Животный мир лугов. Экосистема или природное сообщество луга: описание, растения, животные, роль для человека и охрана Знакомство с понятием луг

Класс: 4

Цель урока: сформировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе.

Задачи:

– сформировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе;
– познакомить с разнообразием живых организмов луга, взаимосвязь между ними;
– развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
– рассматривать возможное негативное воздействие на природное сообщество луга человеком;

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник А.А.Плешакова “Окружающий мир”, иллюстрации растений, насекомых, птиц и животных луга.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

– На столе текст № 1.
– Прочитайте текст и определите тему сегодняшнего урока.

Текст № 1.

Луга – обширные территории с травянистой растительностью, которые располагаются по низменным берегам рек и озер. Луг и лес живут рядом. Обоим сообществам хватает тепла и света. Почвы по составу похожи. Но лес не может расти прямо на берегу реки. Так как весной территория заливается водой при разливе реки. Деревья в такой влаге не могут расти. Травы же после схода воды быстро растут, так как талая вода приносит много ила, который является хорошим удобрением. Такие луга называют заливными. Люди никогда не селятся на лугах. Так как в половодье жилье будет затапливаться.

В природе встречаются еще один тип лугов – в горах. Это – альпийские луга, которые расположены высоко по склонам гор. Чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее становится. Леса сменяют кустарники, а затем травы. За короткое лето на горных лугах травы успевают вырасти, отцвести и дать семена.

– Сегодня на уроке мы отправляемся в природное сообщество – луг. Ставим перед собой цели: познакомиться с разнообразием живых организмов луга, рассмотрим взаимосвязь между ними, их пищевые цепочки.

– Найдите в тексте, какая характерная растительность луга.
– Как луг и лес расположены?
– Какие луга называют заливными?
– Какие луга называют альпийскими?

3. Изучение нового материала.

Сообщение учителя. (О растениях.)

– У луговых растений тоже есть свои ярусы – этажи, но они выражены не так ярко, как в лесу. Выше всех на лугу растут светолюбивые травы, ниже – тенелюбивые.
– Посмотрите на иллюстрации.

– Прочитайте сообщение о мышином горошке, об одуванчике, о мятлике, о репейнике.

Текст № 2.

1) Мышиный горошек растет, цепляясь за другие растения усиками. Созревает в стручках и с силой разбрасывается вокруг, когда стручок лопается.

2) У одуванчика легкие семена и их разносит ветер.

3) Мятлик. Его семена плохо намокают. Они легкие и как кораблики плывут по воде после дождя.

4) Репейник. Его семена имеют зацепы, которые прикрепляются к шерсти животных и “переезжают” на новые места.

Сообщение учителя:

– Травянистые растения растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений – цветы. Среди них есть кормовые и медоносные, лекарственные растения, растения, занесенные в Красную книгу. Их надо беречь, не рвать. А есть и ядовитые растения.

Сообщение ученика о ядовитом растении – вех ядовитый.

Сообщение учителя (о насекомых).

– Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живет. Но если прислушаться…(включаю звуки луга).
– Какие знакомые звуки вы услышали?
– Каких животных больше на лугу? (Насекомых)

– Назовите знакомых насекомых.
– Среди луговых насекомых можно встретить хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек; всеядных муравьев, которые питаются другими насекомыми, а также соком и нектаром растений.

Отгадайте загадки:

1) Над цветком порхает, пляшет
Веером узорным машет. (Бабочка.)

2) На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

3) Черен, а не ворон,
Рогат, да не бык,
Летит, воет,
Сядет, землю роет. (Жук.)

– На лугу живут жуки – санитары луга. Это жук – могильщик и жук – навозник.
– Прочитайте текст о жуке – могильщике.

Текст № 3.

Жук – могильщик ловко обманывает своих врагов. Оранжевые полоски на крыльях делают его похожим на шмеля, и если на него кто-то нападет, жук начинает гудеть как шмель. Если на земле лежит мертвая мышь, то гораздо раньше, чем ее учует лисица, рядом окажется маленький жучок, сантиметра в два в длину.

– Почему жука – могильщика называют санитаром луга?

Физкультминутка.

Бабочка вспорхнула,
Крыльями взмахнула.
Тут кузнечик скок-скок.
Пчелка летит с цветка на цветок.
Трясогузка хвостиком трясет.
Перепел из земли червячка достает.
Дружно все взмахнули,
Мы немного отдохнули.

– А какие птицы живут на территории лугов?

– Сравните их по размеру и окраске.
– Птицы, как правило, небольшого размера, пестрой окраски, которая сливается с прошлогодней травой. Форма тела птиц – обтекаемая, чтобы легче пробираться в траве.

Сообщение учащихся о перепеле, коростеле, трясогузке.

– Чем питаются луговые птицы?
– Где вьют гнезда?
– А каких животных можно увидеть на лугу?

– Очень много мелких зверьков, особенно грызунов мышей и кротов.
– Почему?
– Мыши питаются травами, семенами растений. На лугах этого в изобилии.

Крот питается насекомыми, живущими в почве, червями.

А их в лугах тоже достаточно.

Игра “Найди верную цепь питания”. (Работа в командах.)

семена растений – мышь – еж
растения – гусеницы – трясогузка
землеройка – перепел – крот

4. Работа с учебником с. 48.

Прочитайте текст. Нарисуйте плакаты – экологические знаки о поведении на лугу. (Работа в командах.)

5. Подведение итогов урока.

– Почему луг можно назвать природным сообществом?
– Как надо относиться к сообществу “луг”?

6. Д.з.

с. 43–49, пересказ, подготовить сообщение об одном лекарственном растении.

0 Природное сообщество – луг

Казахстан.г.Павлодар

СОПШ № 41

Учитель начальных классов

Рассказова О.Н.

Природное сообщество – луг

Цель : способствовать получению знаний о луге, как об одном из природных сообществ обитания животных и произрастания растений

Задачи : познакомить с понятием сообщество, луг, с разнообразием растительного и животного мира на лугу их связь

развивать познавательную активность учащихся, формировать умение сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, высказывать суждения.

Воспитывать коммуникативные качества, бережное отношение к природе, эстетику

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, слайдовая презентация, аудиозапись, видеозапись, лист А4 каждой группе, клей, цветочки вырезанные из цв.бумаги, в диаметре 3 см, карточки с заданиями.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Тип урока : получение новых знаний

Ход урока:

I . Психологический настрой .

Здравствуйте, ребята! Сегодняшнего урока мы будем совершать удивительные прогулки по красивейшим местам нашей земли. Для этого мы с собой возьмём хорошее и стремление постигать новые знания.

На парте у нас обыкновенный лист бумаги. К концу урока он должен быть похож, на то место, где мы побываем. И, так терпения и удачи!

II .Введение в тему

На земном шаре существую места, где растения и животные приспособились жить и развиваться в одинаковых условиях. Как они называются? (Сообщества)

Информацию что такое «сообщество» приготовил __________.

Ученик: Вот, что говорит нам толковый словарь. Сообщество – естественная среда обитания растительных и животных организмов имеющие одинаковые условия для своего развития и тесно связанные между собой.

Какие природные сообщества существуют?

Слайд 1. щелчок, проверка

III . C сообщение темы и цели урока.

А о каком сегодня сообществе мы будем говорить и какова тема урока, вы скажите, стихотворение (учитель читает наизусть)

По мосткам, через быструю речку

Добегу, до лугов, добегу…,

Встрепенётся восторгом сердечко

На укрытом росою лугу

В васильково - ромашковой неге

class="NoSpacing">Встречу солнца малиновый круг

И заря загорится на небе

Осушая заплаканный луг.

Тема урока «Сообщество- луг» показ видео.(3.45 мин)

Поставьте перед собой цели. О чем хотели узнать? (ответы детей)

Нам надо доказать действительно ли луг является сообществом?

Чтобы достичь наших целей. Будем работать по плану.

Составление плана (вывешивается на доску по пунктам)

  • Понятие луг
  • Растения луга. Значения для человека
  • Животные. Их роль в природе.
  • Взаимосвязь.
  • Охрана луга.

IV . Изучение новой темы

1.Знакомство с понятием луг.

Работа в парах (у ребят лежат карточки №1 см приложения)

Выполнив задания по карточке, узнаем, что такое луг? Какие бывают луга?

Проверка.

Что такое луг? Что мы назовём лужайкой? Где чаще всего располагаются луга? Какие луга называют заливными? Альпийскими? Какие луга подходят для заготовки сена? Слайд после демонстрации видео на экране слайд № 1.Далее для демонстрации с 1 слайда левой управляющей кнопки в левом углу

- вернёмся к нашим листам, которые лежат у вас на парте. Самое время узнать для чего они нужны. Они будут контролировать наши приобретённые знания в группе. Если вы узнали что-то новое для себя, вы должны будите приклеивать цветочек или листочек.

2.Знакомство с растениями луга.

Назовите одним словом,что изображено на слайде?(растения)

Вы все бывали на лугу. Опираясь на личный опыт и память, исключите на ваш взгляд растения которые не растут на лугу. (Ребята убирают лишние растения со слайда)

Лишние иллюстрации убираются с помощью щелчка при наведении на них курсора.

Что объединяет эти растения. Какие условия? (открытая местность, много света и тепло)

Условно можно разделить растения на группы.

Работа в группах .(у каждой группы карточка №2 информация о растениях см приложение)

- работая с информацией, разделите растения группы.

Какие получились группы. Составьте схему. (Ученики выходят к доске составляют схему на чистом слайде при помощи выбранных инструментов, после работы детей при необходимости надо подкорректировать выводы детей затем, следующий переход по гиперссылке итоговая схема.)

При нажатии на слово кормовые демонстрируются кормовые растения, при нажатии цветочные, демонстрируются - цветочные.

Ядовитые и лекарственные растения человек должен знать в «лицо»

(По управляющей кнопке выйти на слайд.автоматически появляется комметирование к растениям.)

Ребята, какие вы знаете ёщё названия? стихотворение. (По управляющей кнопке следующий слайд, автоматически запускается голос.)

На лугу растет ромашка
Лютик - едкий, Клевер - кашка
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как елка.
А еще? Кошачьи лапки,
Одуванчиковые шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки.
Еще много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых и пушистых,
Разноцветных и душистых.

3. Выяснение роли растений для человека

Работа в группе

Какую роль на ваш взгляд играют растения для человека?

Обсуждение. Выводы:

сбор лекарственных растений,

заготовка сена для домашних животных

красивое место отдыха

сбор мёда пчелами.

Не забываем вклеивать,листочки и цветочки.

V .Физкульт. минутка

Немного отдохнем:
Бабочка вспорхнула,
Крыльями взмахнула
Тут кузнечик скок-скок,
Пчелка перелетает с цветка
На цветок.
Трясогузка хвостиком трясет
Перепел из земли червяка достает.
Дружно все взмахнули.
Мы немножко отдохнули.

О чем говорилась в физминутке? (о животных)

VI .Знакомство с животными луга

1 .Животные луга – это около 30 различных видов и все они живут тихо, для людей почти незаметно. Здесь для каждого найдется уютная норка или в зарослях совсем незаметное птичье гнездышко. А ещё может быть просто листик или выемка в небольшом бревнышке, где с большим удовольствием живёт семья насекомых.

2.Игра «найди лишних животных »

слай д. (Ребята исключают крупных животных со слайда)

Почему вы исключили этих животных? Обоснуйте свой ответ.

Какие остались животные? Распределите самостоятельно на виды.

(насекомые, грызуны, птицы)

class="NoSpacing">Прослушивание аудио записи. По управляющей кнопке перейти на слайд, звуки включаются автоматически

3.Работа с учебником

Индивидуальная работа (работа по заполнению таблицы, таблица см приложение)

Откроем страницу 72 (Познание мира для 4 кл. Атамура 2011 .К.Жунусова, А.Бирмагамбетов). Информацию, полученную из учебника, занесите в таблицу

Проверка (ребята перечисляют названия животных)

Работа в группе . получение краткой информации о некоторых животных. (у каждой группы своя информация о животных.)

Задание: донести информацию другим

1 группа насекомые.

2 группа птицы

3 группа грызуны.

после выступления каждой демонстрируются животные. Переход по управляющим стрелкам.

Обобщение. Выводы. Какую роль играют животные луга в природе?

напоминаю, что за полученные знания мы вклеиваем цветочек или листочек.

VII Взаимосвязь животных и растений луга

1.Составление цепочки питания..

Как связаны между собой шмель и человек?

Высказывание мнений, умозаключений учащихся.

вывод : собирая нектар с цветов, перелетает с цветка на цветок, тем самым опыляя его. Если бы цветы не опылялись, растения не давали бы семена, не появлялись новые растения. Корм для сельскохозяйственных животных исчез. Чем кормить животных? Ведь человеку нужно молоко, мясо.

(С помощь инструментов ребята составляют цепь питания) Какие цепи питания есть ещё? Доказывают ли эти связи, что луг-это сообщество?

Что произойдет, если мы уничтожим, хоть одно звено в этой цепи?

Можно ли травить комаров? Истреблять мышей? К чему может привести неумеренный выпас скота?

Как выдумаете, кто является самым главным врагом? (человек!) Докажите?

Если узнали для себя новое, не забываем про цветочки.

2.Экологическая проблема

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковёр. Девочки нарвали букеты цветов. Мальчики наловили кузнечиков, бабочек. Будет, что показать ребятам в городе. в траве мы нашли гнездо какой- то птицы. В нём лежали голубоватые яйца. Мы поддержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц- всё равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили на лугу. Не тащить их же в город к мусорному контейнеру. Слушали музыку. Домой вернулись довольные. Весело прошёл день.

Работа в группе.

Проанализируйте действия ребят в своих группах. Выведите правила поведения на лугу.

Обсуждение. Какие правила вы решили издать?

Вывод правил .(каждая группа предлагает свои правила,общие заносятся себе в тетрадь.)

  • не рви цветов
  • не лови бабочек стрекоз, кузнечиков
  • не бери яйца птиц в руки.
  • не оставляй мусор
  • не кричи,не шуми и т д.

VIII . Творческая работа. Составления РАФТ.

Р- роль (растение или животное)

А- аудитория (люди земли)

Ф- форма (письмо)

Т- тема (помощь)

class="NoSpacing">Заслушивание 2-3 желающих.

IX Рефлексия

Закончи предложение

Теперь я знаю…..

Теперь я буду….

Я никогда не буду….

X . Домашнее задание на выбор.

подготовить сообщение о животном луга

о растении луга

найти материал по теме для рубрики «Это интересно»

XI .Итог урока

Мы завершили наше виртуальное путешествие на луг. И наши маленькие лужайки знаний созданные в группах,сейчас превратятся в луг знаний. (на доске крепятся листы с цветочками.)

Оценки …

Спасибо за урок.

Использованная литература

Научно-познавательная энциклопедия «Я познаю мир»

Начальная школа 1989г.

Новейший справочник школьника Г.П.Шалаева Эксмо 2007

Приложение

Карточка №1

Луга –это участки растительности со сплошным влаголюбивым травянистым покровом. Небольшие участки с тра­вянистой растительностью обычно называют – лужайками.Чаще всего луга располагаются по долинам рек, озёр и низинам, возникая на месте срубленных лесов, осушенных болот. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются – заливные или пойменные . Пойменные луга являются прекрасным пастбищеми сенокосным угодьям. Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Называют такие луга – цветочные или альпийские .Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели.

Карточка № 2

В отличие от леса, на лугах отсутствуют ярусы. Если бы не жвачные животные (коровы, лошади, овцы) кустарники и деревья быстро заполонили бы луга. Здесь только травянистые растения. Весной луга покрываются зелёным ковром, летом яркими красками. На лугу произрастает много растений. Прежде всего, нужно отметить злаки . Это травянистые растения со стеблем - соломиной и невзрачными цветкам Цветки злаковых трав столь малы и невзрачны, что большинство людей не подозревают об их существовании. Растут злаки нередко вместе, образуя густые дернины или даже кочки из сплетённых корней. Во время суровой зимы именно в дернине переживают неблагоприятный период будущие молодые ростки. Злаки- самые многочисленные растения лугов. Их называют кормовым . Но цветки их невзрачны и опыляются ветром. Красоту луга придаёт яркий ковёр из цветущих растений . Ромашка, герань, луговая, василек, лютик, валериана, зверобой, одуванчик, пижма, цикорий, колокольчик, аконит. Среди этих цветов есть и лекарственные и ядовитые растения.

насекомые

Насекомые.

Особенно разнообразны насекомые. Над цветами летают пчёлы, шмели, бабочки, мухи они кормятся нектаром, опыляют цветка. Велика роль шмеля, он опыляет клевер. Семья шмелей живет только одно лето. Божья коровка истребляет от 50 до 270 тлей, высасывающих сок из растений. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве, кузнечиков, кобылок, сверчков. Кузнечики и кобылки стрекочут, а сверчки мелодично «поют». Стрекотание кузнечиков получаются от того, что на крыльях есть особая жилка, как смычком они трут о ножки. Получается такая «музыка» .У них длинные ноги с крепкими мышцами которые служат для резкого толчка в верх. Их окраска очень гармонирует с окружающей средой. Есть жуки- навозники, жуки- могильщики, они содержат луг в образцовой чистоте. Насекомые основная пища для птиц.

Птицы на лугу находят не только корм, но и убежище от врагов. В траве они устраивают гнёзда, выводят птенцов. Здесь можно встретить коростеля, перепелку. Взлетают они редко, в основном бегают по земле. Своё присутствие перепел выдаёт песенкой, «пить –полоть». Свое потомство перепелка очень сильно оберегает. Во время высиживания яиц, перепёлка сидит плотно на яйцах, не покидая гнезда, даже при приближении сенокосилок. Нередко в таких птицы погибают. Коростель кричит громким скрипучим криком «дерг-дерг». Второе его названия дергач. Жаворонок, взвивается высоко над своим гнездом с песней. При этом машет очень быстро крыльями, как бы зависая в воздухе. Трясогузка постоянно трясёт хвостиком.

На лугу живут, полёвки и мыши. Охотиться за ними прилетают из леса совы. В больших количествах обитают кроты. Он всю жизнь проводит под землей. Передние лапы настоящие лопата. Они любят полакомиться вредными насекомыми, червями. За один раз крот съедает до 30 г. дождевых червей. Насытившись, он засыпает на 4-5 часов. Крот большой мастер, строить подземелья. Тем самым рыхлит почву. Но и повреждает корневую систему. Его враги куница, лисица, совы. По соседству можно встретить семейство суслика. У них особая привычка, при приближении врага принимать отпугивающую стойку «столбиком», и отпугивать противника свистом.

Значение крота

  • Читать дополнительно: Обыкновенный крот

Польза кротов

За год каждый крот выносит на поверхность центнеры земли, обогащенной кальцием, магнием и другими элементами питания растений. На рыхлых кротовинах иные условия, чем в плотном травостое, поэтому кроты влияют и на разнообразие видов растений.

Глинистая почва, изрытая кротами, лучше увлажняется и дышит, в ней не задерживается вода: избыток влаги уходит по кротовинам в более низкие почвенные горизонты.

Кроты принадлежат к истребителям вредных насекомых и могут регулировать массовое размножение некоторых видов: известен случай, когда, после отлова кротов в одном из чешских парков, там появился майский жук в таком количестве, что были вынуждены снова поселить там кротов.

Поэтому появление кротов в лесных посадках - благо, а вот перекапывание почвы водяными крысами надо считать сигналом опасности.

Вред кротов

Но все-таки в саду (на огороде) крот более вреден, чем полезен. Прорывая свои ходы и устраивая хранилища, он повреждает корни плодовых деревьев и ягодных кустарников, тем самым нарушая нормальное питание растений и часто вызывая даже их гибель. Почва в этих местах пронизана длинными ходами. Вредят кроты многим культурам, но особенно они досаждают на посадках земляники, облепихи, огурцов. Попав на грядку рыхлой земли, крот просто переворачивает все "вверх дном" выворачивая и смешивая посадки с землей. Крот уничтожает полезных для почвы дождевых червей и лягушек, поедающих массу вредных насекомых. Деятельность крота наносит большой урон газонам и лугам.

Даже когда крот уходит, его норами начинают пользоваться полевки - съедают нередко целые гряды моркови, кортофеля, луковиц - остается только ботва. Полевки и сами способны наделать нор под грядами и полакомиться корнеплодами.

Весьма примечателен факт совместного проживания водяных полевок (водяных крыс) в садах и огородах совместно с кротам. Они обоюдно пользуются подземными ходами, не конкурируя по характеру добываемого корма, при этом заметно расширяя область своей активности.

Промысловое значение

Ценное промысловое животное. Длина волос летнего меха до 7 мм, зимнего - до 12 мм. Линяет три-четыре раза в году: весной, летом и осенью: почти все теплое время года у кротов идет полная или частичная смена волосяного покрова. Лучший мех - высокий, ровный, густой, бархатисто-блестящий, угольно-черный с серебристым налетом бывает у кротов с конца октября - в ноябре, после завершения полной осенней линьки. Шкурки кротов небольшие, но прочные. Ценностью шкурок определяется главное значение крота.

"Жизнь луга. Луг - природное сообщество"

Цели урока:

    формирование представления учащихся о луге - природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг; развить представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении, творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к Родине.

Задачи урока:

    познакомить с животными и растениями лугов и их особенностью; показать связь между природой и деятельностью человека; воспитывать экологическую культуру, помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охранять.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические (работа с гербарием, самостоятельная работа), а также исследовательский метод изучения нового материала.

Форма организации урока: урок – научная экспедиция.

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная , работа в парах, в группах.

Оборудование: учебники «Мир вокруг нас» (4 кл.), рабочие тетради, карточки для индивидуальной работы, гербарий «Растения луга нашей местности», карточки-определители, фотоэтюды с изображением лугов края, схема «Луг», картинки «Насекомые», аудиозапись «Голоса луга», Красная книга РФ, стенд «Лекарственные растения нашей местности», выставка рисунков на тему «Животные леса», карта района.


Ход урока:

Орг. момент.

Прозвенел звонок, всех позвал нас урок –

Сегодня, ребята, мы вновь отправляемся в научно-исследовательскую экспедицию. Желаю вам успехов и новых интересных открытий!


Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Бежит тропинка через луг,

Ныряем влево, вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

(И. Суриков)

Как вы думаете, по чему я начала урок этим стихотворением?

С чем сравнивает поэт зелёный луг? Как описывает букеты луговых цветов?

Кто из вас бывал на лугу? Что особенно запомнилось?

Какие растения там растут? Как их можно назвать одним словом? (Травы) Почему они растут на открытом пространстве?

Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.


Проверка домашнего задания.

– Отправится в новую экспедицию сможет лишь тот, кто хорошо усвоил материал прошлого урока. Проверим домашнее задание.

1) Графический диктант.

Запишите знак +, если утверждение верное, если неправильное поставьте -:

1 Самый верхний ярус леса образован деревьями.

2 Средний ярус – это мхи и лишайники.

3 В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб-гусеница-птица-микробы.

4 На дереве обитают кроты и землеройки.

5 Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

6 Жуки короеды приносят вред лесному сообществу.

7 Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

8 Все животные леса делятся на четыре группы по типу питания.

9 Бурый медведь хищник.

10 Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

Ответы: +, -, -, -, +, -, -, +, -, -.

2) Фронтальная беседа по пройденному материалу.

– С каким природным сообществом мы познакомились на прошлом уроке?

– Почему ученые называют лес природным сообществом? (Важно чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие)

3) Игра «Деревья, кустарники, травы».

– Если я назову дерево, произрастающее в наших лесах – поднимаете руки, кустарник – просто стоите, траву – приседаете.

Кислица, калина, медуница, липа, ольха, бересклет, лиственница, жимолость, орешник, копы тень, сосна.

4) Работа с выставкой рисунков по теме «Животные наших лесов».

– Посмотрите, какие замечательные рисунки нарисовали ребята на тему «Животные наших лесов».

– Какие это животные, и на каком лесном этаже они обитают?

– Какие цепи питания можно составить с этими животными?

– Какие из этих животных занесены в Красную книгу?

Учитель подводит итог: Лес – природное сообщество нашего края. Его обитатели – растения и животные, грибы и микробы - живут совместно и тесно связаны между собой.

– Скажем лесу: «До свиданья!

Ты расти на радость людям,

Охранять тебя мы будем!»


Изучение нового материала.

Внимательно рассмотрите схему «Луг».

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, Клевер кашка!

Что ещё гвоздика, смолка.


Колокольчик, хвощ как ёлка

А ещё кошачий лапки,

Одуванчиковы шапки, подорожник, васильки,

Грамофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых и пушистых

Разноцветных и душистых (Г, Лагздынь)

Какие растения растут на лугу?

Что объединяет все эти растения?

Знакомство с растениями луга.

Давайте поближе познакомимся с растениями, растущими на лугу.

а) Практическая работа в парах с гербарием луговых растений нашей местности.

Рассмотрите растения, встречающиеся на наших лугах, и узнайте их название с помощью карточек-определителей. Запишите их названия в тетрадь, разделив их на 2 – цветковые и травы.

* Какое луговое растение поможет при простуде?

(ромашка лекарственная)

* Какое луговое растение поможет при болезнях желудка? (тысячелистник)

* Отвар из какого растения освежит и успокоит? (мята)

* Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой)

Закройте глаза, представьте летний луг, прислушайтесь (Звучит запись голосов животных луга)

Кого вы услышали? Богат луг разнообразием животных.

Знакомство с животными луга.

Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения. Они невысокие. Каким же вы представляете животный мир луга? (животные маленькие)

Богат луг разнообразием животных. Какое животное могло бы о себе так сказать?

* «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (кузнечик)

* Я самое прожорливое животное на планете. (стрекоза)

* Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду – землю рою. (жук)

* Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (пчела)

* Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (бабочка)

* Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (шмель)

* Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. (муха)

* Лечу – говорю, сяду – молчу. (оса)

На доску вывешиваются картинки с изображением насекомых.

Как одним словом назвать всех этих животных наших лугов? (Насекомые) Какую помощь они оказывают растениям луга? Какое насекомое является настоящим украшением наших лугов? (Бабочка)

О других животных вы узнаете рассмотрев иллюстрации на стр. 184-185 вашего учебника.

О каких животных говорится в статье?

Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много. Иначе они погубят растения.

Как живут обитатели леса?

Как по этому можно назвать луг? (природное сообщество)


Физкультминутка.

Бабочка вспорхнула

Крыльями взмахнула

Тут кузнечик скок – скок,

Пчелка перелетает

С цветка на цветок,

Трясогузка хвостиком трясёт.

Перепел из земли червячка достаёт.

Дружно все вздохнули, мы немного отдохнули.


Закрепление изученного.

Самостоятельно прочитайте статью «Луга и человек». Перескажите содержание текста друг другу в парах.

Что дают луга человеку?

Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу.

Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?

Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, ведь в конечном итоге он пострадает сам.

Какую роль играют растения в жизни животных?

Какую роль играют животные в жизни растений?

Вывод: обитатели луга живут сообща, значит, луг является природным сообществом.

Кого называют санитарами луга и почему?

Используя иллюстрации на стр. 184-185 учебника. Запишите две - три цепи питания сложившиеся на лугу.

Найдите в данной схеме животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга: травы – гусеницы ---птицы.

Моделирование схемы «Взаимосвязь живых организмов луга».

Экологические загадки:

б) Что произойдет, если уничтожить норы шмелей?

Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».

Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прослушайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили?

Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие?


Итог урока.

Почему луг является природным сообществом?

Чем луг отличается от леса?


Рефлексия.

Ребята, что необходимо чтобы вырастить лес? (необходим солнечный свет).

Если вам было на уроке интересно и увлекательно, всё было понятно, то вы прикрепите лучик к первому солнышку.

Если вы испытывали какие-то затруднения, то лучик прикрепите ко второму солнышку.

Желаю вам солнечных дней. Спасибо за урок!


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх