Шесть самых известных погибших мировых лидеров. Самые выдающиеся политики всех времён и народов

Может осуществляться на различных социальных уровнях: на уровне малой социальной группы, на уровне социально-политического движения, на уровне всего общества и на уровне межгосударственных структурных образований. Феномен лидерства обусловлен необходимостью структурирования социальной общности и управления людьми.

Лидерство может быть формальным, т. е. официально признанным и юридически оформленным (например, официально избранный президент страны), и неформальным — человек фактически выполняет функции руководителя группы, организации, возглавляет общественное движение, пользуется доверием значительного количества граждан, но не имеет официального статуса.

Функции политического лидера

Лидер наделяется особыми, порой неограниченными полномочиями. Если он не оправдывает возложенных на него надежд, то может не только потерять свое лидерство, но и понести более суровое наказание.

Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят от общества и государства, в котором ему приходится управлять, от конкретных задач, стоящих перед страной, от расстановки политических сил. Важнейшими из этих функций являются:

  • интеграция общества, социальной общности, класса, партии и др. на основании общих целей, ценностей, политических идей;
  • определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;
  • участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;
  • мобилизация масс на достижение политических целей;
  • социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;
  • коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например, с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных кампаний;
  • легитимизация власти.

Из перечисленных функций видно, насколько велика роль лидера в обществе и в любой социальной структуре. Поэтому в ряде стран (Франции, Японии, США и др.) отбор и подготовка политических лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Для этого даже существуют специальные школы и университеты. Хорошей школой для подготовки политического лидера является его участие в общественных движениях и активное членство в политической партии. При этом наряду с профессиональными способностями потенциального лидера большое значение придается его моральным качеством.

К сожалению, в нашей стране пока еще не существует отлаженная система подготовки, отбора и выдвижения политических лидеров. Поэтому позиции лидеров нередко занимают недостаточно компетентные люди.

Качественные характеристики политического лидера

Политические лидеры имеют свои качественные характеристики («политический статус», «политический вес», «политический капитал», «политическая харизма», «нравственность» и др.).

Политический статус - это общее положение, занимаемое политическим лидером в политической системе страны или в мировом сообществе. По мнению А. В. Глуховой, политический статус предполагает:

  • место в иерархии политической власти;
  • совокупность и объем политических прав и свобод;
  • совокупность и объем статусных обязанностей, пространство и характер статусного поля ответственности;
  • реальную возможность тех или иных групп, слоев, личностей участвовать в политической жизни и влиять на нее.

Так, всенародно избранный президент страны имеет высший политический статус, так как он является представителем всего народа. Страны, являющиеся постоянными членами ООН, формально имеют более высокий статус, чем страны, таковыми не являющиеся. Следовательно, и лидер страны — члена ООН будет иметь соответствующий статус на международной арене. Можно выделить три основных уровня неформального политического статуса лидера.

Внутренний (внутригосударственный) неформальный политический статус, которым «наделяется» лидер политической системой страны или гражданским обществом. Например, в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. Б. Н. Ельцин значительной частью россиян был «наделен» неформальным статусом «борца с КПСС и тоталитарным режимом», отстаивающим демократическую альтернативу развития России. Этот статус во многом способствовал получению им формального статуса президента страны и его победам в борьбе с КПСС и в конфликте с парламентом (1993 г.).

Внутренний неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, в ходе внутреннего политического конфликта лидер повстанцев-сепаратистов наделяется статусом борца за свободу и демократию. Такой статус обеспечивает ему международную поддержку, а на попавших в плен членов вооруженных формирований распространяются нормы Женевской конференции 1949 г. о гуманном отношении с военнопленными. При отсутствии такого статуса пленные рассматривались бы как уголовные преступники. Наглядным примером такого развития событий является первая чеченская война (1994-1996 гг.). Многие международные организации и институты наделяли чеченских боевиков и их лидеров «статусом» борцов за свободу и независимость Республики Ичкерия и оказывали им всяческую поддержку. И только когда появились неопровержимые доказательства связи чеченских боевиков с международным терроризмом, их статус изменился и они лишились значительной части международной поддержки. Но этому «прозрению» предшествовали тысячи невинных жертв.

Внешний (международный) неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, такие политические лидеры, как Махатма Ганди (Индия, 30-40-е гг. XX в.) и Н. Мандела (ЮАР, 60-70-е гг. XX в.) длительное время находились в оппозиции к правившему в те голы в их странах политическому режиму. Тем не менее их политический статус был признан во всем мире.

Политический вес — это общее влияние (реальное или символическое) и авторитет лидера в политической сфере. Когда говорят о политических «тяжеловесах», то имеют в виду тех политических лидеров, которые способны оказывать значительное воздействие на политический процесс, например на принятие политического решения или на разрешение политического конфликта. Например, политический вес Президента РФ В. В. Путина был обусловлен тем, что его поддерживало абсолютное большинство россиян; политический вес Президента США на международной арене обусловлен экономической и военной мощью этой страны.

Политический капитал — это вся совокупность приобретенных политическим лидером «достоинств» (званий, титулов, должностей, статусов, политической практики, принятых решений, сделанных прогнозов и т. д.) в прошлом и в настоящем.

По мнению Д. П. Зеркина, «под политическим капиталом подразумевается ряд признаков. В частности, обладание какой-то частью политической власти; включенность в политическую элиту; политический опыт и авторитет и т. п. 1 С нашей точки зрения, такой признак, как «обладание какой-то частью политической власти», является необязательным для лидера. Бывший или реальный политик, обладающий политическим капиталом, может находиться в оппозиции или вообще вне политики. Но само обладание политическим капиталом может способствовать его возврату в реальную политику (Ш. де Голль, Ф. Рузвельт) либо оказывать влияние на политический процесс (быть востребованным) в ином качестве (например, бывший Государственный секретарь США Г. Киссинджер периодически привлекается (как частное лицо) для решения тех или иных политических проблем).

Накоплению политического капитала могут способствовать успехи в иных сферах деятельности, например, академик А. Д. Сахаров стал известным политиком во многом благодаря своему вкладу в развитие ядерной физики. Однако основным критерием оценки «капиталоемкости» политика является его удачный опыт практической политической деятельности и обусловленное им доверие политических элит и широких социальных слоев. Например, Президент США Ф. Рузвельт благодаря своей эффективной политической деятельности четыре раза избирался на этот пост.

Политический капитал, как и любой иной вид капитала (финансовый, социальный, символический и др.), можно накапливать («завоевывать») и приумножать, а можно растрачивать (терять) или вовсе «обанкротиться». Социальные революции в наиболее жесткой форме демонстрируют момент банкротства существовавшего режима и правивших политиков. П. А. Сорокин дал следующую характеристику Людовику XVI, Николаю II и их правительствам в канун Великой французской революции (1789 г.) и Октябрьской революции в России: «Перед нашими глазами — целая галерея физических и психических импотентов, бесталанных правителей, женственных и циничных карликов». Понятием «банкротство» можно охарактеризовать окончание политики М. С. Горбачева, который пытался построить «социализм с человеческим лицом». Б. Н. Ельцин свой достаточно «солидный» политический капитал после 1993 г. растрачивал постепенно.

Политический капитал можно трансформировать в иные виды капитала (социальный, культурный, военный, символический и др.). Многим известным политикам помогла сделать карьеру их предыдущая деятельность в других сферах жизнедеятельности (Президент Франции Ш. де Голль — бывший военный, Президент США Д. Рейган — киноактер, Президент Чехии В. Гавел — писатель, известный политический и общественный деятель А. Д. Сахаров — ученый-ядерщик).

Политическая харизма - предполагает наличие у политического лидера определенных качеств, которые выгодно отличают его от других. Обычно харизмой наделяют выдающегося политического лидера или жестокого тирана. Например, харизматическими личностями считаются А. Македонский, Петр I, Наполеон, В. И.Ленин, И. В. Сталин, Ф. Кастро и др. Однако харизматическими качествами могут наделяться и политические организации, и политические институты. Например, КПСС в советский период, по сути, была харизматической партией — «ум, честь и совесть нашей эпохи». Нынешняя КПРФ для многих россиян ассоциируется с КПСС и также наделяется харизмой. Для большинства китайцев Коммунистическая партия Китая также является харизматической.

Нравственность - предполагает наличие у политического лидера высоких моральных (нравственных) качеств, которые ассоциируются в общественном сознании с идеалами добра, справедливости, честного исполнения общественного долга. Например, так называемые либерал-демократы во главе с Б. Н. Ельциным, проводившие реформирование российской экономики (либерализацию, приватизацию и др.) в 90-е гг. XX в., ассоциируются в общественном сознании россиян как безнравственные политики, нажившие огромные состояния на разорении страны, а высокий авторитет В. В. Путина во многом был основан на его нравственных качествах.

Ряд оснований классификации лидеров стал общепринятым в истории политики.
По отношению руководителя к подчиненным в истории политики выделялись авторитарные и демократические лидеры. Авторитарные лидеры были представлены большинством абсолютных монархов (Иван Грозный37 и др.), восточных правителей (Тимур, Чингисхан и др.), руководителей революционных движений (Робеспьер, В.И. Ленин, Хомейни38 и др.). Бесспорными авторитарными лидерами были предводители реакционных политических движений и хунт (Франко39, Пиночет и другие) и диктаторы Иван IV Грозный (1530-1584 гг.), Великий князь Московский (1533-1584 гг.), первый русский царь (1547-1584 гг.), провел административную и судебную реформы (1547-1563 гг.), расширил территорию России на западе и востоке, ввел опричнину, укрепил самодержавие. Хомейни Рухолла (ок. 1900-1989 гг.) - иранский религиозный и политический деятель. Сын и внук религиозных и политических деятелей. Провозглашен аятоллой (перс. - «знак Бога», высшее духовное звание шиитов) в1950 г. Во время антиправительственных демонстраций (1963 г.) выступил против земельной реформы и политики перестройки жизни в Иране по западному образцу, за что был отправлен в тюрьму. Был выслан в Ирак (1964 г.), переехал во Францию, вел агитацию против шахского режима. Возвратился в Иран (1978 г.), был провозглашен религиозным лидером революции. Выступал за продолжение исламской революции на Ближнем Востоке, за соблюдение законов шариата, фундаменталистских традиций ислама.
Проводил антиамериканскую политику, только под давлением ООН согласился на мир с Ираком. Франко (Баамонде) Франсиско (1892-1975 гг.) - испанский полководец, глава государства. Монархист, сделал быструю военную карьеру. После объявления Испании республикой (1931 г.) и отречения короля ушел в тень. К 1935 году стал начальником Генерального штаба. После создания правительства Народного фронта (1936 г.) перешел в оппозицию, но к заговорщикам примкнул не сразу. Только в июле согласился возглавить войска, прибывшие из Марокко, и двинул их на Мадрид. В течение трех лет вел Гражданскую войну и одержал в ней победу (1939 г.). Стал диктатором, запретил оппозицию, возглавил испанскую Фалангу, преобразовал ее в фашистскую партию. Во время Второй мировой войны сохранял нейтралитет, хотя симпатизировал Г итлеру и Муссолини. После был осужден ООН, но в ходе «холодной войны» за неприкрытый антикоммунизм был поддержан западными странами. Восстановил монархию, провозгласив принца Хуана Карлоса, внука Альфонсо XIII, своим преемником и наследником престола (1969 г.). В последние годы проводил либеральную внутреннюю политику. После его смерти Испания стала конституционной монархией.

(Нерон41, Сталин, Гитлер42 и другие). Демократические лидеры были представлены отдельными главами государств, получившими власть по наследству (Ашока и другие). Демократическими лидерами были конституционные монархи (в Великобритании, в современной Испании, в Нидерландах, в Швеции и в других государствах). К демократическим лидерам, на наш взгляд, следует отнести большинство руководителей государств, партий, движений и других общественных организаций, избранных на основе голосования, в большинстве республик, существовавших когда-либо в истории политики. Как правило, вынуждены были быть демократическими лидерами большинство руководителей общественных служб и организаций, назначенных главами демократических государств или общественными организациями.
По масштабам влияния в истории мировой политики выделялись лидеры: локальные (влиятельные представители местной элиты, главы общин, племен, этнических групп, главы поселений или территорий, обладавших определенными привилегиями или правом на местное самоуправление, представители религиозных конфессий на местах, главы местных органов власти, руководители политических групп, филиалов движений и партий и так далее); региональные (влиятельные представители региональной элиты, избираемые или назначаемые главы регионов, влиятельные представители различных Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик (ок. 37-68 гг.) - римский император (54-68 гг.). Был усыновлен Клавдием после женитьбы на матери Нерона. Клавдий скоропостижно скончался, Нерон стал императором и сразу же отравил Британни- ка-своего сводного брата. Приказал умертвить свою мать, принудил к самоубийству Сенеку-своего бывшего воспитателя, казнил жену, вторая жена также умерла насильственной смертью. Первым из императоров преследовал и казнил христиан.
Поджег Рим (64 г.), стремясь отстроить его вновь с большим великолепием. Считал себя выдающимся актером, певцом, атлетом и лучшим возничим. После восстания в Палестине (66 г.), восстания правителей провинций (68 г.), покинутый всеми, покончил жизнь самоубийством. Гитлер Адольф (1889-1945 гг.) - германский диктатор. Участник Первой мировой войны, дважды награжден «Железным крестом» за храбрость. Националист, демагог, антисемит, антикоммунист. Стал главарем нацистов (1921 г.), предпринял неудачную попытку захвата власти (1923 г. - мюнхенский «пивной путч»), в тюрьме написал «Майн кампф». Был назначен главой правительства (1933 г.), установил однопартийную диктатуру, устранил соперников во время «ночи длинных ножей»
(1934 г.), после смерти президента Гинденбурга присвоил себе титул президента и «фюрера германской нации» (1934 г.). Оккупировал Рейнскую демилитаризованную зону (1936 г.), заключил Мюнхенское соглашение (1937 г.), осуществил аншлюс Австрии (1938 г.), постепенно захватывал Чехословакию (1938 г.), завоевал Польшу (1939 г.), развязав тем самым 2-ю мировую войну. Завоевал ряд европейских государств, в том числе Францию (1940 г.), развязал войну с СССР. Проводил планомерное уничтожение евреев, славян и других народов, апогеем чего стал холокост евреев. При приближении советских войск покончил жизнь самоубийством.
ветвей региональной власти, представители религиозных конфессий в регионе, руководители региональных политических групп, движений и партий, руководители филиалов общенациональных политических движений и партий и так далее); общенациональные (влиятельные представители общенациональной элиты, общенациональные руководители всех ветвей власти, политических групп, движений и партий, руководители религиозных конфессий, филиалов международных движений и организаций и так далее); международные (влиятельные представители международных региональных элитных групп, руководители региональных организаций, региональных политических групп, движений, межгосударственных союзов и объединений); глобальные (представители мировой политической элиты, руководители стран ядра мировой политической системы, руководители мировых церквей, международных организаций, ТНК, политических групп, движений).


По стилю лидерства в истории мировой политики ряд ученых, в том числе Макиавелли, Макс Вебер44 и др., выделяли лис, львов, тиранов, олигархов, знаменосцев, служителей, торговцев, пожарных, актеров или демагогов. Исключительный интерес представляет позиция А.С. Панарина о стилях лидерства45.

Исследования феномена лидерства в истории мировой политики дают и другие варианты классификации. В их числе в истории политики можно выделить: по структурным параметрам - лидеры организации, в том числе и международной, лидеры группы, движения, партии и государства; по отношению к существующей политической системе - лидеры функциональные и дисфункциональные, конформистские и нонконформистские; по социальной природе авторитета - лидеры традиционные, бюрократические (рационально-легальные) и харизматические. И так далее.
Следует, однако, отметить, что ни один лидер в истории политики не вписывается в какую-либо из схем, потому что каждый лидер - индивидуальность. И в зависимости от обстановки он может быть кем угодно. Каждый лидер многолик и многофункционален, на него, как правило, не действуют схемы и ограничения, если он подлинный лидер. В каждой ситуации он действует соответственно и играет соответствующую роль. Именно непредсказуемая роль личности в истории политики подвигла выдающегося русского ученого И.А. Ильина отказаться от признания тенденций и закономерностей в политике.
Роль лидера лишь условно может быть вписана в определенные схемы или структуры. Можно говорить только о приоритете или преимущественном проявлении в отдельных ситуациях наиболее адекватных этой ситуации черт. В иных ситуациях на первый план выдвинутся другие черты и особенности, каковых у каждой личности, а тем более у лидера, огромное множество.
Выводы
Права и свободы личности в истории мировой политики состояли из трех уровней: личных гражданских и политических прав и свобод; социальных и экономических прав и свобод; этнических и национальных прав и свобод.
Источником политической активности личности в истории мировой политики являлись побуждения, лежащие в основе мотивации деятельности и поведения. К ним относились потребности, склонности, интересы, идеалы, убеждения, чувства.
Интересы личности в истории мировой политики выступали, прежде всего, как необходимость выделения приоритетов при реализации целевых установок, а также как форма проявления познавательной потребности.
Склонности представляют собой форму проявления потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес.
Убеждения рассматриваются, прежде всего, как осознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Идеалы составляют основу сложной системы регуляторов, обозначаемой как мировоззрение. Мировоззрение в истории мировой политики понимается как упорядоченная система политических взглядов, идеалов и убеждений, ценностных ориентаций, принципов познания и деятельности, которая складывается в результате осознанного развития личности.
Социализация в истории мировой политики представляла собой процесс усвоения индивидом знаний, норм и ценностей, необходимых ему для жизни и деятельности в обществе. Политизация личности, как и социализация, имела три стадии: семейную, школьную и общественную, названные так по преимущественному влиянию семьи, школы и общества, что не исключало одновременного влияния двух других сред.
Политизация в истории мировой политики осуществлялась на основе внешнего воздействия и путем самовоспитания. Внутренние и внешние факторы политизации в истории политики способствовали формированию демократического и авторитарного типов личности.
В истории мировой политики, в политической науке в целом понятие лидера связывают с авторитетными членами групп, общественных организаций, партий, государств, обществ, мирового сообщества, личностное влияние которых позволяет им играть существенную роль при принятии политических решений.
Лидер в истории мировой политики всегда должен был обладать: ясной и, по возможности, краткой программой политических действий, понятной не только соратникам, но и большинству населения; уменьем вызывать к себе интерес, завоевывать симпатии друзей и сторонников, широких слоев населения, нравиться людям, пользоваться популярностью не только среди единомышленников, но и в более широких кругах; способностью брать на себя ответственность за действия своих отдельных соратников, своей группы, движения или партии, своей социальной среды, своего народа; организаторским талантом, знанием сильных и слабых сторон своих единомышленников, уменьем сплотить их, хорошей памятью; сильной политической волей, вырабатывать, принимать и отстаивать решения, в том числе и непопулярные, но необходимые для достижения поставленных целей; оригинальным мышлением, способностью быть готовым к выработке и проведению в жизнь нетривиальных решений; ораторскими способностями, образностью и афористичностью выступлений, умением пользоваться популярными выражениями, новыми веяниями в языке. При возникновении экстремальных условий функционирования общества в истории мировой политики основными качествами лидера было и остается: формулирование и выдвижение эвристических программ и идеологий, новых творческих целей в условиях, когда традиционные ориентиры обесценены, общество расколото, в нем царят апатия и анархия; конкретизация путей следования фундаментальным национальным ценностям, связь решения актуальных задач с историей страны, с традициями поколений; выход за рамки бюрократических процедур; создание новой модели поведения и мышления, которые могли бы тиражироваться сторонниками и распространяться в обществе; внушение народу веры и оптимизма, помощь в преодолении неуверенности, комплекса вины и неполноценности.
Основными функциями лидера всегда были и остаются: консолидация сторонников и создание соответствующей организационной структуры своей группы, движения, партии или общества в целом; выработка, принятие и претворение в политическую практику принятых решений; защита своих сторонников и поддерживающего его населения от ущемления прав, от экономических, социальных и иных неурядиц; посредничество во взаимодействии властных органов и населения; инициирование обновления в связи с новыми веяниями и новыми обстоятельствами в политической жизни общества.
По отношению руководителя к подчиненным в истории мировой политики выделялись авторитарные и демократические лидеры.
По масштабам влияния в истории мировой политики выделялись лидеры: локальные, региональные, общенациональные, международные и глобальные.
По стилю лидерства в истории мировой политики ряд ученых выделяли лис, львов, тиранов, олигархов, знаменосцев, служителей, торговцев, пожарных, актеров (демагогов).
Вопросы В чем состоят особенности личности как субъекта истории мировой политики? Какие качества были необходимы личности для превращения в лидера в истории мировой политики? Каковы функции лидера в истории мировой политики? Каковы функции лидера в экстремальных условиях развития общества в истории мировой политики?
Задачи По историческим источникам сравните отличительные особенности лидеров революции во Франции. Установите различие между особенностями политизации в феодальной России и в современной России. На конкретных примерах установите разницу между различными типами лидеров в истории мировой политики.

Список литературы, рекомендуемой к главе 7
Антология мировой политической мысли. Т. II. Зарубежная политическая мысль. ХХ в. М., 1997. Том IV. Политическая мысль в России. XIX-XX вв. М., 1997.
Том V. Политические документы. М., 1997.
ПеччеиА. Человеческие качества. М., 1977.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.
Т. III. Время мира. М., 1992
Коэн Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2002.
ОльшанскийД.В. Основы политической психологии. Екатеринбург, 2001.
Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб., 2003.
Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993.
Психология и психоанализ власти. Хрестоматия в двух томах. Т. I, II. Самара, 1999.
Сергеев А.Г. Правители государств и отцы церкви Европы за 2000 лет. Тверь, 1997.
Серия биографий «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия».
Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979.

Реферат по дисциплине «Политология» выполнил студент гр. Э-25 Волощенко А.П.

Таганрогский Государственный Радиотехнический Университет

Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое отсутствием социального контроля, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни. Согласно региональному законодательству, запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательской деятельностью распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе, чем активно пользуются представители крупного бизнеса. Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками, а в США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Региональные лидеры до 2005 г. выдвигались населением, поэтому старались завоевать их доверие. Так, к концу правления Б.Ельцина региональные политические лидеры ощущали себя полновластными хозяевами «своих» субъектов федерации.

Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.

Можно отметить следующие особенности политического лидерства в современной России: лидеры не выполняют свои обязанности, т.к. не разработана стратегия развития, не происходит интеграции масс вокруг общих целей и ценностей, общество не защищено от беззакония и самоуправства бюрократии; политические лидеры посткоммунистического типа приспосабливаются к новым условиям деятельности, формируются «политические мутанты», соединяющие в себе черты различных стилей; политико-культурная ориентация лидеров на власть характеризует их как эгоцентричных политиков, что проявляется в приоритетном удовлетворении личных потребностей.

Одной из проблем российского общества является выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо зависит тот или иной объем властных полномочий. Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким образом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером (как это было с Б.Ельциным во второй половине 1990-х гг.), а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц.

В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была «рекрутирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан политическим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на первые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами лидеров. Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.

Испытание властью - тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы, направленной на раскрытие потенциала личности. Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат показателем некомпетентности лидеров.

Президент Российской Федерации.

Родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 7 октября 1952. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1975. Работал в КГБ СССР, в службе внешней разведки. Находился в Германии в 1986–1990 в Дрездене в расположении частей Западной группы войск в ГДР. В 1990 ушел в отставку из КГБ в чине подполковника и вернулся в Санкт-Петербург, где работал проректором ЛГУ по международным связям, советником в мэрии, председателем комитета по внешим связям мэрии. В 1994 стал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака, работал с Собчаком до 1996. В августе 1996 переехал в Москву, работал в Управлении делами администрации президента, в марте 1997 стал заместителем руководителя президентской администрации – начальником главного контрольного управления. В мае 1998 был назначен первым заместителем руководителя администрации президента (по работе с территориями). В июле 1998 был назначен директором ФСБ, в октябре того же года введен в состав Совета безопасности при президенте. Стал секретарем Совета безопасности в марте 1999. В августе 1999 был назначен председателем правительства. В течение осени 1999 лично контролировал ход антитеррористических военных операций на территории Чечни.

31 декабря 1999 президент Б.Н.Ельцин объявил о своей отставке и передал власть Путину как исполняющему обязанности президента. Очередные президентские выборы были намечены на июнь 2000. Однако, согласно конституции, новый президент должен был быть избран в течение 90 дней после ухода со своего поста прежнего президента. Выборы были объявлены на 26 марта 2000, и Путин легко победил на выборах, набрав 53% голосов (лидер компартии Г.А.Зюганов – 30%). Во время предвыборной кампании Путин призвал к возвращению страны к правлению закона, укреплению государства и развитию рыночной экономики под контролем властей. После инаугурации в мае 2000 назначил председателем правительства М.М.Касьянова.

Получил в наследство от Б.Н.Ельцина тяжелейшую ситуацию в Чечне, коррумпированный государственный аппарат и огромный внешний долг. За год с небольшим после своего избрания сумел погасить разгоравшийся очаг международного терроризма на территории Чеченской Республики и начать выплаты по внешнему долгу. С целью борьбы с коррупцией провел реформы политического устройства на федеральном и региональном уровнях, учредил институт представителей президента в округах. Политический курс в этой сфере был назван «укреплением вертикали власти». Весной 2001, заручившись поддержкой Государственной думы, в которой стали доминировать представители проправительственного движения «Единство», провел ряд важнейших для будущего России законопроектов – о новой системе налогообложения, о свободной купле и продаже земли, о трудовых отношениях, о пенсионном обеспечении. Полностью изменил структуру медиарынка, обеспечив влияние государства в крупнейших теле- и радиокомпаниях. Во внешнеполитической сфере выступил противником развертывания Соединенными Штатами новой системы ПРО, показал себя как приверженец прагматичного подхода к отношениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Президент В.В. Путин считает, что принципиальным результатом его деятельности на посту главы Российской Федерации должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин имеет многочисленные государственные награды и награды Русской Православной Церкви.

Полномочный представитель РФ при европейских сообществах в Брюсселе и специальный представитель президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом (в ранге министра).

Михаил Фрадков родился 1 сентября 1950 года в тогда ещё Куйбышевской области. Сразу же после окончания школы он уехал в Москву и поступил в станкоинструментальный институт. Окончив институт с красным дипломом, М.Е. Фрадков по распределению попал в Дели и до 1975 года работал в аппарате советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР в Индии. До 1984 года Михаил Ефимович трудился на различных должностях во внешнеторговом объединении «Тяжпромэкспорт» Госкомитета экономических связей СССР. Параллельно окончил Академию внешней торговли. Его карьера неуклонно шла вверх. В 1988 году он был назначен первым заместителем руководителя Главного управления координации и регулирования внешнеэкономических операций Министерства внешних экономических операций СССР.

ВВЕДЕНИЕ

Положение участников политической жизни в политической иерархии неравное. Это обусловлено разной степенью близости их к власти, возможностью принимать стратегические решения и способностью влиять на социальные изменения. Внутри элиты отдельные ее представители отличаются от других преимущественным влиянием на общество. Следовательно, личность, которая оказывает постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером.

Институт лидерства возник давно, так как жизнедеятельность сложно организованных системвсегда требовала руководящего начала. Это возникло в связи с тем, что функционирование таких систем основано на взаимодействии разнородных, а часто и противоположных, экономических, социальных, политических, духовных интересов и их носителей, которые включают в себя разнообразные группы, организации и индивиды.

Одной из задач лидеров является выработка согласованных целей развития, распределение функций, ролей среди участников социального взаимодействия, упорядочение поведения элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества.

Харизма - наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Харизматического лидераего последователи наделяют авторитетом. Понятие «харизма» в науке весьма расплывчато. Носитель харизмы –некий образ вождя-спасителя, который лучше всех знает, что делать.

Подводя итог можно отметить, что практическое значение проблемы лидерства связано с поиском оптимальных форм руководства и управления социальными процессами и общества в целом.

На сегодняшний день усилилось внимание к политическим лидерам, так как ход современного политического процесса свидетельствует о существенном влиянии личностных качеств лидеров на формирование и функционирование политической жизни. Механизм персонификации политической власти означает ассоциирование в массовом сознании лидерства с конкретным человеком и возрастание роли и значения такого качества личности лидера, как харизма.

Эффективность политических действий лидеров в значительной степени зависит от поддержки их населением, способности формировать в массовом сознании позитивное отношение к предпринимаемым шагам.

Объект исследования – харизматические лидеры в политике.

Предмет исследования – факторы, способствующие становлению харизматического лидерства в политике.

Цель работы – исследование харизматического лидерства в политике.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Раскрыть понятие харизмы.

2. Изучить сущность явления «харизматическое лидерство».

3. Рассмотреть типы харизматических лидеров в политике.

4. Изучить процесс формирования харизмы и имиджа политических лидеров.

5. Проанализировать участие харизматических лидеров в политическом процессе.

2 ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ В ПОЛИТИКЕ

2.1 Типы и функции харизматических лидеров в политике

Проявления лидерства достаточно разнообразны. Предпринимавшиеся попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков.Отметив обобщённые концепции по поводу природы политического лидерства, проясним вопрос о типологии политических лидеров. Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.

Одну из первых аргументированных попыток классификации лидерства предпринял М. Вебер . В основу классификации был положен авторитет лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность «отдавать приказы и вызывать повиновение», Вебер различал три типа лидерства. Первый тип - традиционное лидерство, которое основано на вере в святость традиций передачи власти по наследству, это власть старейшин, вождей, монархов. Второй тип - рационально легальное лидерство, исходящее из признания законности формальных правил избрания лидера и передачи ему управленческих функций. Этот тип лидерства устанавливается через всеобщие свободные выборы, опирается на учет интересов выборщиков и лидера. Третий тип -харизматическое лидерство, он связан с верой в сверхъестественные, выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда.

В политологии существует типология политических лидеров по характеру руководства. Это формальные и неформальные лидеры. Формальное лидерство представляет собой приоритетное влияние определённого лица или группы лиц на членов организации, закреплённое в её нормах и правилах. В противоположность формальному неформальное лидерство демонстрирует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также сопровождается признанием за лидером со стороны членов группы (общества) права на руководство. Учитывая изложенное, мы считаем, что формальная и неформальная составляющие политического лидерства обычно дополняют друг друга, обеспечивая лидеру политическую карьеру.

Понятие «харизма» заимствовано из раннехристианских источников и означает «качество личности, признаваемое необычным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям».

Харизматическое лидерство возникает на крутых поворотах истории, и на первых порах ему чуждая какая бы то ни было организация. Харизма должна постоянно поддерживаться лидером. Харизматический лидер, как правило, подчеркивает социальную общность людей, усиливает националистические чувства, особенно наглядно это проявляется во время экстремальных ситуаций.

Таким образом, появление харизматического лидера тесно связанно с политическим кризисом и конфликтами, что выводит на политическую арену личность, которая выдвигает особую, многообразную доктрину избавления людей от всех бед и напастей.

Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидеров является система американского политолога Маргарет Дж. Херманн. Онаклассифицирует лидеров в зависимости от имиджа. М. Херманн выделяет четыре собирательных образа лидеров на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его конституентов; способов взаимосвязи с его сторонниками; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый образ - лидер - знаменосец . Его отличает собственное видение действительности, наличие образа желаемого будущего и знание способов его достижения. Для понимания этой формы лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К таким лидерам можно отнести лидера российских большевиков В. И. Ленина.

Второй образ - лидер-служитель . Он достигает признания благодаря тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он агент группы. На практике лидеры такого типа руководствуются тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются их последователи. Наиболее подходит к лидеру подобного типа в советской России Л. И. Брежнев, выражающий интересы партийной бюрократии.

Третий образ - лидер - торговец , для которого важна способность убеждать. Благодаря ей сторонники покупают его планы, идеи, вовлекаются в их реализацию. В этом случае лидерство основывается на взаимоотношениях, которые политик устанавливает со своими избирателями. Особую значимость приобретает стратегия лидера, к которой он прибегает, чтобы добиться поддержки общества. Образом подобного лидера можно считать сорокового американского президента Р. Рейгана.

Четвертый образ - лидер - пожарный . Его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных условиях могут быть отнесены к этой категории.

Выделение четырех собирательных образов в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде они встречаются редко. Чаще всего те или иные свойства от каждого идеального типа сочетаются в лидерстве одной личности на разных этапах ее политической деятельности.

Кроме подхода М. Хермана, существует обширная типология лидерства, к примеру, по следующим основаниям: лидер физический - интеллектуальный, временный - постоянный, профессионал - любитель, аристократичный - демократический, реформатор - революционер и т.д.

Представляет определённый интерес типология, предложенная К. Ходжкинстоном. Он выделяет следующие типы: лидер – карьерист, лидер – политик, лидер – техник, лидер – поэт.

Современные исследователи Т. Т. Сидельникова и М. Э. Барциц предполагают типологию лидерства, где акцент делается на личностно- поведенческие качества и власть как главный способ реализации политического лидерства. Они считают, что концентрация власти в руках одной из сторон участников социально- политического процесса есть основание для обособления трех типов лидерств.

Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

Что касается функций политического лидерства, то, по мнению О.В. Гаман-Голутвиной и А.Р. Галлямова, они представляют собой совокупность ролей, которые выполняет лидер по отношению к своим последователям.

Среди общезначимых функций лидеров в политологии выделяются следующие:

  • конструктивная - выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества;
  • интегративная - объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
  • организационная - создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы;
  • координационная - согласование действий институтов власти, направлений их деятельности;
  • инструментальная - определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач;
  • мобилизационная - инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;
  • коммуникативная - обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами или слоями.

Н.П. Сащенко к функциям политического лидерства добавляет следующие: творческую, аналитическую, новаторскую, коммуникативную, символическую и функцию социального арбитража.

Предметом научного интереса является проблема институционализации политического лидерства, которая проявляется в том, что процесс отбора политических лидеров, их подготовки к власти и сама их деятельность осуществляется в рамках определённых институтов. Всё это требует специальных научных исследований, выявляющих общие закономерности этого процесса, что позволит говорить о реально существующих путях формирования современной политической элиты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Е.Абашкина, Е.Егорова-Гантман, Ю.Косолапова и др. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. - М.: Антиква. - 1993. - 424 с.
  2. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобщему анализу. - М.: Российская академия управления.- 1992 г. - 135 с.
  3. Гостев А.А., Зазыкин В.Г. Методическая разработка по теме "Психологические проблемы эффективности идеологического воздействия средствами телевидения и радиовещания". - М.: Наука. - 1989. - 100 с.
  4. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология / Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Наука. - 1994. – 304 с.
  5. Кочетков А.А. Харизматическое лидерство в современной России. – М.: Москва. - 1999. – 174 с.
  6. Кудряшова Е.В. Лидерство как предмет соц.-филос. анализа. М .: Эксмо. - 2004. - 224 с.
  7. Мякотина О.В. Имидж политического лидера: тенденции становления и изменения. - М.: Москва, - 2008.- 438 с.
  8. Павлов А.А. Феномен харизматического лидерства. - М.: Наука.- 2005. - 232 с.
  9. Тихонова В.В. Политическая культура как фундаментальная основа политического лидерства // Власть.- 2010. - №11.
  10. Шестопал Е.Б. “Личность и политика”, - М.: Наука. - 1988. – 94 с.
  11. Авраменко Е. С. Лидерство: российский контекст //Известия Уральского государственного университета. - Сер. 3, Общественные науки. - 2010. - №2 (77). – 2010 с.
  12. Загурская С.Н. Психолого-коммуникативные факторы формирования личности лидера в социуме// Приволжский научный вестник. - 2013. - №7(23). – 316 с.
  13. Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала. - 2007. - №2. – 464 с.
  14. Купчин Н.Н. Вестник Московского государственного областного университета. М.: Философские науки. - 2008. - №2. 166 с.
  15. Мень М.А. Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т.13. №2. – 384 с.
  16. Сморкалова Л.В. Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - №5. – 786 с.
  17. Трунов Д.Г. Феномен харизматического лидерства // Философия социальных коммуникаций. - 2009. - № 2. – 692 с.
  18. Туманов С.В., Гаспаришвили А.Т., Митева Л.Д. Социологические исследования. - 2003. - №3. – 351 с.
  19. Фреик Н.В. Политическая харизма: версии и проблемы // Социологические исследования. - 2003. - № 12. –90 с.
  20. Чурикова А.Е. Роль личностного фактора в процессе политических переговоров// Вестник Московского университета. – М.: Политические науки. - 2010. - №5. 121 с.
  21. Шаталова Н. Что делает лидера эффективным. – М.: Кадровик. - 2007. - №7. - 250 с.
  22. Яковлев А.И. Честная книга о В.И.Ленине// Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №4. – 667 с.
  23. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3773 (дата обращения: 20.04.2014).

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

Загурская С.Н. Психолого-коммуникативные факторы формирования личности лидера в социуме// Приволжский научный вестник. - 2013. - №7(23). - 178-181 с.

Манохина О.А., Морозов В.А., Морозова С.О. Психологические модели политического имиджа// Человеческий капитал. - 2013. - №1(49). - 150-161 с.

Авраменко Е.С. Лидерство: Российский контекст// Известия Уральского федерального университета. - Серия 3: Общественные науки. - 2010. - Т. 77. №2. - 50-74 с.

Яковлев А.И. Честная книга о В.И.Ленине// Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №4. - 349-356 с.


20-й век стал переломным во всемирной истории: волнения в колониальных странах, которое спровоцировало беспорядки восстаний и революций в разных частях мира, а также значительные изменения на политической сцене. Такие страны, как Индия, получили независимость, а некоторые другие продолжали борьбу. Этот бурный период также дал нам некоторых величайших лидеров 20-го века. Определение рейтинга любого лидера по отношению к другим не является целью этой статьи. Информация, приведенная ниже, просто дает краткое описание жизни этих лидеров. Итак, рассмотрим интересные факты из жизни этих великих лидеров в мировой истории.

Махатма Ганди

Мохандас Карамчанд Ганди был одним из лидеров движения за независимость Индии. Ганди, также известный как Махатма Ганди, вел борьбу за свободу против британского режима ненасильственными средствами. Ганди родился 2 октября 1869 года в Порбандаре, Гуджарат. Уникальный пример обретения независимости, не прибегая к вооруженной революции, был показан борьбой за свободу во главе с ним. "Сатьяграха" (сатья - правда, agraha - настойчивость) был инструментом, используемым Ганди для борьбы с несправедливыми правилами государственного управления. Благодаря своей великой личности и великим деяниям, Махатма является одним из величайших лидеров всех времен.

Фидель Кастро

Фидель Кастро родился 13 августа 1926 года, был политическим и военным деятелем Кубы, который привел революцию против президента Фульхенсио Батисты и вступил в должность в 1965 году. Фидель Кастро заинтересовался политикой в его студенческие годы. В то время Соединенные Штаты оказывали сильнейшее влияние на политику правительства на Кубе. Это было главной причиной социальных волнений. Фидель Кастро напал на казармы Монкада в 1953 году, однако из-за ограниченной поддержки, эта атака была неудачной, и после суда Кастро лишили свободы. После освобождения, Фидель Кастро провел восстание против кубинского правительства в организованном порядке. В 1965 году он стал Comandanеe en Jefe, а также Председателем Совета государств. Противостоять могучему правительству при поддержке США было не простой задачей, но ему это удавалось.

Мартин Лютер Кинг Мл.

Родившийся 15 января 1929 г., Мартин Лютер Кинг был одним из величайших мировых лидеров. Борьба за гражданские права афро-американцев под руководством Мартина Лютера Кинга была проведена ненасильственным путем. "Марш на Вашингтон" (1963) под руководством Мартина Лютера Кинга является одним из важнейших событий в истории. Его речь "У меня есть мечта" оказала большое влияние на американское общество. Движение гражданского неповиновения под руководством Мартина Лютера Кинга оказалось инструментом, положившим конец расовой дискриминации и расовой сегрегации. Благодаря его великим достижениям в относительно раннем возрасте, Мартин Лютер Кинг стал самым молодым человеком, получившим Нобелевскую премию мира (1964 года).

Нельсон Мандела

Родившийся 18 июля 1918 года, Нельсон Мандела Ролихлахла являлся президентом Южной Африки. Он был против расовой сегрегации, которая в Южной Африке осуществлялась на законных основаниях. Нельсон Мандела был частью Африканского национального конгресса (АНК). Он возглавил Вооруженное крыло Африканского национального конгресса Umkhonеo we Sizwe. В 1962 году Мандела был обвинен в саботаже и арестован. Он был признан виновным по этим обвинениям и отправлен в тюрьму сроком на 27 лет, а освобожден из тюрьмы 11 февраля 1990 года. После своего освобождения Мандела продолжал свою борьбу за создание многонациональной демократии. Наконец, в 1994 году Нельсон Мандела стал президентом ЮАР и оставался на этом посту до 1999 года. Великие жертвы Нельсона Манделы ставит его в один ряд с величайшими лидерами мировой истории.

Список лидеров 20-го века

Ниже приведен краткий список величайших лидеров 20-го века. Как и описанные выше люди, эти лидеры также повлияли на общество и привели к позитивным изменениям в жизни людей.

Уинстон Черчилль
Индира Ганди
Джон Кеннеди
Роналд Рейган
Франклин Делано Рузвельт
Михаил Горбачев
Лев Троцкий
Мао Цзэдун

В этой статье приводятся краткие описания величайших лидеров 20-го века, представляющие информацию об их жизни и работе. Эти люди оказали большое влияние на развитие современного общества. Именно благодаря их усилиям, мы можем жить в обществе, свободном от расовой дискриминации и основанном на демократических принципах.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх