Новый русский перевод. Библия онлайн Даниил 10 глава толкование

В этой главе дается предыстория того, как Даниилу было открыто пророчество о северном и южном царе, а также о тех событиях, которые будут происходить перед кончиной века сего и после нее.

10:1 В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.
В третий год Кира Персидского - это в 536 г. до н.э. (напомним из Даню1:1:Даниил писал с точки зрения Вавилонского исчисления, согласно которому год восхождения на престол Кира и принятия власти считался не первым годом его царствования, а годом воцарения. Следующий – был первым годом)
В это время Даниилу дано было откровение, которое касалось судьбы народа Иеговы в отдаленные времена.
В период, предшествующий Дан 10:1-3, начало исполняться повеление Кира относительно возвращения иудеев в Иерусалим и восстановления храма (данное Киром в первый год царствования, т.е. в 538 г.. Ездр 1гл). Даниилу дано было увидеть, как исполняется пророчество о восстановлении поклонения Иегове.

10:2,3 В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.
3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.
(Дан.10:2,3)

Даниил сообщает, что в это время постился и был в печали. Из за чего?
Из-за того, что строительство храма встретило противодействие со стороны противников, как сообщает Ездра противники строительства храма в течение многих лет противодействовали исполнению воли Иеговы (Езд 1 гл, 4 гл). Сообщение о печальных событиях дошли до Даниила, который в силу своего преклонного возраста остался в Вавилоне.
Даниил постился три седьмицы дней (21 день) в первый месяц (нисан, когда израильтяне были выведены из рабства Египетского) – так как ниже сказано, что в 24й день первого месяца ему было видение.
Так во времена Даниила храм еще не был восстановлен, а сам Даниил находился далеко от Иерусалима - то своим постом и молитвою пророк принес в жертву Иегове дух сокрушенный и смиренное сердце.

Даниил молил Бога даровать народу Израилеву милость и помочь закончить постройку храма.
Ответ Даниилу пришел через 3 дня после окончания поста:

10:4-6 А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра,
5 и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.
6 Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей.

По долгу службы Даниил находился на берегу реки Тигр. И там же явился ему вестник от Бога.

Описывая ангела, Даниил пользуется описанием, известным израильтянам: льняная одежда, в которую облачались священники служила символом чистоты служителей Иеговы. Золотой пояс из Уфаза, тело из топаза, лицо как молния и очи как горящие светильники, а также ноги как блестящая медь - все это признаки святого служителя Бога.

(Уфаз, наименование города или земли, откуда израильтяне вывозили золото (Иер 10:9). Такое описание показывает человеческими словами небесную славу, которую имеют святые служители Бога на небе. Хотя ясно, что в буквальном смысле духи не опоясываются золотом, ноги не из меди, да и лицо не из молнии. Но этим всем показывают, какой вид могут иметь ангелы, когда являются людям (см. также Откр 1:13-15).

10:7 И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться.
Интересно, что видеть ангела дано было только Даниилу, остальные были объяты страхом и убежали. Этим показывают то, что те, кто не имеет духовное зрение и кому Бог не хочет открыть, тем не дано видеть посланников от Него. Насколько устрашающи ангелы, что при их виде человек даже сил лишается. Однако их служение говорит также о том смирении, которым эти небесные служители обладают. Ведь они посланы для того, чтобы помогать людям исполнять волю Божию.

10:8-10 И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости.
9 И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле.
10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.

Даниилу дано было видеть великолепную славу ангела, и в нем не осталось сил, чтобы стоять: настолько слава небесная отличается от земной. Голос у служителя Божьего оказался настолько сильным, что Даниил от такого звука упал на землю.

Этим видением Бог, по сути, укрепил Даниила, так как тому предстояло принять и передать весть о судьбе народа Божьего в период кончины века.

Видением этой славы Иегова показал Даниилу, что с ним и его народом - Вышние. Они наблюдают за ними и помогают им в нужный момент для того, чтобы воля Божья исполнилась.

10:11,12 И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.
12 Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.

Ангел успокоил Даниила, пророк еще в начале своего поста и молитвы был услышан Богом, однако прийти к Даниилу он смог только спустя 24 дня.

Какова же причина такой задержки вестника?

10:13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.
В варианте Танаха более понятно:

13 Но князь (ангел-покровитель) царства Парас противостоял мне двадцать один день, и пока Михаэйл, один из первейших князей (ангелов-покровителей), не пришел мне на помощь, я оставался там, при царях Параса.
Так, как языческими царствами управляют бесы, то виной такой задержки явился один из них - князь над Персией.

(ср. Иов 1:6-12; Ис. 24:21; Лк. 11:14-26). Это он мешал пройти ангелу для того, чтобы передать весть Даниилу. Это происходило до тех пор, пока архангел Михаил (Иисус Христос до своего прихода на землю в качестве человека, Откр 12 гл) не помог вестнику пройти, задержав демона.

Этот отрывок показывает, как ответ на молитву может приходить спустя какое-то время спустя именно по причине того, что помехи создают ангелы-демоны для исполнения воли Божьей.

То есть, мало того, что они управляют человечеством, так еще и мешают исполнению воли Бога, создавая преграды. Так и с постройкой храма получилось: потому и говорится, что христиане ведут борьбу не против человеческих правительств, а против духов злобы поднебесной. Именно эти духи и провоцируют гонения на служителей Бога.

10:14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням".
Видение также касается событий, происходящих с народом Божиим в последние дни, перед самым концом века сего, перед Армагеддоном (
в отдаленные дни )

10:15-17 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел.
16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: "господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы.

17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне".

Даниил осознавал свою греховность и нечистоту в сравнении со святым вестником от Бога, поэтому то не хватало у него сил даже разговаривать с ангелом, ибо понимал, что сам он не достоин принимать весть от Бога. (Ис 6:5)

10:18,19 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня
19 и сказал: "не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин мой; ибо ты укрепил меня".

Однако Бог через ангела укрепил Даниила и показал, что тому надлежит принять весть от Иеговы и записать ее, чтобы она принесла пользу читающим.

10:20,21 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.
21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.

Ангел сообщил Даниилу, что после того, как он возвратится, чтобы бороться с демоном-властителем Персии для того, чтобы исполнилась воля Иеговы, в том числе и относительно строительства храма, на место Персидского властителя придет греческий князь (тоже демон).

Впрочем, что касается народа Иеговы, об этом возвестит ангел Даниилу дальше. Он также сообщает, что поддержка ему в этом от Михаила, покровителя Иудеи.

Обратим внимание на 20 текст:
И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.

Этот текст показывает, что смена держав в господстве над народом Бога (в данном случае Мидо-Персию должна была бы сменить Греция, что и произошло впоследствии и согласно пророчествам главы 8:20-22) - происходила тоже под контролем жителей небес, мира духов: в то время, как демоны-покровители Персии борются с демонами-покровителями Греции - на Земле происходят сражения между персами и греками. А ангелы Всевышнего направляются в это время покровительствовать народу Его и поддерживать его.

То есть, всё из разрушительного по отношению к народу Бога и в принципе, что происходит на земле - происходит по причине разрушительных побуждений демонов. Не случайно сказано о том, что при кончине века сего духи злобы собирают всех царей земли на брань против Иеговы и Христа Его, что на земле выражается в притеснении народа Бога (Откр.16:14; 17:12-14).
Однако, в пророчестве на последних северного и южного царя, которое покажет 11 глава, нам предстоит увидеть и то, какие из языческих держав будут защищать интересы народа Иеговы (южный царь, владеющий духовной территорией народа Иеговы), а какие - его притеснять (северный царь).

По истукану, показанному Данилу (Дан.2) мы определили, что во времени конца на народ Иеговы будут влиять два противоположных идеологических и политических режима: демократический (проамериканский) и «железный» деспотичный (пророссийский).

Это противостояние царей - хотя и имеет политическую суть (два разных идеологических лагеря в борьбе за мировое влияние), однако в этом противостоянии пострадает и народ Иеговы, живущий на территориях влияния царя северного (у союзников России, что уже видим).

Борьба России с народом Бога, что наблюдаем сегодня (на 2017 г.) на самом деле - это не борьба России с народом Иеговы как таковым (они не верят, что воюют с народом истинного Творца мироздания). Это - борьба России с Америкой, насаждающей в лице свидетелей Иеговы чуждые России убеждения.

1. Видение Даниила в третий год царствования Кира. 2–3. Состояние пророка пред видением. 4–10. Время видения, его обстановка и состояние при этом пророка и его спутников. 11–21. Содержание откровения.

Дан.10:1. В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.

По своему характеру откровение была совершенная истина; оно являлось сообщением того, что непременно исполнится, осуществится. По предмету оно – откровение великой скорби («силы»).

Дан.10:2. В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.

Дан.10:3. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.

Поводом к откровенно служила глубокая печаль пророка, выразившаяся в посте. Он воздерживался от мяса, вина и вкусного хлеба, считавшихся у иудеев праздничною пищею (Быт.27:25; Ис.22:13), и не умащал себя благовонным маслом, что было знаком радости (Еккл.9:8; Ис.61:3; Ам.6:6). Так проводил пророк три недели первого месяца (Дан.10:4), т. е. Нисана, следовательно, и дни пасхального торжества. Причины подобной печали, как можно догадываться, заключались в следующем. Судя по Дан.10:12), пророк Даниил и в третий год царствования Кира не оставлял дум и забот о своем народе, тех дум, которые начались с первого года правления Дария Мидянина (Дан.9и д.). Малоотрадные и утешительные, так как современное состояние евреев было печально и в будущем не предвещало ничего хорошего, они и повергли пророка в скорбь. И действительно, хотя после возвращения иудеев на родину прошли целых два года, но возвратившиеся не нашли здесь счастья. Восстановив жертвенник (1Ездр.3:1-2), они приступили к построению храма. Но уже при закладке его радостные крики народа смешивались с плачем стариков, видевших прежний храм в его славе (1Ездр.3:12-13), а немного спустя радость и совсем должна была исчезнуть. Начались происки самарян, всеми силами старавшихся вооружить против Иудеев персидское правительство и остановить постройку храма (1Ездр.4:1-5). Цель была ими достигнута, благодаря чему через два года по освобождении иудеи не могли отпраздновать праздника Пасхи должным образом. Неудивительно поэтому, если и пророк Даниил разделял в эти дни скорбь своих соотечественников.

Дан.10:5. и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.

Дан.10:6. Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей.

Вид явившегося Даниилу мужа напоминает вид Сына Человеческого (Откр.1:13-15), почему некоторые и считают его лицом Божественным. Но как видно из Дан.10:11, явившийся – один из служебных духов, а вся его речь (Дан.10:11-12) напоминает, точнее, воспроизводит слова Архангела Гавриила (Дан.9:21-22), ввиду чего и возможно отожествление мужа настоящего видения с этим последним.

Дан.10:7. И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться.

Спутники пророка самого видения не видели, но слышали, вероятно, необыкновенный голос явившегося (Дан.10:6) и, чувствуя близость небесного посланника, в ужасе разбежались.

Дан.10:8. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости.

Дан.10:9. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости.

Дан.10:10. Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.

Сам пророк чувствовал себя внутренне как бы совершенно пораженным. Из состояния оцепенения его вывело прикосновение руки явившегося; но и после этого он был в состояли только едва приподняться на колени, держаться в полу-стоячем положении, опираясь о землю руками и коленами.

Дан.10:12. Но он сказал мне: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.

Дан.10:13. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.

Еще в первый год Дария Мидянина Ангел возносил пред Богом горячую молитву пророка Даниила об освобождении иудеев из плена (Дан.9:4-19); теперь, в 3-й год Кира тот же Ангел повергал пред престолом Божиим горячую молитву пророка о том, что сокрушало его, – об улучшении бедственного состояния переселенцев. О том же самом ходатайствовал со своей стороны Михаил, «князь иудейский». И это соединенное предстательство было услышано Богом с первого же дня. Но исполнению просьб Ангела и князя Михаила противится «князь царства персидского», действующий в пользу своего народа. «Князь царства персидского», – охранитель мидо-персидских интересов, противится исполнению Богом молитвы Даниила потому, что с исполнением обетования о спасении евреев и основании на земле Царства Божия тесно связано умаление и сокрушение власти боговраждебных народов (Зах.1:11-12). С этой стороны противление духа хранителя мидо-персидского царства аналогично клевете сатаны на первосвященника Иисуса (Зах.3:1-3). Перевес в духовной борьбе между представителями воинства небесного не склонялся ни в ту, ни в другую сторону; и молитва пророка не могла быть удовлетворена; даже теперь Ангел удаляется, чтобы бороться с князем персидским (Дан.10:20). Речь Ангела, разъясняя причину тех противодействий, которые встречали Иудеи со стороны персидского правительства при построении храма, доставляет пророку Даниилу и утешение, поскольку раскрывает, что за благо иудеев борется и он, Архангел Михаил.

Дан.10:14. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням».

Не имея однако возможности выполнить молитву Даниила: борьба с князем царства персидского не окончена и в будущем предстоит ее продолжение (Дан.10:20), Ангел обещается открыть пророку судьбу его народа в отдаленные времена. Насколько можно догадываться по Дан.10:20, под ними разумеется период греко-македонского владычества («придет князь Греции»). Изложению истории этого последнего в его отношениях к богоизбранному народу и посвящено откровение 11 гл.

1 В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.

2 В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.

3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.

4 А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра,

5 и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.

6 Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей.

7 И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться.

8 И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости.

9 И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле.

10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.

11 И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.

12 Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.

13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.

14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням".

15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел.

16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: "господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы.

17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне".

18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня

19 и сказал: "не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин мой; ибо ты укрепил меня".

20 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.

21 Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.

1 Даниил сокрушен видением мужа. 10 Муж возвещает Даниилу, что будет с народом его в последние дни.

1 В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.

2 В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.

3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.

4 А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра,

5 и поднял глаза мои, и увидел: вот, один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.

6 Тело его – как топаз, лицо его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей.

7 И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться.

8 И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости.

9 И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лицо моё и лежал лицом к земле.

10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.

11 И сказал он мне: «Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне». Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.

12 Но он сказал мне: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твоё, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришёл бы по словам твоим.

13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришёл помочь мне, и я остался там при царях Персидских.

14 А теперь я пришёл возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням».

15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицом моим к земле и онемел.

16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: «господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы.

17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы и дыхание замерло во мне».

18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня

19 и сказал: «не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!» И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: «говори, господин мой; ибо ты укрепил меня».

20 И он сказал: «знаешь ли, для чего я пришёл к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придёт князь Греции.

21 Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Книга пророка Даниила, 10 глава

Человек, по своей сути, склонен замечать только то, что для него представляется зримым и очевидным. Однако так называемые инсайдеры обращают внимание на то, что происходит «за кулисами». Эта категория лиц встречается в мире бизнеса и политики, а также во многих других сферах. В отличие от инсайдеров, большинство людей могут только догадываться о том, что происходит в действительности.

Тем не менее, когда речь заходит о мире сверхъестественного, все мы оказываемся аутсайдерами. Мы можем лишь догадываться о том, что происходит, но знать этого наверняка мы не можем. Мы ограничены нашим трехмерным пространством и не имеем доступа к знаниям за пределами нашей вселенной до тех пор, пока Сам Бог не откроет их нам.

10-ая глава книги Даниила является уникальной во всем Священном Писании. Она не только представляет нашему взору последнее видение Даниила, но и приоткрывает занавес, чтобы мы могли увидеть еще один аспект Великой борьбы на земле.

  1. Структура видения в Дан. 10-12

Ниже, в общих чертах, представлено содержание 10-12 глав книги Даниила, хотя на данный момент времени мы сконцентрируем свое внимание только на 10-ой главе. Она включает в себя три основные части и помогает нам увидеть контуры последнего видения книги Даниила в целом.

  • Пролог к последнему видению Даниила (10:1-11:1);
  • Видение о царствах (11:2-12:4);
  • Послесловие к последнему видению и ко всей книге (12:5-13);

В начале 10-ой главы Даниил находится в сетовании (10:2-3). В конце видения ему сказано, что он упокоится и будет воскрешён в конце дней (12:13).

Муж в льняных одеждах, упомянутый в Дан. 10:4-9, появляется вновь в Дан. 12:6-7 (13). Возможно, он присутствовал в течение всего видения. Михаил появляется в Дан. 10:13, 21 и Дан. 12:1, что говорит о том, что вводная и заключительная части видения теснейшим образом связаны между собой. Даниил, как пророк, видит то, что придется испытать Божьему народу в будущем. Бог и небесные существа контролируют события на земле и поддерживают Божий народ. В конце концов, наступит воскресение. И в этом заключается главная надежда.

В данной статье мы сосредоточим внимание на 10-ой главе; краткий обзор этой главы поможет нам более ясно увидеть широкую проблему. 10-ая глава может быть структурирована следующим образом:

  • Исторический фон (10:1)
  • Скорбь Даниила (10:2-3)
  • Муж в льняных одеждах и Даниил (10:4-9)
  • Описание Мужа в льняных одеждах (10:4-6)
  • Реакция Даниила на видение (10:7-9)
  • Ангел и Даниил (10:20-11:1)
  • Действия ангела и его речь (10:10-16a)
  • Ответ Даниила (10:16б-17)
  • Действия ангела и его речь (10:18-19a)
  • Ответ Даниила (10:19б)
  • Речь ангела (10:20-11:1)
  1. Обзор 10-ой главы
  2. Временные рамки

Даниил получает видение в 536/535 г. до н.э., в третий год царствования персидского царя Кира. Будучи изгнанным из Иерусалима в 605 г. до н.э., Даниил теперь находится в преклонных годах. Видение, описанное в 11-ой главе, охватывает период времени, начавшийся с персидской эпохи и простирающийся до конца времен.

  1. Отличительные особенности 10-ой главы книги Даниила

Хотя глава заключена в рамки обычного повествования и проливает свет на практическую жизнь верующего, а именно на то, как тот должен относиться к Богу, она включает в себя одно из самых значительных библейских откровений. В главе появляется ряд лиц, хотя не совсем ясно их точное количество. Во всяком случае, в ней присутствуют Даниил, Муж в льняных одеждах, Ангел, который разъясняет видение, Михаил и князья Персии и Греции.

В этой главе упоминаются два видения: видение о Муже, одетом в льняные одежды, и видение о царствах и Божьем народе, которое будет рассматриваться в 11-ой и 12-ой главах.

Примечательно также и описание состояния самого пророка во время видения.

III. Обсуждение главы

  1. Исторический фон

Дан. 10:1 - В то время, как откровения 7-ой и 8-ой глав даются в течение первого и третьего годов правления вавилонского царя, те, что записаны в 9-ой и 10-ой главах, появляются во время первого и третьего годов правления персидских царей. 12-ая глава повествует о том, что Даниил во время видения оказался у реки Тигр (Дан 10:4). Видение напрямую относится к Великой борьбе. Даниил отчасти понял то, что ему было показано и, то, что описывается в последующих стихах, но мы также знаем и то, что некоторые части видения, показанного ему, он не понял. Они были запечатаны «до последнего времени» (Дан 12:4).

  1. Скорбь Даниила

Дан. 10:2-3 - Причины, по которым Даниил находился в сетовании, не указываются. Тем не менее, исторический контекст подсказывает нам, что Даниил, скорее всего, боялся, что указ Кира, позволяющий евреям вернуться в Палестину, не сможет быть исполнен ввиду сопротивления со стороны самарян. Даниил, пребывая в состоянии смятения, искал присутствия Бога посредством молитвы (Дан 10:12) и периодического поста.

  1. Муж в льняных одеждах

Дан. 10:4-6 - В первом видении Даниилу явился Муж в льняных одеждах. Это видение отличается от видения о царствах, описанного в 11-ой главе Даниила. Подобное же видение получил и Иоанн в книге Откровение 1:12-16. В чем сходство между видениями Даниила и Иоанна?

В обоих видениях описывается сверхъестественное существо в образе человека.

Оба облачены в длинные священнические одежды.

Они имеют золотой пояс или ремень, который может указывать на их царственное положение.

Их глаза подобны пламени огня.

Их ноги и ступни, как блестящая медь.

Их лица подобны молнии, или солнцу, светящему в полную силу.

Из Откровения совершенно ясно, что этим мужем является Иисус, и, что Иисус есть Бог. Некоторые из характеристик Иисуса в 1-ой главе книги Откровение аналогичны описанию Ветхого днями (Дан. 7:9; Откр. 1:14). Касательно книги Даниила, мы также можем предположить, что этим мужем является Иисус. Отрывок Дан. 10:4-6 напоминает нам образ Сына Человеческого (Дан. 7:13-14). Таким образом, Даниил встречается с предвоплощенным Иисусом в Его славе.

  1. Реакция Даниила на видение

Дан. 10:7 - Когда Даниил получает видение, люди, бывшие с ним, несмотря на то, что они не видели самого видения, разбегаются в страхе и трепете, что указывает на то, что они, каким-то образом, почувствовали божественное присутствие. Это напоминает нам о видении, полученном Павлом в Дамаске и о том, какое воздействие оно возымело на его спутников (Деян. 9:7).

Дан. 10:8-10, 16-19 - В Священном Писании довольно редко встречается описание физического состояния пророков во время видений. Это обусловлено тем, что акцент делается не на том, какое воздействие оказывало видение на пророка, а на вести, которую тот должен был донести людям. Однако, в случае с Даниилом, отмечается то, что во время видения силы оставили его. Он упал на лице свое, испытывая оцепенение и сильную слабость. То, что Даниил находился без дыхания может означать одно: во время видения он перестал дышать. Поэтому Даниилу необходима была поддержка для того, чтобы он смог стоять (Дан. 10:11). Призыв «не бойся» указывает на то, что Даниил испытывал страх. Подобные физические и эмоциональные феномены напоминают нам то, что испытывала Эллен Уайт во время своих видений.

В 10-ой главе книги Даниила основным элементом видения является не столько «весть», сколько величие самого Иисуса, а также некоторые его действия. Почему в данной главе так подробно описано состояние Даниила во время видения?

Даниил является свидетелем теофании или богоявления. Даже явление ангела, такого, например, как Гавриил, вызывает у людей страх (Дан 8:16-17; 9:21; Лк. 1:11-19, 26-29); что уж тогда говорить о Данииле, который увидел Самого Бога.

Лицезреть Бога, пусть и в завуалированной форме, для человека, даже для верующего, довольно непросто. Бог является суверенным Господом, а не просто хорошим другом. Поэтому благоговение, уважение и любовь идут рука об руку. Мы не можем играть в игры с Богом.

Именно это величие небес, явленное во Всемогущем Боге, способно урегулировать все процессы на земле и держать под контролем человеческую власть, а также власть губительных сверхъестественных существ (князья Персии и Греции). Бог способен решать проблемы Своего народа. Хотя эта весть о Божьем могуществе и суверенитете иногда представляется словами, она может представляться и без слов, путем непосредственного явления Божьего.

Даниил, равно как и все последователи Иисуса, нуждаются в укреплении, в тот момент, когда будущее может казаться мрачным. Господь никогда не упускает возможности вмешаться и довести до конца план спасения.

Даниил и ученики Христа должны иметь личные отношения с Господом и осознавать личную ответственность за это.

  1. Ангел

Дан. 10:10, 16, 18 - Трижды небесное существо прикасается к Даниилу. Для большинства людей физическое прикосновение имеет важное значение; благодаря прикосновению других людей, проявляющих заинтересованность и заботу, человек обретает поддержку и успокоение. Здесь Даниил испытывает прикосновение небесного существа.

Был ли это Муж в льняных одеждах или ангел? Между терминологией и образом явления Гавриила в Дан. 9 и личностью, прикоснувшийся к Даниилу в 10-ой главе, есть определённое сходство (например, небесное существо приходит к Даниилу в 9:22 и 10:20, Даниил назван «мужем желаний» в 9:23 и 10:19, Даниилу давалось разумение видений в 9:22 и 10:14). Таким образом, исследователи предполагают, что в этой главе присутствует ангел Гавриил, который, как и в других местах Священного Писания и поясняет смысл видения.

  1. Диалог между Ангелом и Даниилом

Дан. 10:10-11:1 - В ходе последующего диалога Ангел говорит трижды; Даниил говорит только два раза.

Ангел подкрепляет Даниила. Дважды Даниилу было сказано о том, что он является мужем желаний, то есть возлюбленным Божьим (Дан. 10:11, 19). Кто не хотел бы услышать подобное от близких, а тем более от самого Бога? И дважды Даниилу было сказано не бояться (Дан. 10:12, 19). Ему был дарован мир.

Укрепившись, Даниил получил подтверждение того, что его ходатайственная молитва за народ была услышана (Дан. 10:12). Его молитва получила немедленный ответ от Бога. Теперь Даниил призван быть сильным и мужественным (Дан. 10:19).

Его понимание будет расширяться (Дан. 10:13, 20). Даниил не только увидел Сына Божьего до воплощения, но и узнал о том, что за кулисами разворачивается великая борьба, победу в которой одержит Всевышний Господь. Дело не только в самаритянах, которые чинят препятствия евреям, возвращающимся из пленения; против Бога и Его народа ведут войну падшие ангелы.

Итак, Даниилу было показано как настоящее, происходящее «за кулисами», так и будущее народа Божьего. 14-ый стих данной главы является ключевым. Царства, описанные в 11-ой главе, не отражают всю власть в истории земли или же значимых политических фигур, которые могут появиться в будущем. Основное внимание уделяется не столько этим царствам, сколько народу Божьему, живущему «в последние дни».

Дан. 10:16-17, 19 - Даниил, кажется, практически не вступает в диалог с Гавриилом. Почему его немногие слова все же имеют столь важное значение?

Даниил признает свою немощь и выказывает почтение небесному существу. Но именно это и решает исход дела.

Даниил осознает, что всем управляет Бог.

Самое важное здесь то, что Даниил желает слушать весть от Бога.

  1. Михаил

Дан. 10:13, 21 - Ангел дважды сообщает Даниилу о Михаиле. Что мы знаем о Михаиле?

Михаил приходит на помощь Гавриилу, который был вовлечен в духовную борьбу против князя Персидского, очевидно, падшего ангела, если не самого сатаны. Михаил вовлекается в духовную борьбу против сил зла в защиту своего народа. Борьба расширяется и достигает сердца языческого царя. Михаил представлен как один из первых князей (Дан. 10:13).

Михаил, «князь ваш» (Дан. 10:21), князь народа Божьего, который вступает в борьбу с персидскими и греческими царями и, как следствие, со всеми враждебными ему властителями.

Дан. 12:1 вновь называет Михаила великим князем, «стоящим за сынов народа твоего». Он будет спасать всех, кто будет найден «записанными в книге». Здесь описывается будущее воскресение мертвых (Дан. 12:2).

Михаил одолел дракона, сатану, и одержал над ним победу (Откр. 12:7-8; Иуд. 1:9).

Он единственный, кто в Священном Писании назван Архангелом (Иуд. 1:9).

Его имя означает «Кто подобен Богу?»

Иисус вернется на землю при гласе Архангела (1 Фес. 4:16).

Очевидно, Иисус и есть Архангел Михаил, так как Он является Пастыреначальником (буквально «архипастырь», 1 Пет. 5:4). Если этот вывод верен, то Даниил встречается с предвоплощенным Христом - Мужем в льняных одеждах, но он узнает Его и как Михаила, вовлеченного в духовную борьбу против сил зла.

Вывод

В то время как большая часть книги Даниила акцентирует внимание на будущем Мессии, а Дан. 9 даже указывает на время, когда Он явится на землю как человек, 10-ая глава Даниила полностью посвящена Иисусу.

  1. Практическое значение

Вот несколько уроков, которые мы можем извлечь для себя из Дан. 10:

  • Духовная жизнь очень важна. Пренебрегать своей духовной жизнью опасно. День без молитвы может легко превратиться в потерянный день. Нам также необходимо вновь практиковать посты, даже если это неполный или частичный пост. Пост может выходить за рамки простого воздержания от пищи. Нам, возможно, придется отказаться от чрезмерной работы, поглощенности материальными вещами, Интернетом и постоянным пользованием мобильным телефоном, и другими гаджетами, или же от готовности быть доступными в любое время с требованием этого же и от других. Мы должны жить в присутствии Бога, вместо того, чтобы быть постоянно прикованными к нашим техническим девайсам.
  • Посвященность Богу и Его народу имеют важное значение. Наша жизнь не принадлежит исключительно нам; в нее входят и жизни других людей, включая общину верующих. Когда в церкви разлад, люди, как правило, покидают ее. Даниил, испытывая страдания, молит Бога за свой народ. При этом, Даниил не отделяет себя от «общины верующих». Бог услышал молитву Даниила, ободрил его и даровал ему внутренний мир.
  • Бог считает нас Своими возлюбленными детьми, но и нам необходимо любить Его. Формальная религия, простое следование библейским указаниям, и даже строгое соблюдение Божьих заповедей недостаточны, если мы не любим Бога и друг друга.
  • Борьба за кулисами продолжается и сегодня. До конца мы не осознаем и не понимаем всех аспектов этой борьбы, возможно мы и не нуждаемся в ее абсолютном понимании. Но есть Некто, знающий всё. Его нельзя обмануть, и Его план неизменен. Даниил был не способен сражаться в битве, он вверил ее в руки Господа. Сегодня и для нас лучшим решением будет вверить свои битвы в руки Божьи и следовать за Ним всем сердцем, всей душой и всем разуменьем. Он уже одержал победу, и эта победа будет полностью реализована при Его Втором пришествии и после окончания Тысячелетнего царства.
  • Когда силы зла угрожают нам, мы не одиноки (Еф. 6:10-18). Во всех искушениях, страданиях и гонениях Иисус будет с нами, как Он и обещал (Мф. 28:20) - даже до скончания века. Те, кто принадлежат Михаилу, в конце концов выйдут победителями.

Заключение

10-ая глава Даниила посвящена Иисусу - Мужу в льняных одеждах и Михаилу, нашему Небесному Князю, Тому, Кто даровал нам спасение.

«Мы должны помнить о том, что человек грешен и склонен ошибаться, но есть Тот, Кто, обладая всей силой и властью, является нашей крепкой сторожевой башней. При каждой возникшей опасности мы знаем, что это Его битва. Его ресурсы безграничны, и кажущиеся неодолимыми преграды сделают победу еще более величественной».

Ellen Gould White, «Conflict and Courage» (Review and Herald, 1970), 217.

Эккехардт Мюллер
По материалам бюллетеня

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх