленинград был полностью освобожден от блокады. В январе 1944 года советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду, которая длилась почти 30 месяцев. 1-й ведущий . На Пискаревском кладбище похоронены сотни тысяч ленинградцев, отстоявших город. Давайте почтим их память минутой молчания.
3-й чтец. … И вот в послевоенной тишине К себе прислушалась наедине.
Какое сердце стало у меня, Сама не знаю – лучше или хуже: Не отогреть у мирного огня, Не остудить на самой лютой стуже.
И в черный час зажженные войною Затем, чтобы не гаснуть, не стихать, Неженские созвездья надо мною, Неженский ямб в черствеющих стихах…
… И даже тем, кто все хотел бы сгладить В зеркальной, робкой памяти людей, Не дам забыть, как падал ленинградец На желтый снег пустынных площадей.
И как стволы, поднявшиеся рядом, Сплетают корни в душной глубине И слили кроны в чистой вышине, Даря прохожим мощную прохладу, - Как скорбь и счастие живут во мне – Единым корнем – в муке Ленинграда, Единой кроною – в грядущем дне.
И все неукротимей год от года К неистовству зенита своего Растет свобода сердца моего – Единственная на земле свобода.
(Начинает тихо звучать Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича . Ведущие возлагают цветы и зажигают свечи под музыку).
2-й ведущий. В память о погибших ленинградцах и людях, боровшихся за его освобождение, объявляется минута молчания.
4-й чтец . К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните! Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда, - Заклинаю – помните!

10.07.1941 г. – 09.08.1944 г. –Битва за Ленинград

10.07.1941 г. – Начало героической обороны Ленинграда.

08.09.1941 г. – 27.01.1944 г. – Ленинград в кольце блокады.

22.12.1942 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР

учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

18.01.1943 г. – Прорыв советскими войсками блокады Ленинграда.

27.01.1944 г. – Полное снятие блокады.

09.08.1944 г. – Полное освобождение Ленинграда от врага.

26.01.1945 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР

Ленинград награжден орденом Ленина.

08.05.1965 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР городу-герою

Ленинграду вручена медаль «Золотая Звезда».

Сценарий ко дню снятия блокады Ленинграда

Звучит фонограмма «Вставай, страна огромная…»

Чтецы поднимаются на сцену

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Звучит фонограмма 7-ой симфонии Шостаковича

Блокада! Блокада! Блокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

Блокада. Блокада. Блокада.

И голод, и ноги, как вата.

И смерть каждый день на пороге.

А в школе сегодня уроки.

Уроки с тетрадкой и мелом,

Уроки под страшным обстрелом.

Уроки, как вызов блокаде.

И выстрел… и кровь на тетради.

Слайд на экране «Фотография Тани Савичевой»

Таня Савичева:

Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.

Комната. Окно зачеркнуто крест-накрест,

Чтоб стекло от взрыва уберечь.

Холодно, как будто двери настежь.

Мертвая нетопленная печь.

Память собирает все в копилку:

Инеем покрыто полстены.

Превратилась в тусклую коптилку

Электрификация страны.

Таня Савичева:

Коптилка – мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.

Как пишет, замерзая,

Дрожащая рука,

Страдая и дерзая,

Страничку дневника.

Строка… еще строка…

Я сказала ленинградке:

«Ты сожги свои тетрадки

И погрейся у огня».

Не послушалась меня.

Все простужено сопела,

И перо ее скрипело.

Сотрясали взрывы дворик.

Кто-то встретил смерть свою.

Пишет маленький историк.

Пишет летопись свою.

Таня писала свою летопись…

Таня Савичева:

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой.

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребенку!

Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я – хлеб.

У меня есть душа.

С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

С огнем и кровью пополам…

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек.

Таня Савичева:

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Звучит фонограмма «Взрывы»

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.

Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.

Таня Савичева:

Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.

Таня Савичева:

Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Закончить показ фотографии

Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…

Все уходят

Звучит фонограмма « Lacrimosa » , идёт показ слайдов

Выходят на сцену чтецы, выходит хор

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом –

Паспорта.

И в этом нет беды...
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда.

В далеком тревожном военном году

Под гром батарей у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась открытой тетрадь.

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы.

В нас голод убивает страх.

Но он же убивает силы…

На Пискаревских пустырях

Все шире братские могилы.

И зря порою говорят:

«Не все снаряды убивают…»

Когда мишенью Ленинград,

Я знаю – мимо не бывает.

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Дети в осажденном городе… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.

Дети ждали хлеба.

Но вот в ноябре-декабре1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.

Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.

На экране – слайд «Конный обоз», затем - «Дорога Жизни»

20 ноября с Вагановского спуска у деревни Коккорево спустился на лед конно-санный обоз. Около 350 саней направились на восточный берег озера в Кобону. Погрузив на сани 63 тонны муки, обоз утром 21 ноября прибыл в Осиновец. На следующий день, 22 ноября, в Кобону за продовольствием ушла колонна из 60 автомашин. Совершив трудный рейс, колонна вернулась 23 ноября, доставив 33 т продовольствия. Лед был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия.

Так родилась, ставшая знаменитой, ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101.

В первых числах декабря лед окреп, и на трассу были пущены трехтонные машины ЗИС-5; шоферы уже ездили, не опасаясь провалов льда.

Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, занятие противником 8 ноября Тихвина, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. В ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 т грузов, что позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек.

…на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

    К заре, сказали, привезут…

    Гражданочки, держаться можно… -

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

    Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев. –

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Закончить показ слайда «Дорога Жизни»

…О, мы познали в декабре –

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех –

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

К марту 1942 года уже имелась возможность выпекать полноценный ржаной хлеб, даже с применением пшеничной муки.

Наступала весна 1942 года. До конца блокады было еще далеко…

Был год сорок второй,

Меня шатало

От голода,

От тоски.

Но шла весна -

Ей было горя мало

До этих бед.

Разбитый на куски,

Как рафинад сырой и ноздреватый,

Под голубой Литейного пролет,

Размеренно раскачивая латы,

Шел по Неве с Дороги жизни лед.

И где-то там

Невы посередине,

Я увидал с Литейного моста

На медленно качающейся льдине -

Отчетливо

Подобие креста.

А льдинка подплывала,

За быками

Перед мостом замедлила разбег.

Крестообразно,

В стороны руками,

Был в эту льдину впаян человек.

Нет, не солдат, убитый под Дубровкой

На окаянном «Невском пятачке»,

А мальчик,

По-мальчишески неловкий,

В ремесленном кургузом пиджачке.

Как он погиб на Ладоге,

Был пулей сбит или замерз в метель.

По всем морям,

Подтаявшая с краю,

Плывет его хрустальная постель.

Моей душе покоя больше нету.

Во сне и наяву,

Пока я жив,

Я с ним плыву по свету,

Сквозь память человечества плыву.

900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.

Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

Звучит фонограмма концерта Рахманинова

Мальцева А.Н., воспитатель

ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №3» Выборгского района

Санкт-Петербург

Сценарий мероприятия ко Дню снятия блокады Ленинграда

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята! Поверьте, он сегодня действительно добрый. Потому что мы живем под мирным небом над головой, в свободном и независимом государстве. Сегодня у нас особая дата – 27 января - День снятия блокады Ленинграда.

Блокада Ленинграда – это одна из трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. «Блокада» - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев.

900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и смертью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны.

Воспитанник:

Все может родная земля:

Накормить своим хлебом,

напоить из своих родников,

Удивить своей красотой.

Вот только защитить сама себя не может:

Защита родной земли – долг тех,

кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду,

любуется ее красотой.

Воспитанник:

В сердцах наших жить будут вечно

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.

Воспитанник:

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей.

Воспитанник:

Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душе раздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье. Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Ведущий:

(под звучание музыки «Священная война»)

22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу Родину всего за 6 недель, большую часть славянских народов истребить, а оставшихся загнать в военные поселения и превратить в рабов.

Воспитанник:

Согласно плану германского командования, получившего кодовое название «Барбаросса» южная группа германской армий должна была наступать на Киев, центральная – по маршруту Варшава – Смоленск – Москва, а армии «Север» предписано было идти на Ленинград. Перед последней группой была поставлена конкретная задача: уничижить советские войска, которые вели ожесточённые бои с оккупантами в Прибалтике, и захватить Ленинград. После этого, согласно германскому плану, должна была начаться наступательная операция по овладению важнейшим центром коммуникаций и оборонной промышленности – Москвой.

Воспитанник:

Таким образом, оккупация Ленинграда была важнейшей целью вермахта, поскольку этот город является крупнейшим политическим, экономическим и военно-стратегическим центром Советского Союза. Взятие Ленинграда означало также захват побережья Балтийского моря, который повлёк бы за собой уничтожение Балтийского флота. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел стереть этот город с лица земли, уничтожить его жителей и сравнять это место с землей.

Воспитанник:

За первые три недели Германия продвинулась по территории СССР на 350–600 км. Темп наступления составляла около 30 км в сутки. Были захвачены Прибалтика, Украина, Белоруссия, Молдавия. Таким образом, немецкое командование реализовало план внезапного и подготовленного наступления. По численности и техническому оснащению немецкие войска во много раз превосходили советскую армию.

Группа армий «Север» стремительно прорывалась к Ленинграду. Для осуществления варварского замысла гитлеровское командование бросило к городу огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия», легионеры Испании, Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

По решению Ставки Главного командования юго-западные подступы стали защищать войска Северного фронта под командованием М.М. Попова. Им было предписано занять оборону позицию и не допускать прорыва вражеских войск.

Воспитанник:

На защиту родного города поднялись все ее жители. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги. При налетах вражеской авиации ребята дежурили на чердаках и крышах. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. В короткий срок город был превращен в крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек.

Несмотря на героическое сопротивление советских войск, испытывавших нехватку оружия и боеприпасов, противник 8 сентября 1941 года перерезал последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с остальной страной, и блокировал город. Началась героическая борьба ленинградцев в условия блокады, в кольце которой оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

Воспитанник:

Ленинград, ныне Санкт-Петербург… Этот город выдержал потопы и наводнения, восстания и революции, но самое главное испытание, которое легло на плечи города Петра, - страшнейшая блокада во время Великой Отечественной войны.

125 блокадных грамм

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит...

Как из недр его вопли: «Хлеба!» –

До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон - смерть.

Воспитанник:

Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб. Самым трагическим периодом в истории осады Ленинграда была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Его стали выдавать по талонам из расчета: рабочим по 250 грамм, а служащим и детям по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из целлюлозы, жмыхи, соевой муки, ячменной мучки (отход), применяли даже обойную пыль. С началом зимы в городе начались перебои и с топливом, электроэнергией. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Хоронить было трудно: транспорт не работал. По бесконечно длинным улицам, между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых простыней или одеялом, а позднее и просто в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвого на полпути. Позднее эти трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой.

Воспитанник:

Хуже всего приходилось в блокадном Ленинграде детям. Дети в осажденном Ленинграде… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, – нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым нанося вред своему здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шла мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водоемов таскали ведрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде белье и чинили одежду при слабом свете коптилки, скудные продукты распределяли по дням, а в течение дня – по часам.

Воспитанник:

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в Горьковскую область. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Ведущий:

Трудные годы, но мы находили,

Время, чтоб петь и плясать.

Шуткой весёлой и песней задорной,

Дух у бойцов поднимать.

И отмечая день славной победы,

говорю молодым:

Скажем спасибо погибшим героям.

Скажем спасибо живым!

Воспитанник:

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого все испытывали голод, но они трудились и жили с надеждой на торжество победы. Это чувство поднимало кузнеца, инженера, бухгалтера, ученого на героические дела. Это же чувство руководило артистами, когда они пели, играли, развлекая голодных и усталых людей, хотя у них самих подкашивались ноги и кружилась голова. В антрактах у наиболее ослабевших наступало обморочное состояние, но воля побеждала: они вставали и продолжали играть.

Воспитанник:

9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут «Ленинградской». Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал. Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию - обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда.

Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин. Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Воспитанник:

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

Воспитанник:

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

Наконец наступила весна 1942 года. Но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы. Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках. Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

Воспитанник:

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - прорвать блокаду!13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года советские войска при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Ведущий:

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И победили человек и город!

Год сорок четвертый…

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим

Минута молчания

Воспитанник:

Последние цифры о погибших в блокаду таковы: 1 миллион 800 тысяч, это две трети города на Неве. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда (470 тыс. человек) похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище. На нём сооружён главный памятник блокаде. Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находящегося на территории нынешнего Московского парка победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка». На таких вагонетках вывозили прах погибших в близлежащие карьеры.

Огромный ущерб был нанесён и историческим зданиям, а также памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё большим, если бы не были предприняты весьма эффективные меры по их маскировке. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I рядом с Исаакиевским собором, памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами. Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам, находившимся в занятых немцами пригородах Ленинграда. Были разрушены Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, была целиком вывезена немцами.

Воспитанник:

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван Городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Еще 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1 500 000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15 249 детей.

Ведущий:

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности тем, кто пережил блокаду. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.


Российская Федерация

Муниципальное образование

Приозерский муниципальный район

Ленинградской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мичуринская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие
Сценарий, посвященный 68-ой годовщине снятия блокады города Ленинграда

«Дети блокадного Ленинграда»

Работу выполнил: учитель истории и

обществознания

Иванченко Е.Н.

п. Мичуринское


Содержание

1.Внеклассное мероприятие. 2012год

Сценарий, посвященный 68-годовщине снятия блокады города Ленинграда « Дети блокадного Ленинграда» ………………………………3
2. Список использованной литературы ………………………………9
3. Приложение……………………………………………………………….....10

Сценарий, посвященный 68-годовщине снятия блокады города Ленинграда « Дети блокадного Ленинграда»

Цель:

Расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;

Расширить представление о жизни детей блокадного Ленинграда;

Формировать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и ее великую историю;

Нравственное воспитание школьников в свете гуманитаризации современного образования.
Задачи:

Формировать у учащихся нравственные понятия и этику истинного петербуржца;

Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города и страны;

Формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;

Знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;

Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;

Формировать историческое сознания, чувства гордости за свою Родину;

Интеграция образовательных предметов: История, Литература, Художественное творчество, Музыка.
Оборудование и материалы (оформление зала):


  • проектор,

  • экран,

  • музыкальная аппаратура с аудиозаписями,

  • презентация «Дети блокадного Ленинграда»,

  • календарь с изображением даты Блокады,

  • детские рисунки по теме,

  • макет «Дорога жизни»,

  • стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами.

Ход мероприятия.

Ведущий 1.

В день благодарной памяти и не проходящей скорби, нам хочется поклониться тем, кто выстоял, выжил и отстоял Великий город – символ нашего Отечества.

В череде военных юбилеев, которые мы отмечаем, и будем отмечать, есть даты, которые сияют особенно ярко. Среди них 27 января 1944 года. 68 лет тому назад великий, особый праздник пришел на нашу ленинградскую землю. Израненный, изнуренный город был полностью освобожден от блокады. Это особая страница Великой Отечественной войны. Мужчины, женщины, дети и старики блокадного города и Ленинградской земли показали врагу, на что они были способны. Весь мир узнал, что означают слова «Блокада», « Ладога», «Дорога жизни». Победа нашему народу досталась дорогой ценой. В 2-х млн. городе, окруженном кольцом блокады, людей, родившихся в 1924 – 1926гг. осталось около 2%, а новорожденных 1941-1944гг. еще меньше. Но жертвы были не напрасны. Если бы Ленинград не выстоял, то не выстояла бы и Москва.

В память о погибших в блокаду, на полях сражений, трудившихся в тылу, не покладая рук, объявляется минута молчания.

Тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память - наша совесть,

Она, как сила, нам нужна.

Звучит фонограмма «Вставай, страна огромная…»
Ведущий 2.

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!
Звучит фонограмма 7-ой симфонии Шостаковича

Ведущий 3.

Блокада! Блокада! Блокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

Блокада. Блокада. Блокада.

И голод, и ноги, как вата.

И смерть каждый день на пороге.

А в школе сегодня уроки.

Уроки с тетрадкой и мелом,

Уроки под страшным обстрелом.

Уроки, как вызов блокаде.

И выстрел… и кровь на тетради.
Ведущий 4.

900 дней продолжалась оборона города Ленинграда. Неисчислимые трудности перенесли ленинградцы. Но были дни, недели, месяцы особенно трагичные – долгая зима 1941 – 1942гг. Фашисты пытали Ленинград и ленинградцев голодом, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город. В осажденном городе скудное продовольствие распределялось по карточкам. 8 сентября по 20 ноября 1941г. 5 раз снижалась норма хлеба на сутки. На 20 ноября 1941г. Она составила 250 граммов хлеба о рабочей карточке и 125 граммов для иждивенцев. Жестокую и великую правду узнали люди, пережившие ленинградскую блокаду. Правду о человеке и его пределах. Голод и дети, блокада и дети – самое большое преступление перед Ленинградом. В 1941 году в городе оставалось не менее 400 тыс. детей. Дети 13 - 14 лет считались иждивенцами. Представить трудно, как хотелось есть подростку.

Людмила Александровна Максакова , бывший директор нашей школы, ныне заслуженная пенсионерка, в блокадное время была школьницей. Сейчас перед вами оживут страницы блокады.

«Особенно запомнилась новогодняя елка 1941 года. В декабре прошел слух, что в школе будет новогодняя елка и что в подарок всем детям дадут еду. То, что будет елка, волновало не так, а вот, что дадут еду без карточек, было равноценно тому, как если бы в наше время всем школьникам пообещали бы выдать по автомобилю.

Прошло много лет, но я до сих пор помню этот обед, состоящий из грибного супа с настоящей картошкой, котлеты с макаронами и куска запеканки из шрота – выжимки каких – то злаков, залитых киселем. Я съела все, кроме котлеты, которую я положила в варежку и снесла маме».

Ведущий 5.

Несмотря на бомбардировки и голод, занятия в школах продолжались. Старшие школьники, кроме учебы, дежурили на крышах, сбрасывая зажигалки, помогали в госпиталях. В начале декабря занятия в школах постепенно сокращались. Многие ученики и учителя эвакуировались…

Другие оставались в Ленинграде, но ходить в школу уже не могли. Холодная зима и голод делали свое дело: уже в середине ноября мороз достиг -15 градус, а середине декабря уже -33 градуса. Омертвело отопление, на топливо разобрали заборы, но «буржуйки» недолго держали тепло. Окна забивали фанерой, замерз водопровод, перестала работать канализация.
Сценка.


  • Таня Савичева:
Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.


  • Таня Савичева:
Коптилка – мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.

Как пишет, замерзая,

Дрожащая рука,

Страдая и дерзая,

Страничку дневника.

Строка… еще строка…

Таня писала свою летопись…


  • Таня Савичева:
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек.


  • Таня Савичева:
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
^ Звучит фонограмма «Взрывы»

Ведущий 6 .

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.

Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.


  • Таня Савичева:
Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.


  • Таня Савичева:
Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…


Все уходят

Идёт показ слайдов о Тане Савичевой и ее семье.
Выходят на сцену чтецы, выходит хор

Звучит песня.:

В далеком тревожном военном году

Под гром батарей у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась открытой тетрадь.

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы.

В нас голод убивает страх.

Но он же убивает силы…

На Пискаревских пустырях

Все шире братские могилы.

И зря порою говорят:

«Не все снаряды убивают…»

Когда мишенью Ленинград,

Я знаю – мимо не бывает.
Ведущий 7.

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Смотреть на голодающих детей и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.

Дети ждали хлеба.

Но вот в ноябре-декабре 1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.

Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.


^ На экране – слайд «Дорога Жизни»

Ведущий 8.

на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

К заре, сказали, привезут…

Гражданочки, держаться можно… -

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев!
Ведущий 9.

900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.

Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.
Ведущий 10.

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…
Звучит фонограмма концерта Рахманинова.

Список использованной литературы.


  1. Адамович, А. Блокадная книга /А. Адамович, Д. Гранин. - М.: Сов. писатель, 1982. - 430 с.

  1. Байков, Валентин Александрович. - Память блокадного подростка /Валентин
Александрович Байков; Худож. В. Мартусевич. - Л.: Лениздат, 1988. - 133 с.: ил.

3. Берггольц, О.Ф. Стихи и поэмы / Ольга Берггольц; худож. Г.А.В. Траугот. - Л.: Сов.

писатель, 1979. - 463 с.: ил.

4. Бешанов, В.В. Ленинградская оборона / В. Бешанов. - Минск: Харвест, 2006. - 400 с. -

(Неизвестные войны).

5.Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокад.

дней: Для ст. шк. возраста / Сост. Д. Колпакова и В. Суслов. - Л. : Детская литература,

1984. - 206 с. : ил.

Предисл. М. Дудин. - Л. : Лениздат, 1979. - 478 с. : ил.

7.Фонды музея МБОУ « Мичуринская СОШ».

8. Мичуринский вальс. Книга воспоминаний. Приозерск, 2011 г. – 180 с.

Приложение
1. Презентация « Дети блокадного Ленинграда»
2. Фото о проведенном мероприятии.
3. Видео отрывков проведенного мероприятия.

Внеклассное мероприятие «Посвящается».

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.

Задачи.

1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.

*Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Звучит куплет песни «Не надо войны».

(Не надо войны, не надо смертей.

Зачем же сиротами делать детей.

Зачем эти беды и слёзы нужны.

Не надо войны, не надо войны!)

*В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны!

Ведущий.

1941 год

Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути.

Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И… всюду трупы людей, которые ещё недавно думали о будущем, мечтали о любви и счастье.

Всё это и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

*Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт всем она!

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей!

Ведущий.

22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. Достаточно было, чтобы дети знали правила уличного движения, дабы не мешать движению машин; умели подписываться; знали таблицу умножения до 25.

27 января 1944 года. Это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер ре-шил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.

Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:

150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

(Таблички не доске)

8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами.

Смерть входила во все дома.

Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки…

Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.

Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

(Кусочек блокадного хлеба порезан на маленькие кубики. Раздаётся детям.)

Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Печальна история 11летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней.

(Портрет Тани Савичевой. Страницы дневника.)

Большая семья Савичевых, в которой Таня была самой младшей, жила на Васильевском острове.

Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

Таня была эвакуирована в другой город. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки.

«Встречать эшелон к станции вышло много народа. Раненых бойцов привозили постоянно. Но в этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился. Но из открывшейся двери никто не выходил. Те, кто решился заглянуть внутрь, очень долго не могли прийти в себя. Вид у детей был страшен: кости, кожа, дикая тоска в огромных глазах».

Все 125 детей были физически истощены.

Два года Таня ещё жила. Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз – страш-ное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла.

Девочке поставлен памятник.

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах неизменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и… в конце концов – сдадут его.

Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!»

Но гитлеровцы просчитались.

Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.

Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

*И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

Освобождённый Ленинград!

*Мы помним осень, 41-ый,

Прозрачный воздух тех ночей,

Когда, как плети, часто, мерно

Свистели бомбы палачей.

*Но мы, смиряя страх и плач,

Твердили, диким взрывам внемля:

«Ты проиграл игру палач,

Едва вступил на нашу землю!»

*А та зима… Ту зиму каждый

Запечатлел в душе навек –

Тот голод, тьму, ту злую жажду

На берегах застывших рек.

*Кто жертв не предал дорогих

Земле голодной петербургской –

Без бранных почестей, нагих,

В одной большой траншее братской?!

*Но позабыв, что значит плач,

Твердили мы сквозь смерть и муку:

«Ты проиграл войну, палач,

Едва занёс на город руку!»

Ведущий.

В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг.

В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…

Дети шатались от голода. Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось – прямо в классе.

*Девчонка руки протянула,

Уснула.

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.

Видео о детях военного времени «Воспоминание» (м/ф).

Ведущий.

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.

С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера.

Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

И тогда проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города.

*И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть: мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны! Он спасёт

16 тысяч ленинградцев!

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб. И тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь!

Ведущий.

В декабре 1942 года была учреждена

На фоне песни «Медаль за оборону Ленинграда» читается стих «Моя медаль».

*… Осада длится, тяжкая осада,

Невиданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда

Сегодня Родина вручает мне.

*Не ради славы, почестей, награды

Я здесь жила и всё могла снести:

Медаль «За оборону Ленинграда»

Со мной, как память моего пути.

*Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнёт меня печаль, -

Я до тебя тогда коснусь руками,

Медаль моя, солдатская медаль.

*Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

Чтоб стать ещё упрямей и сильней…

Взывай же чаще к памяти моей,

Медаль «За оборону Ленинграда».

*Война ещё идёт, ещё осада.

И как оружье новое в войне,

Сегодня Родина вручила мне

Медаль «За оборону Ленинграда».

Ведущий.

Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.

Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.

*Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди…

Ведущий.

Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…

*Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания. Зажжены свечи. Метроном.

Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней - 900 блокадных дней и ночей. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

*Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что достали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда –

Не права.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили. Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна!

Фонограмма песни «Дети блокады» (исполняют две девочки)

*За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание

Город-Герой , награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

*Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх