Что находится в адмиралтействе. Краткая история Адмиралтейства

Одно из главных архитектурных украшений культурной столицы России - Адмиралтейство. Этот комплекс зданий в стиле ампир был выстроен в XVIII веке. Первое упоминание о нем датировано началом названого столетия.

Нужно отметить, что первоначально его назначение и внешний облик были иными, чем в настоящее время: постройки были возведены для ремонта и строительства судов. Позже здания были перестроены. Сегодня в знаменитом комплексе зданий находится командование российского Военно-морского флота.

Силуэт кораблика, венчающий одно из величественных строений комплекса, в настоящее время является символом северной российской столицы.

Начало истории

В походном журнале Петра Великого сохранилась запись о закладке «Адмиралтейского дома», длина которого составляла двести сажен, а ширина - десять сажен. В той же записи упомянуто, что после закладки здания это событие весело отмечали в питейном заведении.

Строительные работы продвигались очень быстро. Уже спустя два года после того, как была сделана запись, проект «Адмиралтейского дома» был воплощен в жизнь. «Дом», построенный по чертежам императора, представлял собой настоящую крепость (она была необходима для защиты верфи). Ее окружали рвы с водой, постройку также защищал земляной вал.

Само строение было низким (состояло лишь из одного этажа) и очень длинным. Помещения этого здания использовались в качестве складов и кузниц, некоторые комнаты были отданы адмиралтейскому ведомству, точнее, его службам. Во дворе здания был прорыт канал (его засыпали в начале XIX столетия). Он был необходим для доставки строительных материалов, а также имел оборонительную функцию.

Спустя несколько лет после того, как здание было достроено, в нем оборудовали особую комнату, предназначенную для хранения чертежей и моделей кораблей. Здесь можно было увидеть модель каждого корабля, построенного на верфи, и ознакомиться с его чертежами. В начале XIX столетия эта комната была превращена в музей. Он просуществовал здесь до конца 30-х годов XX века.

Силуэт кораблика

История знаменитого кораблика, являющегося в настоящее время одним из символов города, начинается в конце 10-х годов XVIII века. Именно тогда силуэт кораблика появился над воротами адмиралтейства. Его водрузил туда Харман ван Болос - голландский плотничный мастер. Силуэт корабля был укреплен на длинном металлическом шпиле.

Какой же именно корабль стал прообразом этого элемента декора? Историкам до сих пор не удалось это установить. Некоторые придерживаются следующей версии: образцом явился силуэт того судна, которое первым вошло в только что достроенный санкт-петербургский порт. Согласно другой версии, шпиль увенчан уменьшенным силуэтом совсем другого корабля, построенного в 60-е годы XVII столетия; это был первый русский корабль, предназначенный для военных целей. Какая из двух версий верна? Ответ на этот вопрос пока не найден.

Существует предание о том, что флаги на мачтах знаменитого кораблика были изготовлены из золота . Ни подтвердить, ни опровергнуть эту легенду в настоящее время невозможно, так как первоначальный силуэт кораблика, венчавший шпиль, был утерян в начале XIX столетия и заменен новым.

Этот новый кораблик также был заменен спустя примерно семьдесят лет. Тот силуэт, который украшает шпиль в настоящее время, является точной копией второго замененного кораблика.

Здание в XVIII столетии

Каменное здание было возведено в 30-е годы XVIII века . Его проект был разработан Иваном Коробовым . Перед архитектором стояла задача создать по-настоящему монументальное, величественное строение, и эта цель была достигнута.

Самой яркой деталью здания стала высокая башня, увенчавшая ворота . Ее шпиль был покрыт позолотой. Согласно некоторым историческим документам, золото для покрытия шпиля было получено в результате переплавки дукатов, которые нидерландское правительство преподнесло российскому императору в качестве подарка. Впрочем, эта информация вызывает у историков сомнения. Так или иначе, сверкающий на солнце, яркий шпиль по сей день производит большое впечатление на гостей столицы. Его острие оканчивается флюгером - знаменитым силуэтом кораблика. Этот силуэт находится на высоте семидесяти двух метров (высота башни - сорок девять метров, высота шпиля - двадцать три метра).

В 40-е годы XVIII столетия обширное пространство возле здания использовалось в качестве пастбища. Также здесь проходили военные учения. В праздничные дни на этом поле устраивались ярмарочные гуляния, все вокруг становилось пестро от ярко раскрашенных каруселей и балаганов.

При Елизавете Петровне возникли серьезные проблемы с крепостным каналом: в нем стала скапливаться грязная вода (туда сливались стоки). Императрица приказала систематически очищать русло канала. В тот же период времени обширное пространство возле здания было замощено.

Адмиралтейство в XIX-ХХ веках

В начале XIX столетия возникла необходимость в перестройке Адмиралтейства. Теперь оно было расположено в центральной части города, неподалеку от него высились величественные дворцы, а потому и оно должно было выглядеть менее утилитарно, более ярко и нарядно. Проект перестройки здания был разработан Андреяном Захаровым . Изменения, внесенные им в облик Адмиралтейства, были весьма существенными, но они не коснулись самой яркой и узнаваемой детали здания - изящной башни над воротами и позолоченного шпиля с флюгером-корабликом. Специалисты находят, что задача, стоявшая перед архитектором, была решена им блестяще.

Новый главный фасад здания в XIX столетии выглядел весьма внушительно (да и в наши дни производит большое впечатление): его протяженность составляет четыреста семь метров . Расскажем кратко и о других архитектурных особенностях величественного строения и всего архитектурного ансамбля, играющего столь важную роль в формировании облика культурной столицы России.

В состав архитектурного ансамбля входят два корпуса, имеющие П-образную форму . Когда-то они были разделены рвом. В XIX столетии один из корпусов был занят мастерскими, а другой - учреждениями речного и морского флота страны.

Центральный элемент ансамбля - башня, увенчанная шпилем , о которой уже было рассказано выше. В ее основании находится арка, среднюю часть башни украшает колоннада.

Обратите внимание на то, что общая композиция архитектурного комплекса отличается строгостью, удивительной цельностью и четким ритмом.

Отдельно нужно сказать несколько слов о скульптурах , являющихся важной частью архитектурного ансамбля. В их числе изображение богини правосудия, награждающей ремесленников и воинов, неподалеку – фигуры нимф, держащих глобусы, скульптуры четырех прославленных героев античного мира... Нельзя не упомянуть и о двадцати восьми скульптурных аллегориях. Они символизируют стихии, времена года, стороны света; одна из статуй изображает музу астрономии; частью архитектурного ансамбля является также фигура египетской богини, покровительствующей мореплавателям; комплекс зданий украшают и другие аллегорические скульптуры. Обратите внимание на то, что все перечисленные изображения объединены одной темой: они утверждают образ нашего государства как морской державы. Этой же теме посвящены и многие другие скульптуры, не перечисленные здесь, но входящие в состав знаменитого архитектурного ансамбля.

До настоящего времени сохранился не только архитектурный облик Адмиралтейства, но и часть старинных интерьеров . Это парадная лестница, расположенная в вестибюле, а также помещение библиотеки и зал, предназначенный для собраний. Интерьеры отличаются строгостью, но ее смягчает изящество отделки. Окна расположены так, что все помещения великолепно освещены; этот яркий свет также смягчает вышеупомянутую строгость оформления интерьеров.

В блокадные годы яркий позолоченный шпиль с корабликом, являвшийся весьма заметной мишенью для врага, был укрыт чехлом. Незадолго до Победы этот чехол был снят.

Здание, украшением которого является этот шпиль, несколько раз реставрировалось на протяжении XX столетия. Реставрационные работы проводились в конце 20-х годов, затем - во второй половине 70-х и в конце 90-х годов. В 70-е годы было проведено золочение шпиля; тогда в полость шара, расположенного под силуэтом кораблика, был помещен специальный контейнер с текстом Конституции Советского Союза.

Нынешнее время

Несколько лет назад горожанами был отмечен тревожный факт: на знаменитой башне со сверкающим шпилем появилась достаточно большая трещина . В настоящее время эта тревожная ситуация рассматривается Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Спустя пять лет после обнаружения трещины состоялся переезд в помещения архитектурного комплекса высшего командования ВМФ, это событие ознаменовалось поднятием Андреевского флага над одной из башен.

Спустя еще год на территории Адмиралтейства был открыт храм . У этой церкви есть одна необычная особенность: над ее куполом нет креста, так как его заменяет крест, изображенный на Андреевском флаге.

Существуют планы внесения некоторых небольших изменений в нынешний облик архитектурного комплекса. Согласно этим планам, пространство внутренних дворов накроет стеклянный купол, а исторические корпуса будут объединены стеклянными переходами.

Главное Адмиралтейство.

Величественное здание Главного Адмиралтейства – одна из выдающихся достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его сияющий золотом высокий шпиль с корабликом давно вошел в число символов города на Неве.

Значение Адмиралтейства не ограничивается достоинствами архитектурного памятника в стиле классицизма с морской тематикой в художественном оформлении. Оно гораздо шире и связано с зарождением Балтийского флота и развитием судостроения, с традициями морского инженерного училища и становлением морского могущества России…

Историческая справка

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года как главная судостроительная верфь для создания Балтийского флота и явилось первой постройкой в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы, на острове, сразу получившем название Адмиралтейский.

За два года до этого события Петром I были основаны верфи на Ладожском озере, построившие несколько десятков судов, в том числе первый военный 28-ми пушечный фрегат «Штандарт». Но на Ладоге не редки серьезные штормы, затрудняющие судоходство, особенно в осеннее время.

По легенде, случай заставил государя искать другое место для строительства кораблей, поближе к выходу в Балтийское море.

В начале осени 1704 года под личным присмотром Петра I спустили на воду около полусотни кораблей, и флот отправился в плавание по коварной Ладоге. Налетевший ураган разметал суда, государев корабль только на шестой день прибыл в место назначения – Шлиссельбург, остальные парусники разбушевавшаяся стихия не отпускала еще трое суток.

Император Петр с А. Д. Меньшиковым незамедлительно отбыли из и, следуя вдоль извилистых берегов дельты Невы, две недели вели тщательный осмотр, пока поиск не увенчался успехом. На левом берегу Невы у деревеньки Гавгуево вблизи Заячьего острова они отыскали стратегически удобный участок для верфи: под защитой пушек Петропавловской крепости, с достаточно широким руслом Невы для спуска судов, с дорогой на Новгородский тракт, годившейся для подвоза материалов.

Собственноручный чертеж Петра I с планом «Адмиралтейского дома» хранится в Центральном военно-морском архиве и дает нам представление о первом Адмиралтействе как об одноэтажной мазанке в виде вытянутой буквы П, раскрытой в сторону реки. В строениях располагались мастерские, склады, служебные помещения Адмиралтейской коллегии, а внутри двора находились эллинги и стапели для строительства больших и малых кораблей.

Ввиду военной угрозы со стороны шведов (Северная война продолжалась до 1721 года), все сооружения были обнесены валом с пятью бастионами и сотней корабельных пушек. На обширной территории вокруг крепости вырубили лес и организовали гласис для обзора в случае нападения неприятеля и предохранения от пожаров. Пройдут десятилетия и на месте Адмиралтейского луга появятся , Сенатская, Исаакиевская и .

Первый корабль сошел со стапелей на воду 10 мая 1706 года. Это был прам – самоходная парусно-гребная батарея, незаменимая как при штурме крепостей с моря, так и для их обороны от морских десантов. Вооруженный 18 пушками 24-метровый корабль тут же отправился в Кроншлот (), преграждавший шведам вход в Неву.

Всего при Петре I на Адмиралтейской верфи было построено:

23 линейных корабля;
2 бомбардирских корабля;
4 фрегата;
200 галер;
8 паромов.

В 1709 году по указанию Петра I в Адмиралтействе появилась кладовая образцов и чертежей – «модель-камера», преобразованная в Морской музей в 1805 году, который здесь находился до 1939 года, затем его коллекция пополнила фонды .

Первая перестройка Адмиралтейства датируется 1711 годом, а в 1719 году на шпице надвратной башни появился знаменитый кораблик, выполненный обрусевшим голландским мастером Харманом Ван Болесом. Первый кораблик, который украшал шпиль без малого 100 лет, потеряли в ходе ремонтных работ и заменили другим. Точная копия второго кораблика (весом 65 кг и габаритными размерами 192 см х158 см), выполненная из позолоченного металла, сейчас красуется на башне, а оригинал в 1886 году занял свое место в экспозиции Морского музея.

Автор второй перестройки Адмиралтейства (1732-1738 г.) — русский зодчий И. К. Коробов – один из плеяды «птенцов гнезда Петрова», отправленный Петром I на учебу в Голландию, архитектор Адмиралтейского ведомства. Ему удалось, сохранив П-образный профиль производственного комплекса, придать монументальность всей постройке и возвести стройную центральную башню с позолоченным шпилем, уносящим кораблик ввысь на 72 метра.

Во второй половине XVIII века башня Адмиралтейства исполняла роль пожарной и сигнальной (после наводнения 1777 года): при подъеме воды в Неве здесь вывешивали флаги и палили из пушки. Екатерина II ввела еще одну традицию – на террасе третьего яруса ежедневно в полуденный час играл военный оркестр.

Архитектура здания

К концу XVIII века центр города окончательно переместился с Васильевского острова на левый берег Невы, и Адмиралтейство становится главной градостроительной доминантой: от него лучами расходятся Вознесенский и , Гороховая улица. И оказалось, что старомодное здание с его утилитарным характером совершенно не соответствует расположенному по соседству Зимнему императорскому дворцу и другим парадным сооружениям Петербурга.

С решением трудной задачи совместить функционирующую верфь (постройка кораблей продолжалась до 1844 года) с новым высоким статусом Морского министерства, сохранив при этом шпиль И. Коробова, блестяще справился главный архитектор Адмиралтейского ведомства Андреян Дмитриевич Захаров, отдавший возведению третьего по счету и существующего поныне здания Адмиралтейства многие годы жизни. По его проекту в 1806 году началась коренная перестройка всего комплекса, завершенная в 1823 году — уже после смерти архитектора.

Современники дали произведению Захарова высокую оценку. Профессор Академии художеств В. И. Григорович писал: «Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге - здание огромнейшее и, можно сказать, единственное по чистоте архитектуры, согласию частей, соразмерности во всем и изящному стилю…»

Два П-образных корпуса и ступенчатая башня со шпилем образуют современное Адмиралтейство. Арки и портики с колоннадами оформляют в стиле русского ампира его фасады, богато украшают скульптурой, барельефами и лепниной, что смягчает строгие классические формы здания и позволяет избежать монотонности.

Воплощая идею прославления России как морской державы, архитектор собрал лучших скульпторов — И. Теребенева, Ф. Щедрина, С. Пименова и других для создания статуй богов — покровителей мореплавателей, античных героев, нимф, несущих земную и небесную сферы, и аллегорий стихий, частей света, времен года.

В наибольшей степени идеи архитектора выражает барельеф «Зарождение флота в России», расположенный над центральной аркой, где Петр I принимает от бога морей Нептуна трезубец – символ морской власти, а под ним барельеф, на котором две парящие Славы склонили знамена.

Внешний облик здания прекрасно отображает его «внутреннее содержание». С момента основания Адмиралтейства здесь располагались учреждения, управляющие флотом: Адмиралтейская коллегия, Главный военно-морской штаб, Морское министерство, Гидрографическое управление. С 1925 года здесь находилось Высшее военно-морское училище, а в 1932-1933 годах – первое КБ по разработке ракетных двигателей, так называемая Газодинамическая лаборатория, которая затем переехала в .

Адмиралтейство сегодня

В Адмиралтействе с 2013 года находится храм святителя Спиридония Тримифутского. Первый временный храм здесь появился при перестройке еще в XIX веке. В дальнейшем пришлось внести изменения в скульптурное убранство здания, так как языческие полуобнаженные изваяния античных богов не соответствовали соседству с православным собором, который решено было оставить при Морском министерстве.

С 2012 года Адмиралтейство занимает штаб ВМФ и другие военные ведомства РФ. Осмотреть здание можно только снаружи.

Если не полениться и обойти все грандиозное сооружение — протяженность его главного фасада составляет 407 метров, можно по достоинству оценить шедевр национального зодчества, которому скульптурные композиции придают особенную выразительность. Перед зданием в Александровском парке установлен фонтан, а позади него, на Адмиралтейской набережной можно увидеть памятник Петру I — царь-плотник (скульптор Л.А. Берштрам), подаренный городу Королевством Нидерландов в 1996 году к 300-летию основания Российского флота.

Прошли века, но и сегодня здание Главного Адмиралтейства производит сильное впечатление, сохраняя ведущее положение среди великолепных архитектурных ансамблей прилегающих площадей. Переливается золотом Адмиралтейский шпиль. Он хорошо просматривается с многочисленных улиц и проспектов и, по-прежнему, занимает центральное место в классическом облике Петербурга, который так вдохновенно воспел великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в знаменитой поэме «Медный всадник»:

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак…

… И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…»

Где находится и как добраться

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге находится на берегу Невы возле , между и Медным всадником, рядом с Александровским садом по адресу:

Адмиралтейский проезд, дом 1/ Дворцовый проезд, дом 1/ Адмиралтейская набережная, дом 2.

Добираться лучше всего на метро до станции, которая так и называется — «Адмиралтейская». Пешком от метро идти менее 10 минут (около 750 м). Выйти из метро на Малую Морскую улицу, дойти до Гороховой улицы и повернуть направо, ориентируясь на шпиль Адмиралтейства, пройти через Александровский сад.

Публикации раздела Архитектура

Адмиралтейство

П редлагаем вспомнить историю главной работы архитектора Андреяна Захарова вместе с Натальей Летниковой .

Шести лет от роду отец - адмиралтейский чиновник отправил Андреяна Захарова в училище при Академии художеств. Уже спустя два года мальчик получил свою первую награду за успехи - книгу, а за годы обучения собрал полный комплект медалей Академии и был отправлен в Париж. Во французской стороне молодой архитектор учился у автора знаменитой Триумфальной арки Жана Франсуа Шальгрена.

Вернувшись в Россию, Захаров взялся за недострой Академии художеств и преподавал в альма-матер. В 1799 году сам Павел I назначил Захарова главным архитектором Гатчины. Зодчий построил лютеранскую кирху Святого Петра , Горбатый и Львиный мосты. Андреяна Дмитриевича приглашали экспертом как архитектора и строителя-практика во все крупные проекты Петербурга.

Захаров разработал проект главного торжища России - Нижегородской ярмарки и Литейной мастерской для Академии художеств, проектировал для Кронштадта, Херсона, Ревеля, Архангельска. Знаменитые работы зодчего - Андреевский собор в Кронштадте, Екатерининский собор в Екатеринославле - нынешнем Днепропетровске, собор Александра Невского в Ижевске, Черноморский госпиталь в Херсоне, Кадетский корпус в Николаеве.

Вошел в историю Андрей Захаров как создатель одного из самых красивых архитектурных комплексов Санкт-Петербурга - Адмиралтейства . Перестройка началась в 1805 году. Захаров сохранил конфигурацию плана архитектора Ивана Коробова и представил Александру I два варианта реконструкции: эконом и масштабный.

В итоге старые корпуса были разобраны и построены новые. Величественные и парадные фасады длиной в 400 метров, богато украшенные скульптурами, гармонично сочетались с находящимся поблизости Зимним дворцом. Верфь, которая берет свое начало со времен Петра Первого, превратилась в ансамблевое здание, одно из главных украшений Санкт-Петербурга.

Вспомним 10 фактов из истории символа России - морской державы

1. Гонимые бурей . Первые суда Балтийского флота строили на верфи у рек Свирь и Сясь. Спускали на воду полсотни кораблей под присмотром Петра Первого, дошли по Ладожскому озеру лишь пять из них - помешал ураган. Царь решил основать верфь ближе к Балтийскому морю - у деревни Гавгуево. Стратегически удобное место: дорога для подвоза материала, широкая Нева для спуска кораблей, Петропавловская крепость на расстоянии пушечного выстрела.

2. Царь - архитектор и плотник . Авторство первого проекта верфи приписывают Петру Первому. Изначально здание было одноэтажной мазанкой в форме буквы «П» с внутренним каналом. «Заложили Адмиралтейский дом в Остерии и веселились…» - записал царь в своем дневнике в 1704 году. Сменил веселье тяжкий труд - строительство. Работали с пяти утра и до девяти часов вечера. Трудился на строительстве и сам Петр. Военная угроза со стороны шведов добавила Адмиралтейству земляной вал и функции крепости.

3. Адмиралтейство в камне . Проект Ивана Коробова возник за ветхостью старого здания. В 1732 году Анна Иоанновна приказала заменить мазанковую башню на каменную. Коробов для пущей устойчивости намеревался шпиль понизить, но старые адмиралтейцы воспротивились, и новый проект символа морской державы предусматривал, что шпиль по-прежнему будет возвышаться над городом, но будет спускаться внутрь строения на 12 метров.

4. Придать Адмиралтейству величие . Над решением этой задачи трудился Андреян Захаров. Александр I решил создать Морское министерство и разместить ведомство в Адмиралтействе. Архитектор оставил от прежнего здания изящную башню со шпилем, придал строению Коробова более мощное звучание. В итоге Адмиралтейство лишилось бастионов, наружного канала. Зато щедрой рукой зодчего добавилась фигурная лепнина и скульптуры. Декор разрабатывал сам Захаров. А лестницу Адмиралтейства Карл Росси выбрал прототипом парадной лестницы Михайловского дворца.

5. Что скрывает шар? Во время реконструкции 1928 года в яблоке на вершине шпиля обнаружили газеты 1886 года. Добавили к находке свежую прессу - несколько номеров ленинградских газет. А в 1977 году - новую подборку газет и Конституцию СССР. Хранится в шаре и ларец со сведениями обо всех мастерах, проводивших ремонтные работы. Молва, как водится, заменила отчеты на золотые монеты и добавила драматизма - якобы открыть шкатулку невозможно: секрет механизма утерян.

6. Золото шпиля. 72 метра ввысь. «Адмиралтейская игла» - так стали именовать шпиль с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина. Это второй шпиль Петербурга - после Петропавловского собора. По легенде, на позолоту шпиля пошли дукаты, полученные Петром Первым от Соединенных провинций - 17,8 килограмма золота. Под шпилем Адмиралтейства располагались царские покои и трон с балдахином. В блокаду Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлен, и вновь он засиял над городом лишь 30 апреля 1945 года.

7. Парящий корабль. Один из символов Санкт-Петербурга. Автор флюгера - Ван Болос, обрусевший голландский мастер. Доподлинно неизвестно, какое именно из российских судов «воспарило» над городом. По легенде, три флага на первом кораблике были из чистого золота, а в носовой части хранилась личная буссоль, или компас, - Петра I. Менялся флюгер дважды - в 1815 и в 1886 году. Первый корабль был утерян, а второй, двухметровый и 65 килограммов веса, занял место в экспозиции Морского музея.

8. Адмиралтейский «трезубец». Три большие улицы встречаются в единой точке. Комиссия о санкт-петербургском строении 1738 года отвела Адмиралтейству градоообразующую роль. На шпиль был ориентирован не только Невский и Вознесенский проспекты. Средней «першпективой» стала нынешняя Гороховская улица. Так появилась трехлучевая система улиц, получившая морское название - «адмиралтейский трезубец».

9. Утерянные скульптуры. Европа и Азия, Африка и Америка у павильонов. Волга, Дон, Днепр, Нева у боковых входов. И еще двенадцать скульптур - месяцев года на фронтонах. При перестройке Исаакиевского собора в Адмиралтействе размещался временный храм, который так и остался в морском ведомстве. Нагие скульптуры античных богов не соответствовали такому соседству, и священнослужители вели против изваяний 40-летнюю борьбу. Фигуры «одели» и заменили на благопристойные. К примеру, вместо марта, апреля и мая - Вера, Надежда, Любовь.

10. Традиции Адмиралтейства. Адмиралтейская башня служила пожарной каланчой, а после наводнения 1777 года стала еще и сигнальной. На углах при подъеме воды вывешивали днем флаги, ночью - фонари и стреляли из пушки. При Екатерине II на башне в полдень ежедневно играл адмиралтейский оркестр. В качестве верфи Адмиралтейство перестало существовать в 1844 году, но спустя почти сто лет, во время блокады, здесь ремонтировали боевые корабли. Как в петровские времена, работали по 16 часов в день.

Выбором места и составлением проекта Адмиралтейства занимался сам Петр, обладавший глубокими профессиональными знаниями в области кораблестроения и фортификации. План Адмиралтейства был решен в виде гигантской буквы «П», раскрытой к северу в сторону Невы. В середине южной линии корпусов намечалось возвести башню с главными воротами.
Появление летом 1705 года шведских отрядов на берегах Невы заставило превратить верфь во вторую надежную крепость молодого города. Ее обнесли земляными укреплениями с четырьмя бастионами и окружили рвом с водой. Большой прямоугольный внутренний двор занимали стапели, на которых спешно строили корабли балтийского флота. Хотя возведение адмиралтейских корпусов только разворачивалось, к осени 1705 года над воротами уже возвышалась деревянная башня, увенчанная шпилем.
Строительством крепости-верфи завершилось создание системы фортификационных сооружений на Неве. Теперь с востока вход в нее охранял Шлиссельбург. Путь с моря контролировал Кроншлот, а главный фарватер в дельте реки был под прикрытием артиллерии Санкт-Петербургской и адмиралтейской крепостей.
Естественно, что осуществить столь грандиозное для того времени строительство за два года можно было, только используя колоссальное количество рабочих рук. Начиная с 1704 года ежегодно на берега Невы со всех концов России сгоняли до сорока тысяч работных людей. Сюда же начали переселять мастеровых, ремесленников, купцов. По давно сложившейся традиции жили они слободами, которые создавались по сословному, производственному или национальному признаку. Так начала складываться городская застройка.
Интенсивные строительные работы велись на территории Адмиралтейства и в 20-х, 30-х годах XVIII века. В 1728 году эти работы возглавил Коробов, обучавшийся в Голландии и Бельгии. На его долю выпало возведение последних каменных Адмиралтейских «магазинов», законченных в 1732 году. Длинные корпуса Адмиралтейства, как и другие постройки города сугубо утилитарного назначения, были решены в простых формах. По проекту Коробова создавалась и новая башня, которая выделила главный вход верфи. Зодчий учел большое градостроительное значение этого сооружения, которым замыкались перспективы трех сходящихся к нему основных магистралей города. Использовав типичную для русского зодчества предшествующей поры ярусную композицию, он завершил ее шпилем с флюгером в виде золоченого кораблика. Каждый из трех ярусов был декорирован пилястрами, нижний - тосканского ордера, средний - ионического, верхний - коринфского. Стремительно взлетающая ввысь башня Адмиралтейства являлась одним из лучших украшений Петербурга XVIII столетия, а ее легкий золоченый шпиль стал символом города.
Необходимость реконструкции Адмиралтейства в первой трети XIX века определялось прежде всего возросшим градостроительным значением этого здания, расположенного в самом центре столицы по соседству с императорским дворцом. Задача перестройки верфи была поставлена перед Андреяном Дмитриевичем Захаровым, назначенным летом 1805 года на должность «Главных Адмиралтейств архитектора». Этот выбор не был случайным: в начале XIX века Захаров, который вместе с Воронихиным и Томоном возглавлял архитектурный класс Академии художеств, пользовался репутацией не только великолепного мастера композиции, но и замечательного градостроителя, тонко чувствующего «душу» города.
Первоначально предполагалось лишь изменить фасады Адмиралтейства, уже перестраивавшегося в 1730-х годах И. К. Коробовым. Однако Захаров, разрабатывая свой проект, наметил, по существу, полную реконструкцию всех адмиралтейских корпусов, предусмотрев их надстройку и перепланировку внутренних помещений. Общий П-образный план сооружения, отражающий его двойное назначение - как производственного и административного здания,- сохранен.
Мастерские, склады и другие помещения, связанные с производственным процессом, находились в корпусах, образующих внутренний периметр П-образной композиции. Внешние корпуса после перестройки предназначались для учреждений морского ведомства - Адмиралтейского департамента, библиотеки, музея. Своими новыми парадными фасадами эти корпуса обращались к городу. Обе группы адмиралтейских зданий разделялись каналом, выходившим к Неве через арки павильонов, построенных, согласно проекту Захарова, на набережной. Центральной частью всего сооружения оставалась надвратная башня, увенчанная шпилем.
В мае 1806 года проект Захарова был утвержден, и сразу же после этого началась перестройка восточного корпуса Адмиралтейства, ближайшего к Зимнему дворцу. Летом 1811 года отделка этой части здания была закончена. А всего лишь за три дня до завершения штукатурных работ Захарова не стало; зодчий так и не увидел свое произведение полностью осуществленным.
Реконструкция Адмиралтейства, приостановившаяся во время Отечественной войны, была продолжена помощниками Захарова - архитекторами А. Г. Бежановым, Д. М. Калашниковым и И. Г. Гомзиным. Основные работы закончились в 1819 году. Еще четыре года потребовалось на отделку корпусов. К этому времени были засыпаны каналы и снесены крепостные валы, в результате чего бывший Адмиралтейский луг слился с соседними площадями - Сенатской и Дворцовой - в единое огромное пространство.
Замысел Захарова, воплощенный с присущим ему размахом, вызвал искреннее восхищение современников. «Сие важное и полезное здание,- писал в 1825 году издатель „Отечественных записок" П. П. Свиньин, - принадлежит ныне к числу главных украшений столицы и весьма справедливо может быть названо исполинским свидетелем новейших успехов русского зодчества».
В архитектуре Адмиралтейства, занявшего центральное положение в системе приневских ансамблей, отразились все черты, характерные для русского классицизма эпохи расцвета: ясность, чистота формы и глубина идейно-художественного замысла.
Размеры Адмиралтейства велики: протяженность его главного фасада превосходит 400, а боковых - 170 метров. При таких размерах нелегко было избавиться от впечатления монотонности и однообразия архитектуры, которое производили длинные низкие корпуса Адмиралтейства до его перестройки. Но Захаров мастерски избежал этой опасности, проявив удивительную строгость в отборе композиционных средств. Проектируя фасады Адмиралтейства, зодчий использовал, по существу, лишь три «элементарные» формы. Это - прорезанный аркой кубический объем, колонный портик и стена с рядами окон. Комбинируя эти формы и внося в построение каждой из них те или иные нюансы, Захаров придал облику здания необходимое разнообразие, сохранив в то же время предельную четкость и целостность его пространственной структуры.
Ясно читается центр сооружения - башня со шпилем, которая стала самой характерной деталью Адмиралтейства еще с петровских времен. Захаров бережно отнесся к произведению своего предшественника: сохранив построенную Коробовым башню, он заключил ее в футляр новых стен, создав эффектную трехъярусную композицию. Первый ярус башни Адмиралтейства трактован как тяжелое и устойчивое основание, в массиве которого прорезана арка - центральный въезд на территорию верфи. Второй ярус кажется значительно более легким благодаря ионической колоннаде, несущей антаблемент со скульптурами. Над колоннадой возвышаются стены и купол третьего яруса, увенчанного 72-метровым золоченым шпилем с изображением парусного корабля на острие.
Башне подчинены симметричные крылья, каждое из которых подразделяется на несколько звеньев, связанных друг с другом в неразрывное целое. Фасады корпусов, примыкающих к башне, решены наиболее просто. Большие прямоугольные окна второго этажа, заключенные в рустованные наличники, создают четкий, мерный ритм, укрупняющий масштаб невысокого здания. Значительно сложнее пластика боковых частей главного фасада, где размещены многоколонные портики. Сгруппированные по три, они, как и весь фасад в целом образуют традиционные для классицизма трехчастные композиции. Центр каждой из них отмечен сильно выдвинутым вперед мощным портиком из двенадцати колонн, поддерживающих высокий треугольный фронтон. Боковые шестиколонные портики завершают архитравные перекрытия. Аналогично построены и боковые фасады Адмиралтейства. Но длина стен между портиками здесь больше, чем на главном фасаде. Это различие подчеркнуто более широким шагом окон - таким же, как на фасаде корпусов, примыкающих к башне.
Еще одну вариацию тех же «элементарных» форм мы встречаем в композиции павильонов Адмиралтейства, расположенных на набережной Невы. Их кубические объемы с аркой в центре фланкируют шестиколонные портики. На крышах павильонов установлены высокие флагштоки, основания которых выполнены в виде скульптурных изображений дельфинов.
Вариациями немногочисленных форм Захаров добился ощущения богатства, полифоничности архитектуры Адмиралтейства: как в сложном музыкальном произведении, здесь господствует главная тема, на которую накладываются развивающие ее второстепенные. Необходимое единство при этом обеспечивается той ритмической дисциплиной, которая свойственна ордерным построениям.
Захаров применил в Адмиралтействе дорический ордер (в его «римском» варианте), тем самым утяжелив пропорции здания. Мощь ордерных форм подчеркнута особыми средствами: портики поставлены на низкие пьедесталы, кажущиеся придавленными грузными колоннадами; трактованы эти пьедесталы как сплошные монолиты, и количество проемов в них невелико; крайние колонны портиков попарно объединены глухими участками стен, что зрительно еще больше утяжеляет колоннады.
Общее впечатление суровой мужественности архитектурных форм смягчается благодаря широкому использованию скульптуры и декоративной лепнины. Нигде не перегружая архитектурную композицию, декоративные элементы вносят в нее те нюансы, без которых она казалась бы и беднее, и однообразнее. Таковы, например, выделяющиеся на фоне стен рельефные вставки между крайними колоннами портиков, венки с гирляндами на аттиках невских павильонов, маски над окнами. В прошлом пластическое убранство фасадов Адмиралтейства дополняли длинные фризы, размещенные в верхней части стен справа и слева от башни и между портиками боковых фасадов. Сейчас на месте этих фризов находятся небольшие квадратные окна третьего зтажа, проделанные в 1830-х годах в нарушение первоначального замысла зодчего.
Существенный ущерб в середине прошлого столетия был нанесен и круглой скульптуре Адмиралтейства, органически включенной в композицию здания. Раньше на пьедесталах перед двенадцатиколонными портиками и у арок невских павильонов располагались аллегорические скульптурные группы. Они были убраны по требованию церковного начальства как несовместимые с канонами православия, когда в одном из корпусов Адмиралтейства устроили церковь. Места скульптур позднее заняли символы флота и моря - огромные якоря парусных судов, пушки, снаряды, якорные цепи.
Но многие скульптурные композиции Адмиралтейства сохранились. Над их созданием работали в свое время крупнейшие русские ваятели. Подчиняясь общему замыслу зодчего, они не только добились единства в трактовке скульптурных и архитектурных форм, но и способствовали более полному раскрытию идейно-художественного значения здания.
Прославление морского могущества России - вот главная тема скульптурного убранства Адмиралтейства. Оно сосредоточено на центральной башне. Среди скульптурных произведений особенно выделяется рельеф «Заведение флота в России» работы И. И. Теребенева, размещенный на аттике кубического основания башни. Здесь изображены Петр Великий и бог морей Нептун, передающий императору свой трезубец - символ власти над морем. Рядом с Петром - аллегорическая фигура России в виде молодой женщины, сидящей под лавровым деревом с рогом изобилия и палицей в руках. Россию славят Минерва, Вулкан и Меркурий; крылатая Слава с развевающимся флагом летит над океаном, волны которого бороздят русские корабли. Композиция построена динамично, но расположение фигур подчинено определенному ритму, что сообщает рельефу необходимую архитектоничность.
Триумфальную тему подхватывают барельефные изображения двух крылатых гениев Славы со скрещенными знаменами над аркой главного входа. Эти барельефы также исполнены по моделям И. И. Теребенева.
По обеим сторонам арки на высоких пьедесталах установлены скульптурные группы, изображающие нимф, поддерживающих земную и небесную сферы. Они высечены из пудостского камня по моделям Ф. Ф. Щедрина. Ваятель передал ощущение размеренного, неторопливого движения величавых женских фигур. Почти без всякого напряжения, легко и свободно несут они гигантские сферы. Эти огромные шары придают обеим группам компактность и монолитность, благодаря чему скульптура хорошо согласуется с монументальными архитектурными формами.
Нетрудно заметить определенную закономерность в пластической трактовке произведений скульптуры, включенных в композицию нижней части адмиралтейской башни: объемность скульптурных изображений уменьшается снизу вверх. Так, группы нимф у подножия башни - это круглые скульптуры, отделенные от стены; гении Славы над аркой даны в высоком рельефе, их сочная пластика контрастно противопоставлена фасадной поверхности; фриз аттика тоже исполнен в технике рельефа, но несколько заглублен в стену, отчего контраст здесь смягчен. Тем самым подчеркивается постепенное «облегчение» архитектурной композиции кверху, столь последовательно выражаемое построением объемов самой башни.
Круглая скульптура использована также в верхних ярусах башни Адмиралтейства. Но она выполняет особую композиционную роль: статуи, поставленные у подножия второго яруса и над колоннами его периптера, помогают лучше связать друг с другом отдельные части сооружения, подчеркнуть динамику их взаимодействия. Наиболее выразительны среди них четыре фигуры - Ахилл, Аякс, Пирр и Александр Македонский, созданные Ф. Ф. Щедриным. Величественные и спокойные, они символизируют уверенность и силу.
Многофигурные рельефы, созданные И. И. Теребеневым, заполняют тимпаны четырех фронтонов на фасадах Адмиралтейства. Все они представляют собой аллегории, насыщенные героическим, патриотическим содержанием. Их отличают красота и совершенство классической формы, строгость ритма, словно подхватывающего ритмическую тему колоннад. На левом фронтоне главного, южного фасада Адмиралтейства помещена композиция «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги». Правый фронтон заполнен барельефом «Фемида, венчающая труды художников». Под «художниками» скульптор разумел в данном случае вообще мастеров своего дела, о чем говорят включенные в композицию атрибуты труда - ткацкий станок и горн, борона и грабли. Аналогичным темам посвящены рельефы на фронтонах западного и восточного фасадов - «Гении Славы, венчающие военные подвиги» и «Гении Славы, венчающие науки».
Богатством декоративной отделки отмечены и интерьеры Адмиралтейства, сохранившиеся от эпохи классицизма. Из них наибольший интерес представляет главный вестибюль, расположенный в правом крыле здания. Особую торжественность придает ему коринфская колоннада, приподнятая на массивной аркаде. К колоннаде поднимается широкая трехмаршевая лестница; у входа на нее помещены фигуры Афины и Геракла, исполненные И. И. Теребеневым.
Исключительно велико, как отмечалось ранее, градостроительное значение Адмиралтейства. В результате перестройки по проекту А. Д. Захарова градоформирующие качества Адмиралтейства были немного усилены. Силуэт башни за счет более отчетливого выделения ярусов значительно активнее вписался в перспективы трех главных лучевых магистралей города. Невские павильоны благодаря компактности объемов, внушительным пропорциям и выразительной пластике фасадов оказались способными играть роль весьма заметных ориентиров в панораме набережных реки. Но особенно ответственное градостроительное значение приобрели протяженные фасады П-образных адмиралтейских корпусов. Четким, хотя и сложным ритмом своих членений они организовали пространство трех площадей, слившихся в одну грандиозную анфиладу. В этом ансамбле, не имеющем себе равных в практике мирового градостроительства, ярче всего проявилась способность мастеров русского классицизма решать пространственные задачи, беспрецедентные по размаху и величию.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Здание Адмиралтейства является одним из лучших архитектурных памятников Петербурга. Кораблик на шпиле Адмиралтейства широко известен как один из символов города на Неве. Само слово «адмиралтейство» означает место строительства и ремонта военных судов. Первая верфь в Петербурге построили уже в июне 1703 года на месте будущего Кронверка Петропавловской крепости. Однако городу требовалась большая адмиралтейская верфь. По распоряжению Петра I новая верфь должна была быть построена на острове между Невой и рекой Мья (ныне река Мойка). Этот остров стал именоваться Адмиралтейским.

5 ноября 1704 года была заложена верфь-крепость, построенная по генеральному плану-чертежу, собственноручно выполненному Петром I. Адмиралтейская верфь, построенная по плану буквой «П», имела примерно 425 метров в длину и 213 в ширину. В самой глубине двора располагалась «государева контора» - Адмиралтейский дом, от которого тянулись одноэтажные деревянные боковые корпуса. В 1711 году в центре главного фасада построили башню со шпилем, в которой спустя семь лет разместилась Адмиратейств-коллегия – высший орган управления флотом. Во внутреннем дворе Адмиралтейства располагались эллинги – помещения или помосты, где строились или ремонтировались корабли. Здесь так же находилась камора, в которой работали корабельные архитекторы и чертежники.

Поскольку Петербург в то время жил под постоянной угрозой нападения шведов, вокруг Адмиралтейства построили крепостную стену с пятью земляными бастионами и глубоким сухим рвом, на дне которого стояли ряды заостренных кольев. По периметру верфи-крепости прорыли от Невы два канала – внутренний и внешний. Через год строительство Адмиралтейства было почти закончено. Чтобы образовалось свободное пространство для обстрела из крепостных орудий, до реки Мойки (Мьи) был вырублен лес. Вскоре это место стало называться Адмиралтейским лугом. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло в общей сложности 262 военных корабля. При этом каждая закладка или спуск корабля на воду сопровождались залпами салюта, пушечными выстрелами, криками «ура» и всеобщим праздником.

От Адмиралтейской верфи до Новой Голландии в 1717 году прорыли Адмиралтейский канал, по которому к верфи доставлялся лес для постройки кораблей. На острове Новая Голландия, образованном рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами, размещались склады, специально устроенные в стороне от верфи, чтобы избежать пожаров. К 1727 году здание Адмиралтейства сильно обветшало, и его решили перестроить в камне. По проекту архитектора И.К. Коробова здание было украшено стройной башней, увенчанной красивым шпилем. Коробов заново создал весь комплекс Адмиралтейства, сохранив архитектурный силуэт здания петровского времени.

В начале XIX века, когда менялся облик Петербурга, здание Адмиралтейства, на фоне Зимнего дворца с одной стороны, и Медного всадника с другой, стало выглядеть достаточно скромно. Работы по перестройке здания поручили выдающемуся архитектору А.Д. Захарову. Строительство велось с 1806 по 1823 года. Третье по счету, современное нам, здание Адмиралтейства состоит из двух П-образных корпусов – внешнего и внутреннего. Центральный фасад здания, протяженностью более четырехсот метров, украшен шестью многоколонными портиками. В центре фасада располагается многоярусная башня с въездной аркой, украшена колоннадой и увенчанная куполом со шпилем.

Здание, выполненное Захаровым в стиле русского классицизма, стало выглядеть гораздо более торжественно. Адмиралтейство стало трехэтажным, здание украшают 56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений. Над въездной аркой центральной башни Адмиралтейства располагаются две летящие славы со склоненными знаменами. Выше них – горельеф «Заведение флота в России». Еще выше, на парапете башни, находятся изваяния древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. В сторону Зимнего дворца обращены четыре статуи, олицетворяющие главные направления ветра (северный – Борей, западный – Нодир, южный – Зефир, восточный – Нот), и изображения двух богинь – Изиды и Урании (покровительниц кораблестроения и астрономии). Их двойники также смотрят и в сторону Медного всадника. Центральная башня Адмиралтейства увенчана позолоченным куполом с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра.

Вся история Адмиралтейства неразрывно связана с флотом. В разное время в нем располагались различные морские и учебные учреждения: Адмиралтейств-коллегия, Морское министерство, Училище корабельной архитектуры, Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх