Животные весной. Особенности поведения рыбы в воде Э

Логопед. Скажите, ребята, а рыбы умеют говорить? Как вы думаете, что бы они могли нам рассказать, если бы вдруг могли заговорить?

Давайте попробуем придумать небольшие рассказы из жизни рыб. У каждой команды есть картинки с изобра­жениями рыб. Вам нужно посоветоваться и выбратъ одну крупную хищную рыбу и одну маленькую. После этого нужно выставить изображения этих рыб на доску, и от имени каждой рыбки участники команды должны соста­вить рассказ об их жизни. Чтобы вам было легче, давайте придерживаться картинного плана.

В зависимости от количественного состава группы каждый ребенок составляет предложения по одному-двум пунктам плана.

Логопед. Не забывайте о том, что за каждый составлен­ный рассказ вы получите по два жетона. Но всегда за пол­ное «красивое предложение», сравнение или речевой оборот каждый из вас может получить призовые жетоны. Посмот­рим, какая команда сегодня будет победительницей.

Пример составленного рассказа:

- Здравствуйте, меня зовут Окунь.

- Здравствуйте, а я - хищная рыба Щука.

- Я живу в чистой просторной реке, люблю заплывать на глубину.

- А я люблю плавать у самого берега и прячусь за водо­рослями и корягами.

- Я редко вырастаю до больших размеров. У меня есть небольшая короткая голова и туловище с красными плав­ничками. Оно покрыто серебристой чешуей, похожей на монетки. Еще у меня есть хвост.

- А я могу вырасти и стать очень крупной. У меня вы­тянутая голова, с острыми, как бритва, зубами и длинное туловище с серовато-красными плавниками и мощным, хвостом. Мое тело покрыто мелкой зеленоватой чешуей, делающей меня незаметной для других рыб.

- Я люблю кушать разных жучков, речных рачков, во­доросли.

- А я с удовольствием охочусь за мелкими рыбками, да и окуньков очень люблю...

- Окуни откладывают икру на водоросли. Из нее по­том выводятся мальки, которые постепенно растут и превращаются во взрослых окуней.

- А мои щурята тоже выводятся из икры. Сначала они очень тоненькие, как карандашики.. А затем набира­ют вес и превращаются в красавиц-щук.

- У окуней много врагов. На нас охотятся хищные рыбы, нас ловит удочками и сетями человек...

- А щуки - сами хищные рыбы. Но и мы попадаемся человеку в сети и на удочку.

Таким образом, дети составляют три коллективных рассказа от име­ни шести рыб.

Логопед. Пришла пора возвращаться из подводного царства рыб домой.

Логопед благодарит всех детей за составленные расска­зы. Подсчитывает фишки вместе с игроками каждой ко­манды, определяет победителей. Все поздравляют удачли­вых рассказчиков, аплодируют им.

Занятие 26. «На лесной полянке»

Цель: Составление рассказов-описаний насекомых по пред­метным картинкам и опорному плану.

Задачи:

Активизировать словарь по теме;

Уточнить названия, внешние признаки, строение на­секомых;

Упражнять детей в подборе слов-определений к каж­дому насекомому;

Учить детей угадывать насекомых по совершаемым ими действиям;

Развивать произвольное внимание и словесно-логи­ческое мышление детей;

Воспитывать любовь и бережное отношение к краси­вым местам родной природы и их обитателям.

Оборудование: магнитно-маркерная доска с нарисован­ной на ней лесной полянкой; демонстрационные и раздаточные картинки с изображением насеко­мых (бабочка, пчела, муха, стрекоза, божья ко­ровка, муравей и др.); опорный картинный план 6 (иллюстрация 6); мягкая игрушка Кот ученый, тексты загадок о насекомых.

Ход занятия -

I. Интеллектуальная разминка

Логопед (загадывает детям загадку).

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает -

Когда это бывает? (Весной.)

Логопед. Какие приметы весны вы знаете?(Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетают перелетные птицы, зимовавшие в теплых краях.)

С началом весны возвращаются перелетные птицы. По­чему они возвращаются? (Корма стало достаточно: поя­вились насекомые.)

В загадке есть слова: «ожил лужок», а что это значит, как он «ожил»? (Дети говорят о прорастающей травке, появившихся насекомых.)

II. Основная часть занятия

Вводная часть.

Логопед. Сегодня мы с вами совершим путешествие на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают.

Садитесь на свои места и представьте, что мы едем в ав­тобусе, а чтобы было нескучно, я расскажу вам о насеко­мых, за которыми мы едем наблюдать.

Насекомые.

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда на­звание «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые быва­ют большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой обо­лочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голо­ва, грудь и брюшко. Обычно у них две пары крыльев, хотя у мух, например, только одна.

Насекомые появляются на поверхности земли только тогда, когда тепло - весной или летом.

Яркая окраска многих насекомых предупреждает дру­гих животных о том, что они несъедобны. Многие насеко­мые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов (ба­бочки, кузнечики).

Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеют­ся вредители - переносчики болезней человека и живот­ных; есть и полезные - опыляют растения, дают продук­ты и сырье (мед, воск, шелк). Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «трудолюбивый, как пчела», «назойливый, как муха».

Отгадывание загадок.

Логопед. Вот и лесная полянка!

Логопед открывает магнитно-маркерную доску с нарисованным на ней изображением полянки.

Логопед. Но почему-то на полянке никого нет! Посмотри­те-ка, ребята, к нам на встречу вышел Кот ученый. Сейчас у него мы все и узнаем.

Логопед показывает детям игрушку и берет у нее конверт с зада­ниями.

Логопед. Кот решил задать вам вопросы и загадать за­гадки. Если вы сможете справиться с его заданиями, на­секомые перестанут прятаться и вернутся на лесную по­лянку.

Вопросы Кота ученого:

Какие насекомые появляются весной первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.)

Когда появляются первые весенние цветы, насеко­мых становится больше. Почему? (Есть корм - нек­тар цветов. Насекомые начинают размножаться.)

Какие стадии развития насекомых вы знаете? (Яйцо, личинка или гусеница, куколка, взрослое насекомое.)

Но не у всех насекомых бывают куколки. У кого их нет? (У кузнечиков.)

Какую роль в природе играют насекомые? (Они опыляют растения, служат пищей для различных птиц, зверей.)

Почему насекомые откладывают много яиц? (Боль­шая их часть погибает, их клюют птицы, уносят муравьи.)

Логопед. А теперь Кот загадает вам загадки. Кто отгада­ет загадку и ответит на вопросы Кота, тот получит картин­ку с изображением этого насекомого.

По ходу отгадывания детьми загадок логопед параллельно выстав­ляет демонстрационные картинки с изображениями насекомых, до­полняет ответы детей рассказами об особенностях этих насекомых. Логопед может выдать детям вырезанные по контуру картинки-отгадки, к обратной стороне которых приклеен кусочек магнитной ленты. Эти картинки дети потом крепят на «лесную полянку».

1. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Вопрос Кота ученого . Как питается бабочка? (Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.)

Комментарий логопеда. Крылья бабочки очень кра­сивы. Они покрыты маленькими тонкими чешуйками, которые бабочке помогают летать. Если хотя бы часть че­шуек сотрется, насекомое потеряет способность к полету и погибнет. Поэтому не стоит ловить этих красавиц, лучше любоваться ими издали.

2.Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела)

Вопрос Кота ученого. Почему это насекомое так за­метно окрашено? (Пчела как бы предупреждает всех: не троньте меня, а то ужалю!)

Комментарий логопеда. Пчела собирает сладкий сок- нектар с цветков. Так что пчелы и растения - большие друзья. Пчелы- насекомые, которых смог приручить человек. От пчел человек научился получать ценный про­дукт-мед.

3.Летом целый день летает,

Вам надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Вопрос Кота ученого. Почему муха считается вредным насекомым?(Она переносит на лапках грязь и вредные микробы.)

Комментарий логопеда. Муха - это очень вредное насе­комое. На своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закры­вать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью.

4.Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

Это - девчонка,

В поясе - тонка,

Огромные очи.

Летит - стрекочет. (Стрекоза)

Вопрос Кота ученого . Сколько крыльев и сколько ла­пок у стрекозы? (У нее четыре крыла, шесть лапок.)

Комментарий логопеда. Однажды ученые проделали такой опыт: пойманную стрекозу вволю кормили муха­ми. За один присест она съела сорок мух! Стрекозы мо­гут летать с огромной скоростью, мгновенно менять на­правление, неподвижно висеть в воздухе. А глаза стрекоз состоят из огромного количества расположенных близ­ко друг к другу маленьких глазок. Стрекозы замечают все- и то, что делается впереди, и то, что происходит по сторонам и позади.

5.Лесная «коровка»,

Черная головка,

Крылья - красные,

на крыльях точки-пятнышки.

(Божья коровка)

Вопрос Кота ученого. Почему божья коровка так назы­вается? (Она выделяет для защиты особое молочко оран­жевого цвета. Яркая окраска напоминает птицам, что божьи коровкине очень приятны на вкус.)

Комментарий логопеда. Божьи коровки - хищники, причем очень прожорливые. На обед и на ужин они с удо­вольствием поедают тлей, которые живут на садовых дере­вьях. Поэтому люди давно считают божьих коровок свои­ми помощниками.

6.На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

Они - лесные жители,

Дружные строители. (Муравьи)

Вопрос Кота ученого. Почему муравьев называют «са­нитарами леса»? (Муравьи - полезные насекомые. Они уничтожают большое количество вредных насекомых.)

Комментарий логопеда. Муравей - очень сильное насе­комое. Он способен поднять груз, в 100 раз превышающий его вес. Лес считается здоровым, если в нем много муравейников.

Логопед. Давайте заселим нашу лесную полянку насеко­мыми. . .

Дети, отгадавшие загадки, выставляют на «Лесную полянку» выре­занные по контуру картинки с изображениями насекомых,

Физкультминутка. Игра на внимание «Муравей - куз­нечик - бабочка». По команде логопеда «Муравей» дети приседают, по команде «Кузнечик» прыгают, по команде «Бабочка» - «летают».

3. Составление рассказов-описаний насекомых по пунк­там картинного плана.

Логопед. Кот ученый просит вас выполнить его послед­нее задание - составить рассказы-описания о запомнив­шихся вам насекомых. Ведь все насекомые такие разные! Составьте рассказ о любом насекомом по картинкам наше­го плана.

Выставляется картинный план. Желающие составляют рассказы- описания насекомых. За каждый рассказ логопед награждает ре­бенка специальными и призовыми фишками.

Логопед. Кот ученый благодарит вас за рассказы, ему они очень понравились! Все насекомые вернулись на лес­ную полянку. А теперь нам с вами пора возвращаться домой...

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия, благодарит детей за старание, отмечает наиболее удачные рассказы детей. Под­считывает фишки детей, определяет победителей. Логопед и дети аплодируют им.

Занятие 27. «Путешествие к далеким планетам»

Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.

Задачи:

Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Освоение космоса человеком»; словарь антонимов;

Учить детей составлять рассказы о неизученных пла­нетах и их жителях по опорному картинному плану;

Упражнять детей в подборе слов-определений к каж­дой планете;

Развивать внимание, память детей;

Развивать произвольное внимание, логическое мыш­ление и фантазию детей.

Оборудование: картинки с изображениями планет Солнеч­ной системы (иллюстрация 30), звездного неба, ви­дов из космоса, портрет Ю.А. Гагарина, три конвер­та с лежащими в них изображениями неизведанных планет (иллюстрации 64-66), опорный картинный план 7 (иллюстрация 7); «космическая музыка» (на выбор логопеда), магнитофон, мяч, магнитно-мар­керная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед. Мы с вами совершим космическое путешест­вие. Но сначала давайте подготовимся к нему.

Игра с мячом «Назови планеты». Дети стоят полукру­гом перед логопедом. Логопед называет первый слог назва­ния планеты, а ребенок, которому передали мяч, - полное название планеты. Например: «Неп...» - «Нептун»

Игра с мячом «Скажи наоборот». Дети стоят полукру­гом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, назы­вает словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Близкая планета. - Далекая планета.

II. Основная часть занятия

Вводная беседа.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о не­обычном празднике - Дне космонавтики.

Для нас уже кажется привычным то, что с Земли стар­туют космические корабли, а космонавты месяцами жи­вут на космических станциях, выходят в открытый космос и даже осуществляют стыковки космических аппаратов... Но совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике.

Сначала в космос на космических аппаратах запускали животных. А 12 апреля 1961 г. впервые в мире на косми­ческом корабле «Восток» совершил полет первый космо­навт планеты. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. Его по­лет длился 108 минут. Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: «Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!»

В мире существует более 40 тысяч различных профес­сий. Но профессия космонавта считается одной из самых трудных и опасных. Как вы думаете, почему? (Дети дают ответы.)

А какими качествами должны обладать космонавты? (Они должны быть умными, смелыми, выносливыми, тру­долюбивыми, сообразительными...)

Космонавты ежедневно занимаются физической под­готовкой и закаливанием, тренируются на специальных аппаратах и тренажерах. Еще они посещают занятия по астрономии, ракетной технике, устройству космического корабля и его различных систем.

В космосе все предметы находятся в состоянии неве­сомости. Человек не чувствует веса своего тела, парит в воздухе, как пушинка, и может свободно перемещаться по ракете. Вокруг него летают незакрепленные предметы. А пролившиеся капли жидкости принимают форму ша­риков. Чтобы космонавты не испытывали трудностей при приеме пищи, для них даже изобрели специальное пита­ние. Все блюда - от судов до чая, - для космонавтов рас­фасовывают в специальные тюбики, похожие на тюбики с зубной пастой...

Космонавты проводят различные исследования в кос­мосе, изучают звезды и планеты.

2. Составление фантастических рассказов о неизученных планетах.

Логопед. Многие ученые верят в то, что и на других пла­нетах есть жизнь, есть наши братья по разуму. Им даже придумали название- инопланетяне. Давайте предста­вим себе, что вы стали космонавтами и обнаружили жизнь на других планетах.

Для этого сначала вам нужно разделиться на три ко­манды - три космических экипажа. Каждый экипаж по­лучит задание в центре управления полетами - ЦУПе.

Дети делятся на три команды, подходят к логопеду за заданием.

Логопед. Возьмите конверты с заданиями. Ваши косми­ческие экипажи должны будут полететь на своих ракетах к далеким неизученным планетам и подружиться сих обитателями. Рассмотрите планеты, дайте им названия и отправляйтесь на космодром.

Физкультминутка. Развитие мимических и пантоми­мических движений, релаксация.

Дети, согласно своим «экипажам», образуют три круга, держатся за руки, приседают перед стартом. Логопед включает «космическую музыку».

Логопед.Закройте глаза и представьте, что три ваши ра­кеты на старте. Все системы включены. Идет отсчет вре­мени: «Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Старт!»

Поднимитесь на ноги, поднимите руки вверх... и вот вы уже летите в открытый космос. Представьте, что вы ока­зались в невесомости и можете свободно перемещаться по ракете.

Логопед. Что вы видите вокруг себя? Саша, что ты уви­дел? Света, а ты? (Вокруг нас парят различные неприкреп­ленные предметы...)Что вы слышите? Что ощущаете?

И вдруг экипаж каждого корабля видит в иллюминато­ры незнакомую планету. Представьте, как она выглядит. Каждая ракета начинает спуск к незнакомой планете...

Логопед выключает музыкальное сопровождение.

Логопед. Откройте глаза. По изображениям планет, ле­жащих в каждом конверте, и опорному картинному плану вам нужно составить рассказы о планетах и их обитате­лях. Посовещайтесь друг с другом и решите, кто будет на­чинать рассказ, кто -.продолжать, а кто - заканчивать.

Не забывайте, что за каждый рассказ вы получите кос­мические фишки, а за каждое полное и «красивое» пред­ложение или сравнение, речевой оборот вы сможете полу­чить призовые фишки.

Дети каждой команды составляют рассказы по пунктам плана.

Заключительное слово логопеда о планете Земля.

Логопед.Нам пора в обратный путь. Вернитесь на кос­мические корабли. Отправляемся на нашу родную Землю.

Дети снова образуют на ковре три круга, согласно экипажам, бе­рутся за руки, приседают перед стартом. Логопед включает «кос­мическую музыку».

Логопед. Закройте глаза. Ракеты на старте. Все системы включены. Идет отсчет времени; «Десять,; девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, Старт!» Подни­митесь на ноги. Мы уже летим в космосе и приближаемся к Земле... Внимание, начинаем снижение!

Логопед выключает музыку.

Логопед. Откройте глаза. Вот мы и дома.

Земля - планета, на которой мы живем. Часто ее на­зывают «Голубая планета». Поверхность земли затянута облаками и грозовыми тучами облаками. Эта планета - единственная, из пока известных нам, обладающая ат­мосферой. На ней можно дышать. Большая часть планеты покрыта водой. Юрий Алексеевич Гагарин сказал такие слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приум­ножать эту красоту, а не разрушать ее!» Давайте всегда помнить его слова и беречь нашу чудесную планету.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки, заработанные каждым экипажем. Определяет космонавтов, успешнее других вы­полнивших задание. Все аплодируют им.

Занятие 28. «Скворцы прилетели»

Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

Развивать долговременную память, словесно-логи­ческое мышление и произвольное внимание;

Учить детей составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова-подсказки логопеда;

Учить детей обогащать повествование рассказа выра­зительными средствами русского языка (однородны­ми членами предложения, эпитетами, синонимами);

Стимулировать положительные эмоции детей;

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: серия сюжетных картин «Скворцы приле­тели» (1-4), рисунки-пиктограммы.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям рассмотреть ССК и расставить в логической последовательности картины серии на доске. Нужно придумать название рассказу, рассмотреть рисунки- пиктограммы и составить с их помощью план рассказа.

II. Основная часть занятия

Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).

Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продол­жите мои предложения.

Упражнение выполняется по подсказке логопеда - одному данно­му слову.

Картина 1: Дети... Учитель... Ребята... На столе...

Картина 2: Мальчики... Девочки... Получились...

Картина 3: Дети... К стволам... Мальчики... Девочки... Учитель...

Картина 4: Учитель... В скворечнике... Скворцы... Ребя­та...

В процессе составления предложений проводится обсуждение ва­риантов и выбор наиболее удачных.

Физкультминутка.

2. Введение в предложения однородных членов, синони­мов, эпитетов.

Речевое упражнение «Скажи иначе» (на подбор синони­мов). Дети по очереди называют слова, близкие по значе­нию (синонимы), к каждой картине.

Картина1: Ребята решили скворечники построить (сконструировать, сделать, смастерить)... Учителя слу­шали заинтересованно (внимательно, сосредоточенно)... Инструменты на столе лежали (находились, располага­лись, размещались)...

Картина 2: Работа началась (закипела, пошла)... Ребята трудились (делали скворечники, мастерили)...

Картина 3: День погожий (светлый, теплый, ясный)... Скворечники вешали (прикрепляли, закрепляли)...

Картина 4: Скворцы прилетели (прибыли, поселились, обживают новый скворечник)... Дети радовались (весели­лись, были счастливы)...

3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествова­тельным планом и картинами серии.

Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (прини­мают участие все дети).

Логопед дает детям установку на внимание: необходи­мо следить за рассказом товарища и быть готовым продол­жить.

III. Подведение итогов занятия

Логопед. Ответьте на мои вопросы. Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова запомни­ли? Как в рассказе дети отнеслись к птицам? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.

Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее актив­ных рассказчиков.

  • Анализ изложения элементов комбинаторики, теории вероятностей, статистики в различных УМК
  • Антитромботическая терапия при различных подходах к реперфузионному лечению ИМпST
  • Биофармация - это наука, изучающая зависимость терапевтического действия лекарственных препаратов на организм от различных факторов (фармацевтических, биологических и др.).

  • ПРОГУЛКА ТРЕТЬЯ

    ПРИРОДА ВЕСНОЙ

    Встреча 44. КАК МЕНЯЕТСЯ ЖИЗНЬ РЫБ ВЕСНОЙ?

    Ты узнаешь, что весной у рыб происходит нерест - период размножения.

    Вспомни! Как зимуют рыбы?

    О важных событиях в весеннем жизни рыб рассказывает наш друг - Карасик Золотенко:

    Только на водоемах растает лед, прогреется вода, рыбы поднимаются со дна водоемов ближе к поверхности. Скоро начнется период размножения - нерест. Рыбы ищут укромные места для откладывания икры. Любят чешуйчатые выбирать тихие заводи под берегами, или заросли густой водной растительности. То есть места, где нет бурного течения, которое могло бы смыть икру. Сазаны, речной окунь, сом лучших мест для нереста не выискивают: размножаются там, где живут.

    Сазан Речной окунь Сом

    У многих рыб во время нереста значительно изменяется внешний вид. У самцов наших обычных речных рыб - лещей, ярче окраска, меняется даже форма тела!

    Первыми идут на нерест щуки, сразу как закончится ледоход. Потом наступает время нереста у леща, плотвы, окуня. Когда хорошо прогреются водоемы, пойдут на нерест

    карпы, караси и лини.

    Щука Лещ Карась

    В основном после нереста рыбы не заботятся о своих будущих потомков, роняя икру на произвол судьбы. Но это не касается сома. Сом на дне водоема выкапывает небольшую ямку для икринок. А потом самец и самочка охраняют ее. Мальки речных рыб держатся стайками и в основном обходятся без опеки взрослых. Мальков бывает очень много, но взрослеют не все. В течение «детства» на мальков отовсюду ждет опасность: пересыхание и загрязнение водоемов, охота на них хищных рыб и зверей.

    Памятка друга природы

    Период размножения - нерест - особенно важный для жизни рыб. От того, как он пройдет, зависит численность рыбы в наших водоемах! Во время нереста вылов рыбы запрещен!

    Фотозагадка. Узнай рыбу.

    Задание для друга природы.

    Подготовь вопросы и ответы для телеигры «самый Умный» о жизни рыб весной.

    Времена года играют огромную роль в жизни животных. Для них каждый сезон является периодом определенной деятельности. Если человек может перенести свои планы или изменить образ жизни, то животные на это не способны. Жизнь по правилам природы у них в крови.

    Весна

    Как животные встречают весну

    Весна для всех животных является периодом новой жизни. После долгой и спокойной зимы, все представители животного мира начинают активно готовиться к наступлению жаркого лета.

    Весенние дни в жизни животных сопровождаются сменой шерстяного покрова - с зимнего на летний. Свою серую шкурку белки меняют на ярко-рыжую. Их все чаще можно встретить в парках. Белочки скачут по деревьям в поисках пищи.

    После зимней спячки просыпаются бурундуки. Внешне его можно спутать с белкой, но главным отличием являются пять темных полос на спинке. Бурундуки запасаются пищей еще с зимы, до того, как они впали в спячку. Поэтому эти животные с приходом весны не озадаченны поисками того, чем можно насытиться.

    А вот медведи, также впадающие в зимнюю спячку, не заботятся о том, чем будут питаться после долгого сна. Поэтому весной они выходят из своих берлог в поисках еды.

    Для волков весна является временем, когда у них выводится потомство. Маленькие волчата находятся в логове родителей до того времени, пока у них не появится зрение, чтобы хорошо ориентироваться в пространстве. Будучи маленькими, они очень похожи на лисят, только кончики хвостов у них не белые, а серые.

    Зайцы начинают линять, меняя свою зимнюю белую шкурку, на серую и менее теплую. Также и енотовидные собаки, просыпаясь после зимней спячки, меняют свой окрас на менее примечательный. Цвет шерсти имеет большое значение. Зимой шкурки белые, это дает возможность слиться с белоснежным покровом земли, если рядом охотится хищник. Серая шерсть летом также служит неким камуфляжем.

    Ранней весной просыпаются ежи, ведь в апреле им предстоит выводить потомство.

    Лето

    Жизнь животных летом

    Лето является самым благоприятным периодом в жизни животных. Долгие солнечные дни, тепло и достаток пищи, несомненно, радуют зверей. В это время года они особенно активны. Они еще не готовятся к зиме, но подготавливают к суровому периоду свое потомство. Поэтому звери находятся в постоянном поиске пищи для своих детенышей, чтобы насытить их полезными веществами и витаминами.

    Травоядные млекопитающие временами выходят из ареалов своего обитания, потому что повсюду растет то, чем они питаются. Свежие сочные листья позволяют им запастись полезными веществами впрок.

    Для птиц лето является пиром, ведь они могут найти лакомство абсолютно везде. Мошки, черви, гусеницы, рыбки - все это является их пищей в летнее время. Также пернатые являются помощниками огородников. Они съедают всех вредителей, способных уничтожить урожай.

    Несмотря на то, что лето является самым активным периодом в жизни животных, есть одно исключение. Суслики предпочитают отдыхать в эти теплые дни. А для насыщения жизненной энергией, они ночью выходят на охоту.

    Самыми активными животными в летний период являются белки, волки, медведи, различные грызуны. Также эту пору любят: жирафы, верблюды, гиены, гепарды, обезьяны и многие другие.

    Осень

    Изменение в жизни животных осенью

    Осень является периодом подготовки к зимним холодам. От того, как они проживут осень, что успеют сделать за это время, зависит их жизнь зимой. Мохнатые, пернатые, хищники - все должны с ответственно отнестись к этой подготовке, ведь на кону стоит их собственная жизнь и жизнь потомства.

    Самыми первыми приход холодов чувствуют насекомые. Они начинают строить себе норки, искать убежища, которыми чаще всего приходятся опавшая листва или древесная кора. Здесь они и проведут всю зиму.

    У бабочек есть свой способ пережить холодный период - они превращаются в куколок.

    Также одними из первых прячутся жабы, лягушки, змеи и ящерицы. Некоторые лягушки живут поближе к водоемам, чтобы с наступлением холодов, нырнуть в них и проспать на дне, пока не вернутся теплые дни. А вот жабы наоборот, прячутся на суше. Их зимним пристанищем являются корни деревьев или норки грызунов.

    Лесные звери в осенний период начинают часто и сытно питаться, ведь им необходимо накопить запас веществ и жира, который поможет им выжить в суровые морозы.

    А белки, мыши и кроты начинают запасаться пищей впрок. Они несут в дом как можно больше орехов, ягод и шишек.

    Большинство животных проживают естественный процесс предзимней линьки. Они вновь меняют свои шкурки на более теплые и менее приглядные.

    Зима

    Как зимуют животные

    Как правило, зимуют только те животные, которые на это способны. А те, кто категорически боится холодов, сбегают в южные края.

    Жизнь животных в зимнее время замирает. Осенью все подготовили для себя убежища, в которых теперь они живут. Холода не страшны для тепло одетых в свои шкурки: зайцев, белок, песцов, лисиц, волков, лосей и многих других.

    А некоторые просто засыпают: еноты, сурки, бурундуки, барсуки, медведи и другие животные.

    Моллюски зарываются на зимовку в ил. Также норки для себя приготовили осы, шмели, тарантулы.

    Тритоны прячутся на берегу, в толстом слое опавших листьев или ветвистых корнях деревьев.

    Сон в зимнее время предпочитают суслики, хомяки и тушканчики.

    В конце августа — начале сентября суслики, хомяки, тушканчики забираются в свои глубокие норы и засыпают.

    В видеофильме дети 5-10 лет увидят и половодье в лесу, и волков на охоте, и как вылезает из берлоги медведь, и многие другие весенние явления в природе. Этот фильм сделан на студии учебных фильмов для детей и построен как диалог ребенка и взрослого. Ребенок наблюдает за животными и задает вопросы взрослому, взрослый отвечает на его вопросы и дает интересную дополнительную информацию. Посмотрите фильм с детьми. Фильм очень качественный и сделан профессионально с учетом всех требований к познавательным фильмам для детей. Приятного просмотра и новых открытий!

    Для любознательных: о лесных детенышах и их мамах. Интересная информация о животных весной

    Зайцы весной

    Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.

    У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

    Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.

    Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

    Белки весной

    У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа — белка не живет с семьей, он живет отдельно.

    Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.

    Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

    Ежи весной

    В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

    Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

    Медведи весной

    В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

    Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

    Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

    Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.

    Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

    Творческое задание «Неумытый Енотик». Прочитайте детям замечательную сказку об Енотике. И придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта история.

    Э. Шим «Кто на кого похож?»

    «Маленький Енотик прибежал домой, а мама так и ахнула:

    — Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?

    — А я муравейник ворошил.

    — Почему лапы в болотной тине?

    — А я за лягушкой гонялся.

    — Нос почему в земле?!

    — Я жука выкапывал…

    — Нет, Вы только посмотрите на него! – мама говорит. – Разве так порядочные звери выглядят?

    А как порядочные звери выглядят?

    — У порядочных зверей шёрстка блестит, носы вылизаны, коготки вычищены! А ты погляди-ка на себя!

    — Я хотел поглядеть, — Енотик отвечает, — да только не дали.

    — Кто не дал?

    — А Медведица. Я не речку пришел, к воде спустился – вдруг Медведица с медвежатами! Страааашная такая! Злю-ю-ущая!

    — Да ты знаешь, зачем она на речку пришла?

    — Не знаю. Я скорей убежал.

    — Она медвежат купать привела. И ей стыдно, когда дети чумазые!

    — Вот оно что… — говорит Енотик. – Теперь понимаю. А то я догадаться не мог, почему она лапой машет и рычит: «Ах ты, чумичка, ах ты Енот неумытый!»

    Вопросы для детей:

    1. Почему Енотик не смог посмотреть на себя – на своё отражение в воде?
    2. Зачем Медведица на речку пришла? Почему Медведица рычала и сердилась?
    3. Что дальше сделал Енотик, когда он узнал, почему Медведица сердилась и ругалась «Енот неумытый»?
    4. Придумайте вместе с детьми, чем закончилась эта история. (Например, побежал быстро Енотик на речку, умылся, причесался, коготки почистил. Вернулся домой, даже мама его не узнала, и очень порадовалась…)

    Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.

    Медвежонок – пестун хоть и старший медвежонок, но поиграть очень любит. Прочитайте ребенку диалог Сороки и Медвежонка – пестуна:

    Э. Шим «Сорока и медвежонок»

    «- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

    — Ты ее в дугу сгибаешь?

    — Ты ее ободрать хочешь?

    — Отстань ты, Сорока. Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграться, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!»

    Лисы весной

    Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

    К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

    Волки весной

    Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.

    Лоси весной

    Весной у лосихи рождается 1- 2 лосенка. Мама – лосиха облизывает их после рождения, и они сразу же встают на ножки. А уже через 3-4 дня маленькие лосята бегают за мамой! Долго кормит их мать – лосиха своим молоком, а лосята растут как богатыри – не по дням, а по часам!

    Барсуки весной

    Барсук просыпается и вылезает из норы. Барсук – это очень аккуратное и чистоплотное животное. Поэтому он весной принимается за ремонт своего дома, обновляет свою подстилку, чистит ходы, выбрасывает мусор.

    Весной барсук есть всё съедобное, что может найти, так как ему нужно быстро восстановить силы после зимней спячки. Ест он личинки, дождевых червей, мышей, разоряет гнезда птиц.

    В апреле у барсучихи рождаются 3-6 барсучат. Она их воспитывает одна. Несколько дней она вообще не выходит из норы, потом выходит, но ненадолго. Чтобы малыши росли быстрее, барсучиха их по одному выносит на солнышко на свежий воздух – возьмет в зубы, принесет и положит рядышком под кустик или под дерево. Когда барсучатам исполняется два месяца, они выходят из норы сами.

    Рыбы весной

    Весной лед на реке тает, и по нему уже нельзя ходить. А потом и вовсе начинается ледоход. Все обитатели водоемов радуются тому, что под водой стало светло. Рыбы выплывают на мелкие места, где вода более прогрета солнцем.

    Весной рыбы начинают расти, причем их чешуйки нарастают колечками. И по их числу можно определить, сколько рыбе лет.

    В мае рыбы мечут икру. Из нее появляются мальки.

    Сначала мальки голые, без чешуи, потом у них вырастает чешуя. Прежде всего вырастают грудные плавники будущей рыбки, потом – плавники на спине, а потом уже на животе. Когда мальки подрастут, у него появляется хвост.

    Мальки прячутся от своих врагов в темноту. У некоторых рыб мальки прячутся родителям в рот и сидят там в безопасности. Иногда мальки прячутся рядышком с родителями, присасываясь к их боку и уплывая от опасного места подальше.

    Перелетные птицы весной: логические задачи для детей

    Логическая задача 3. Каждому – свой срок. Птицы весной


    Каждая птица прилетает к нам в «своё время». Вот как об этом написано в рассказе Н. Сладкова:

    Н. Сладков. Птицы весну принесли

    «Грачи прилетели — проталины принесли. Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи. Зяблики появились — зелёная травка заворсилась.

    Весна так и делается: каждый понемножку».

    Почему у каждой птицы свой срок прилета? Попробуйте догадаться сами вместе с детьми.

    А поможет Вам догадаться, в чем причина, сказочный диалог в лесу «Коростель и грач» (Э.Шим)

    «- Коростель, ты чего запоздал, из теплых краев так поздно прилетел?

    — А я ждал, пока мой дом подрастет.

    — Как это, дом подрастет?!

    — Ты на дереве, Грач, живешь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастет!»

    Еще одна подсказка – первыми возвращаются к нам те птицы, которые улетели последними осенью. И наоборот, последними уже почти летом возвращаются к нам те птицы, которые в начале осени первыми улетели от нас. Почему? Давайте вместе с детьми вспомним, почему птицы улетели от нас осенью и не стали с нами зимовать? Они бы замерзли бы, у них не было бы питания. Значит, какие птицы прилетают первыми? Те, кто даже в марте может добыть себе корм.

    А почему ласточки прилетают только в мае? Вспомним, как ласточки перед дождем летают близко к земле – почему они это делают? Потому что ловят насекомых (летом в деревне покажите это явление детям). Ласточки питаются насекомыми. А когда появляются в наших лесах, полях, садах насекомые? В мае. Вот и ласточки прилетают к нам, когда уже появится для них пища.

    Логическая задача 4. Птицы – ревизоры

    «Этих птиц трактористы называют «резиворами». Как только выходят трактора на весеннюю пашню, так эти черные гордые птицы тут как тут – чинно и важно вышагивают за трактором по свежевспаханной полосе, выбирая из земли червяков. Что это за птицы?»

    Почему грачей называют «ревизорами»? Кто такой «ревизор»? Грачи – перелетные птицы или зимующие? Почему грачей люди называют «вестниками весны»?

    Логическая задача 5. Почему у грачей белый клюв?

    Грачи прилетают к нам одни из первых, гордо ходят по полям, ищут червяков, личинок, жуков на проталинах.

    Какого цвета клюв у грача? Белый. А у некоторых грачей клюв … черный!!! Как вы думаете, почему? У этой загадки очень интересная разгадка. И ее расскажет Вам и Вашим деткам старый грач Белый Клюв и молодой грач Черный Клюв (Э. Шим «Черный клюв и белый клюв»).

    Лучше всего разыграть это рассказ с помощью фигурок двух грачей, по-разному раскрашенных.

    «- Грач, ты небось на пожар летел?

    — Почему это – на пожар?

    — Да у тебя нос закопчённый!

    — Почему это – закопченный?

    — У грачей носы белый, а у тебя чёрный! Будто его нарочно коптили!

    — И всё ты врёшь! Нос у меня нормальный! И очень красивый! Просто я еще молодой грач, мало на поле бывал, мало в земле ковырялся… Вот и не успел клюв до блеска начистить!»

    После чтения этого небольшого рассказа – диалога, спросите ребенка, как понять – старого грача мы встретили в деревне весной или молодого? Почему клюв молодого грача назвали «закопченным»? (Поясните ребенку – что бывает на пожаре, что такое «закопченный». Вспомните сажу, которую могли видеть дети на даче, угли от костра, расскажите ребенку, что после пожара остаются только черные угли. А клюв у молодого грача тоже черный. Поэтому и назвали его клюв «закопченым»).

    Занимательная задача 6. Секрет соловья

    Весной соловьи поют. А когда же они едят? Песнями сыт не будешь. Оказывается, у соловушек есть свой секрет. Вот какой:

    «Пел в черемухах соловей. Без передышки пел, звонко и хлестко. Язычок его в широко разинутом клювике бился как колокольчик. Когда только успевает он есть и пить! Ведь песней одной сыт не будешь.
    Свесил крылышки, запрокинул головку, острый клювик его щелкает, как ножницы в руках ловкого парикмахера. Щелкает и выщелкивает такие звонкие трели, что даже соседние листики вздрагивают, и теплый парок вырывается из разгоряченного горлышка.

    …А на парок слетаются комары! Под тугое перо им носа не подточить, так зундят они над разинутым клювиком. Сами в рот так и просятся, прямо на язык сами липнут! Щелкает соловей песни и… комаров. Два дела разом. И одно другому не помеха. А еще говорят, что соловья песни не кормят!»

    (Н. Сладков. Соловей)

    Любознательным: интересные факты о соловьях весной

    В первой половине мая возвращаются к нам соловьи. Сначала прилетают к нам соловьи – самцы и сразу же начинают петь, но поют еще слабо и неуверенно. Их пение – это сигнал для соловьев – самочек. Когда прилетают самочки, начинаются соловьиные песни. Голос этой птички удивительно красив!

    Но не любой соловей научится красиво петь. Учатся петь соловьи целых три года! Лишь на третий год они становятся великолепными певцами. Молодые соловьи учатся петь у своих соседей – старых соловьев. Если соседи поют не очень хорошо, то соловей не обретает своего полного красивого голоса. Как говорится, с кем поведешься – от того и наберешься. Эта пословица в прямом смысле относится к «музыкальной школе пения соловьев», в которой опытные соловьи учат пению молодых соловушек.

    Обычно Соловьиный день отмечают 15 мая – это время солнечной теплой весны и соловьиных песен. В народе говорили так: «Соловьи прилетают тогда, когда они смогут напиться росы или дождевой воды с березового листа».

    В мае – июне соловьи начинают вить гнезда. Гнездо делается из трав, шерсти, сухих листьев. Самочка насиживает яйца две недели.

    В июне рождаются птенцы. В это время заканчиваются сольвьиные концерты – соловьи выращивают птенчиков.

    Соловья многие слышали, да не все видели. Он – невидимка. Увидеть маленькую серую птичку очень трудно.

    Э. Шим. Соловей и воронёнок

    «- Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

    — Почему?

    — В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

    — А ты его видел?

    — Не привелось еще. Но говорят — так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

    — Так глянь. Я и есть Соловушко!»

    Мультфильм о птицах весной

    А в заключение предлагаю посмотреть замечательный мультфильм для малышей по сказке В. Бианки «Оранжевое горлышко» о жаворонке и его соседях – куропатках. Из мультфильма в очень увлекательной и доступной для малышей форме сказки дети узнают о том, как живут птицы.

    Сначала предлагаю прочитать эту книжку детям (она достаточно большая, поэтому здесь я не буду предлагать ее текст, книгу «Оранжевое горлышко» можно найти в любой детской библиотеке), а затем посмотрите мультик по этой познавательной сказке.

    Вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир природы и животных. Вы и Ваши дети многое узнали о животных весной, придумали свои истории, разыграли диалоги. Надеюсь, что эта статья поможет Вам и Вашим маленьким почемучкам и принесет много радости и удивительных открытий!

    Еще о весне речевые игры, стихи, физкультминутки, картинки, сказки для занятий с детьми Вы найдете в статьях сайта:

    Как известно, сильно сказывается на поведении рыбы, особенно когда оно резко падает: рыба в таких случаях чувствует себя плохо, кормится меньше или совсем перестает. Правда, она может несколько улучшить свое самочувствие, поднимаясь к поверхности воды или опускаясь на дно.

    Этим частично объясняется тем, что один и тот же вид рыбы мы в разное время ловим в разных слоях воды. Однако если атмосферное давление нормальное, то это вовсе не значит, что будет обеспечен улов, так как на поведение рыбы влияют и другие факторы. Колебания атмосферного давления рыба испытывает зимой , подо льдом. Более того, зимой давление сказывается даже сильнее, чем летом - ведь в это время рыба ослаблена недостатком кислорода в воде и оскудением кормовой базы. Поэтому зимой клев менее устойчив, чем летом.

    Следует учесть, что давление в 760 мм ртутного столба, которое многие рыболовы принимают за оптимальное, для рыб благоприятно только на море или на уровне моря - там такое давление нормально. В других случаях оптимальным атмосферным давлением считается 760 мм минус высота местности над уровнем моря: на каждые 10 м подъема приходится 1 мм падения ртутного столба. Так, если вы собираетесь ловить в местности, которая на 100 м выше уровня моря, то расчет должен быть такой: 760-100/10=750.

    И еще одно замечание: если давление долго скакало: было то выше нормального, то ниже - нельзя ждать, что клев станет хорошим сразу же после установления нормального - необходимо, чтобы оно стало устойчивым.

    Температура воды летом

    Изменяется медленно, значительно отстает от изменений температуры воздуха. Поэтому к таким колебаниям рыба успевает привыкнуть и они обычно на поведение не влияют.

    Кроме того, изменение температуры воды на разные виды рыб действует неодинаково. Так, если она понижается, то карасю, сазану, карпу, линю это не нравится, активность же налима, форели и хариуса возрастает. Работники рыболовных хозяйств давно заметили: в холодное лето они со своих голубых нив снимают урожай меньше обычного.

    Это объясняется тем, что с понижением средней температуры воды снижается интенсивность обмена веществ у рыб. Ухудшается и клев. И наоборот, повышение температуры воды в определенных пределах ведет к улучшению обмена веществ, а значит, и к улучшению клева.

    Температура воды зимой

    Не изменяется, поэтому споры удильщиков, скажем, о том, хорошо или плохо лещ клюет в сильные морозы, беспредметны. Дело в том, что подо льдом колебания температуры воздуха не заметны. Удильщик должен знать, что около нижней плоскости льда температура воды всегда одинакова, примерно 0 градусов.

    Если она хотя бы на несколько десятых долей градуса будет ниже 0, то толщина льда увеличивается, он нарастает. Если же стоит оттепель, толщина льда обычно не увеличивается. Верхний слой волы всегда имеет положительную температуру, притом чем ближе ко дну, тем она выше, однако более 4 градусов не бывает. Таким образом, изменения температуры воздуха зимой на температуру воды не влияют, значит, не влияют они и на поведение рыбы.

    Активность большинства рыб зимой снижается, но не одинаково. Вот что показали, например, опыты, проведенные в дельте Волги. Жерех зимой все время кормится, держится на тех же местах, что и летом - там, где течение быстрое. У судака активность значительно снижена, питается он нерегулярно, иногда залегает в ямы.

    Неплохой уловчик!

    Еще больше изменений происходит в образе жизни леща: зимой он испытывает угнетение жизненных процессов, однако в глубокое оцепенение не впадает. У сазана зимой угнетены основные жизненные процессы, в это время он малоподвижен, плотными скоплениями почти полного оцепенения. Сом, видимо, бывает близок к анабиозу. Порой ему начинает угрожать удушье из-за недостатка кислорода, но и тогда он не делает попыток уйти в другой район водоема и часто гибнет.

    Ветер

    Некоторые рыболовы считают ветер причиной своих неудач. Среди них часто идут разговоры, что ветер такого-то направления благоприятствует ловле, а при другом клева не будет. Например, многие считают, что при северном ветре наступает бесклевье. Однако летом, в сильную жару такой ветер благоприятствует ловле: он охлаждает воздух, воздух - воду, и рыба начинает вести себя активнее. Таких противоречий набирается много, и напрашивается вывод: ветер не влияет на поведение рыб .

    Ученые тоже так считают, и вот почему. Как известно, ветер - это перемещение воздуха из-за неравномерного распределения атмосферного давления по земной поверхности. Массы воздуха передвигаются в направлении от высокого давления к низкому. Чем больше разность давления в том или ином районе, тем быстрее движется воздух и, стало быть, сильнее ветер. Для рыбы имеет значение не направление ветра и его скорость, а другое: он изменяет атмосферное давление - ведет к повышению его или, наоборот, к понижению

    Поэтому можно сказать, что ветер - не причина плохого клева, а примета, которая в определенной местности и в определенное время года может помочь рыболову.

    Щука на крючке

    Но ветер все же влияет на поведение рыбы, хотя совсем не так, как об этом думают некоторые удильщики: не прямо, а косвенно. Он может привести к волнению воды, а волны оказывают на рыбу прямое механическое воздействие. Например, во время сильных волнений морская рыба в большинстве случаев опускается в более глубокие слои воды, где тихо. На речную и озерную рыбу сильно влияет волнение воды в прибрежных участках.

    Многие удильщики, наверное, замечали, что если летом на берег подует сильный ветер, клев ухудшается и может совсем прекратиться. Объясняется это тем, что стоящая вблизи берега рыба отходит в глубину. В такое время хороший клев может быть у противоположного берега, где тихо и рыба чувствует себя спокойно. Здесь собирается много верховой рыбы - она приходит, чтобы полакомиться насекомыми, которых ветер может сдуть на воду. Однако если он, хотя и дует к берегу, но не очень сильный, а дно илистое, к берегу тоже подойдет рыба и ловля здесь может стать успешной. Объясняется это тем, что волна вымывает из донного грунта корм.

    По различным причинам в некоторых водоемах летом не хватает кислорода, и рыбу это угнетает, что особенно сказывается в тихую погоду. В Азовском море, например, в штиль могут даже возникнуть летние заморы, приводящие к гибели донной рыбы. Если же подует ветер, безразлично какого направления, начинается перемещение воды, вода получит достаточное количество кислорода - и рыба начнет вести себя активно, начнет клевать.

    Атмосферные осадки

    Могут влиять на поведение рыбы, но совсем не так, как об этом пишут некоторые авторы. Например, утверждения о том, что, якобы, если пошел снег, то станет активно клевать плотва, а если начал накрапывать дождь, то жди хорошего улова окуня, не имеют под собой никакой почвы.

    Эти сообщения объясняются тем, что снегопад и дождь обычно бывают связаны изменением атмосферного давления, а оно-то и оказывает влияние на поведение рыбы. Снег может повлиять, видимо, лишь в одном случае - если он покроет первый, прозрачный лед: рыба перестанет пугаться удильщика и начнет клевать более уверенно.

    Правда, дождь может вызвать помутнение воды, а это влияет по-разному. Если помутнение значительное, жабры у рыбы засоряются и она чувствует угнетение. Если же помутнение небольшое, рыба может подойти к берегу в поисках корма, который смывают с берега рожденные дождем ручьи. Какого-то другого влияния атмосферные осадки на рыбу обычно не оказывают. Так что их, как ветер, можно отнести к приметам, а не к причинам.

    Слух

    Иные удильщики, чтобы не спугнуть рыбу, на берегу или в лодке разговаривают шёпотом, а другие не придают значения даже ударам веслом по борту лодки, удилищем по воде, поленом по берегу. Можно с уверенностью сказать, что у них неправильное представление о том, как рыба слышит, как в воде распространяется звук.

    Углы слуха рыбы

    Конечно, разговор удильщиков, сидящих в лодке или на берегу, рыба слышит очень плохо. Это объясняется тем, что звук почти полностью отражается от поверхности воды, так как плотность ее очень отличается от плотности воздуха и граница между ними для звука почти непреодолима. Но если звук исходит от предмета, который соприкасается с водой, рыба слышит его хорошо. По этой причине звук удара пугает рыбу. Хорошо слышит она и раздающиеся в воздухе резкие звуки, например выстрел, пронзительный свист.

    Зрение

    Зрение у рыб развито слабее, чем у наземных позвоночных: большинство видов различает предметы только в пределах 1-1,5 м, а максимально, видимо, не более 15 метров. Однако поле зрения у рыб очень широкое, они способны охватывать большую часть окружающей среды.

    Обоняние

    У рыб развито исключительно сильно, но различные виды рыб различные вещества воспринимают по-разному. Удильщикам известны многие вещества, положительно действующие на рыб, и потому добавление их в растительные насадки увеличивает количество поклевок. Таковы применяемые в ничтожно малых дозах конопляное, льняное, подсолнечное, укропное, анисовое и другие масла, настойки валерианы, ваниль и т.д. Но если применить большую дозу, скажем, масла, то можно и насадку испортить, и отпугнуть рыбу.

    На месте ловли нельзя бросать в воду помятую или раненую рыбу, потому что она, как установили ученые, выделяет особое вещество, которое отпугивает рыб, служит как бы сигналом опасности. Такие же вещества выделяет и жертва в момент захвата ее хищником.

    При ловле эти вещества могут попасть на руки, с них на леску или насадку, что тоже может распугать стаю. Поэтому на рыбалке надо аккуратно обращаться с добычей, чаще мыть руки.

    Вкус

    У рыб тоже хорошо развит, что подтверждено многими научными опытами советских и зарубежных ихтиологов. У большинства животных органы вкуса расположены в пасти. Не такова рыба. Некоторые виды могут определять вкус, например, поверхностью кожи, притом любым ее участком. Другие используют для такой цели усы, удлиненные лучи плавников. Это объясняется тем, что рыба живет в воде и вкусовые вещества имеют для нее значение не только тогда, когда попадают в рот - они помогают, скажем, ориентироваться в водоеме.

    Свет

    Различно влияет на рыбу. Давно замечено, что налим подходит к берегу, на котором ночью разведен костер, что лещ любит держаться в той части акватории, которая освещена лунным светом. Есть рыбы, которые отрицательно реагируют на свет, например, сазан. Промысловики этим воспользовались: с помощью света они выгоняют его из неудобных для лова мест - закоряженных участков пруда.

    В различное время года, в различном возрасте один и тот же вид рыбы по-разному относится к свету. Например, молодой гольян прячется от света под камни - это помогает ему спасаться от врагов. Во взрослом же состоянии ему этого не требуется. Несомненно, что рыба во всех случаях реагирует на свет приспособительно: и тогда, когда она избегает его, чтобы не быть замеченной хищником, и в тех случаях, когда идет на свет в поисках корма.

    Ловля сазана в ночное время

    Несколько особняком стоит вопрос о влиянии лунного света. Нельзя сказать, что Луна не оказывает никакого влияния на рыбу. Ведь чем лучше освещенность водоема, тем выше активность рыб, ориентирующихся на пищу при помощи зрения. Если Луна на ущербе, то до Земли доходит мало света, а в полнолуние - больше. Сказывается и место нахождения Луны: если она у горизонта, то свет на Землю падает под очень острым углом - и освещенность слабая. Если же Луна в зените (свет падает прямо), то освещенность водоема повышается. При хорошей же освещенности рыба легче находит корм. Хищникам это помогает в поисках добычи, а про верховку известно, что при снижении освещенности она потребляет корма меньше.

    Сильно сказывается влияние Луны на поведении морской рыбы. Это и понятно: здесь играет роль не только освещенность, а и вызванные Луной приливы и отливы, которых во внутренних водоемах почти не бывает. Хорошо известно, что в приливы рыба подходит к берегу в поисках корма и что некоторые рыбы нерестятся именно в это время.

    Условные рефлексы

    У рыбы вырабатываются так же, как и у других позвоночных животных. Необходимые в этом случае раздражители могут быть самыми разными.

    Сколько раз удильщики замечали, что на редко посещаемых озерах, на речках протекающих где-либо в глухих местах, рыба клюет уверенно. На тех же водоемах, на которые часто приезжают удильщики, наученная рыба ведет себя очень осторожно. Поэтому здесь стараются вести себя особенно тихо, лески привязывают потоньше, а способы ловли применяют те, при которых рыбе труднее заметить подвох.

    Интересны опыты, проведенные голландским ученым Ж. Ж. Бейкамом. Запустив карпов в пруд, он затем несколько дней непрерывно вылавливал их удочкой. Каждого пойманного карпа ихтиолог метил и сразу же отпускал. При подведении результатов эксперимента выяснилось, что самым удачным днем был первый, на второй и третий день дела шли хуже, а на седьмой и восьмой день карпы вообще перестали клевать.

    Карп в воде

    Значит, у них выработались условные рефлексы, они стали умнее. Продолжая эксперимент, голландец пустил в пруд карпов, которые еще не побывали на крючке. Через год меченные карпы попадались в три-четыре раза реже, чем необученные. Значит, даже спустя год условные рефлексы еще действовали.

    Нерест

    Очень важное событие в жизни рыб. У каждого вида он происходит лишь при определенных условиях,в присущее ему время. Так, сазану, карпу, лещу необходима спокойная вода и свежая растительность. Для других же рыб, например лососевых, нужны быстрые течения и плотный грунт.

    Обязательным условием нереста всех рыб является определенная температура воды. Однако она устанавливается не каждый год в одно и то же время. Потому и нерест порой происходит то несколько раньше обычного, то несколько позже. Похолодание может задержать нерест, а ранняя весна, наоборот, ускорить. Большая часть видов рыб нерестится весной или в начале лета, и только некоторые - осенью, а налим даже зимой.

    Опытный рыболов обращает внимание не столько на шкалу термометра, сколько на то, что он наблюдает в природе. Ведь все явления, которые в ней происходят, теснейшим образом связаны друг с другом. Приметы, проверенные временем, не подводят. Так, давно известно, что язь начинает нереститься, когда у березы набухают почки, а окунь и плотва - когда листья березы пожелтеют. Среднего размера лещ нереститься, когда зацветает черемуха, а крупный - когда заколосится рожь. Если зацветает бузина и груша, значит, начинает нереститься марена (усач). Сом нереститься во время цветения шиповника, а сазан - одновременно с цветением ириса.

    Перед нерестом рыба набирает сил и активно кормится. Так бывает всегда почти у всех видов. После нереста она восстанавливает силы и тоже активно кормится, но начинается это не сразу, а некоторое время спустя. Продолжительность посленерестового отдыха не одинакова у всех видов. Некоторые кормятся даже во время нереста, в особенности, если он затянулся.

    Суточный и годичный ритм питания

    Особенность жизни рыб, которую удильщикам необходимо знать: это обеспечивает успех. Вот к каким выводам пришли ихтиологи, например, в результате летних наблюдений на Цимлянском водохранилище, где они изучали суточный ритм питания леща. Оказалось, что в десять часов вечера он не кормился, а лишь переваривал корм, в два часа ночи его кишечник был пустым. Кормиться лещ начал только около четырех часов утра.

    Состав корма менялся в зависимости от освещенности: чем она выше, тем больше в кишечнике обнаруживали мотылей. С ухудшением освещенности в корме преобладали моллюски - они менее подвижны и крупнее, поэтому их легче обнаружить в темноте. Напрашивается вывод: на глубоком месте, где утром освещенность наступает позже, а вечером заканчивается раньше, чем на мелководье, лещ и клевать начинает позже, а оканчивает раньше.

    Конечно, это относится не только к лещу, но и к другим рыбам, а в первую очередь к тем, которые ищут корм главным образом при помощи зрения. У тех же видов, которые ориентируются на пищу преимущественно по запаху, освещенность водоема имеет меньшее значение. Можно сделать и другой вывод: в том водоеме, где вода прозрачная, клев наступает раньше, чем там, где она темная или мутная. Конечно, и у других видов рыб суточный ритм питания очень тесно связан с поведением кормовых организмов. Вернее, от их поведения в значительной степени зависит не только ритм питания, но и состав корма.

    Ритмика в питании есть как у хищных рыб, так и у мирных. Разница в их ритмике объясняется видом корма. Скажем, вобла кормится примерно каждые 4 часа, а у хищников перерывы могут быть очень продолжительными: дело в том, что хищнику необходимо, чтобы желудочный сок растворил чешую жертвы, а на это уходит много времени.

    Имеет значение и температура воды: чем она ниже, тем дольше длится процесс пищеварения. Значит, зимой переваривание пищи длится дольше, чем летом, а потому и клевать хищник будет хуже, чем летом.

    Количество потребленного за день корма, как и годовой рацион, зависит от его качества: чем он калорийнее, тем в меньшем количестве требуется. Значит, если корм питательный, рыба быстро утоляет голод, а если наоборот,то кормежка растягивается. Сказывается и количество корма в водоеме: в бедных рыба кормится более продолжительное время, чем в водоемах с богатой кормовой базой. Интенсивность потребления корма находится и в тесной связи с состоянием рыбы: упитанная потребляет корма меньше, чем худая. Суточный ритм питания рыбы в одном году может быть совсем иным, чем в следующем или предыдущем.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх