Презентация на тему "александр александрович блок". Конспект урока по литературному чтению на тему "А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона II
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..
Анализ стихотворения «Ворона» Блока
Александр Александрович Блок, символист, певец Прекрасной дамы, в 1913 году опубликовал цикл произведений для детей, среди которых одно из самых характерных – «Ворона».
Стихотворение написано осенью 1912 года. Его автору исполнилось 32 года, он женат, известен, постоянно находится в творческом поиске. Путешествовал по Европе, был впечатлен гибелью «Титаника». По жанру – стихи о природе, по размеру – трехстопный анапест с парной рифмой, 6 строф. Стихи написаны специально для детей. Интонация направлена на то, чтобы вызвать сопереживание, отклик в детском сердце. При этом всего одно восклицание, большинство строф оканчивается задумчивым многоточием. Нелепая, обыденная птица должна не насмешить ребятишек, а растрогать. В каждом двустишии – комичная черточка, описывающая ворону. «Так с зимы и осталась лохматой»: еще мерзнет, простужается, не распушила перышки. «Дух занялся»: фразеологический оборот, означающий примерно то же, что и строка басни И. Крылова «в зобу дыханье сперло». То есть, забыла важничать, пришла в неописуемое волненье от «вешних звонов». «Глупым скоком»: у этой птицы особое, сближенное строение пальцев лапок, отчего она и передвигается вперевалку, бочком. Вообще, ворона известна своей страстью к играм, развлечениям и шалостям.
Единственный вопрос в 4 строфе: что белеет под травкой? И тут же птица переключается на другое: вон желтеют мокрые стружки. «Это все – игрушки»: птица умеет сама себя занять, любопытство ее безгранично. «Довольна, что весна, и дышать ей привольно!» Вопрос о пропитании не стоит, ей хочется познавать мир, наблюдать и забавляться. Лексика нейтральная и просторечная, все рифмы открытые, кроме третьего двустишия. Инверсия (измененный порядок слов): глядит она. Эпитеты просты, реалистичны, их немного: лохматой, глупым, нежною. Повтор: что. Ребенок невольно учится у героини стихотворения любознательности, умению радоваться простым вещам, разделять эмоции не только с людьми, но и с природой. Автор отлично знает, что сокровища малышей из их карманов напоминают незатейливые игрушки вороны. Нарисованная поэтом картинка проста, но включает в себя все базовые представления о весне как времени года. Собственно, произведение создавалось для сборника с дидактическим уклоном «Круглый год».
В детстве и юности А. Блок каждое лето проводил в усадьбе матери Шахматово. Впечатления тех счастливых лет легли в основу зарисовки «Ворона».
1 . Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.
Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:
Кончил учитель урок,
В воздухе сыро, тепло,
Мирно сидит на крылечке.
Белый туман за прудами.
Звонко кричит пастушок.
Старый учитель сидит, -
Скачут барашки, овечки.
Верно, устал от работы:
Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит
Светит косыми лучами.
Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 2)
2. Рассказ учителя о поэте.
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. (Слайд №4)
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. (Слайд №5)
Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. (Слайд №6)
3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»
(Слайд №7)
- Дети слушают стихотворение
- Работа над содержанием
Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ -
разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.
Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой.Показаны зимние забавы детей).
- Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью.Детям очень весело играть зимой).
Прочитайте стихотворение выразительно.
1 . Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.
Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:
Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло,
Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами.
Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, -
Скачут барашки, овечки. Верно, устал от работы:
Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит
Светит косыми лучами. Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 2)
2. Рассказ учителя о поэте.
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. (Слайд №4)
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. (Слайд №5)
Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. (Слайд №6)
3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»
(Слайд №7)
- Дети слушают стихотворение
- Работа над содержанием
Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ -
разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.
Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).
- Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой).
- Прочитайте стихотворение выразительно.
Технологическая карта урока
Класс: 3гУчитель: Коньшина Т.Г.
Дата: 10.02
Тема:
А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
Образовательные цели:
познакомить учащихся с содержанием произведения;
Продолжать работать над развитием беглого, выразительного, вдумчивого, грамотного чтения;
Научить поступки, поведение героев произведения;
Помочь понять детям как надо относиться к тем кто нас окружает;
Воспитывать чувство сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе
Развивающие цели:
развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание
Воспитательные цели:
создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах
Тип урока:
урок «открытия» новых знаний.
Основные термины и понятия:
Словарные слова
Межпредметные связи:
Русский язык, окружающий мир
Познавательные УУД:
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,
иллюстрация и др.)
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Регулятивные УУД:
с амостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Личностные УУД:
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися
Ресурсы
мультимедийная презентация, учебник.
Индивидуальная- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
Настраиваются на работу.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Метод «Мозгового штурма»
– Прочитайте стихотворение с удивлением.
– Прочитайте сердито.
– Прочитайте скороговоркой.
Избушка старая в лесу И ворон старый сторожит
У дуба старого стоит. Избу у старого пенька.
Колдунья старая живет
В избушке старой, что в лесу
У дуба старого стоит,
Где ворон старый сторожит
Избу у старого пенька.
– Выполните дыхательную гимнастику. Представьте, что вы на лугу. Вас окружают эти чудесные цветы, почувствуйте этот прекрасный аромат цветущих растений: сделайте шумный вдох носом и выдохните ртом.
– А сейчас вы маленькие медвежата и про́сите протяжно, баском, четко произнося звуки, у мамы-медведицы поесть
СТИХИ С. Чёрного выразительно
Постановка учебной задачи
Фронтальная
Создание проблемной ситуации
1 . Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.
Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:
Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло,
Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами.
Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, -
Скачут барашки, овечки. Верно, устал от работы:
Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит
Светит косыми лучами. Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 2)
2. Рассказ учителя о поэте.
А.Блок (Слайд №3)
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. (Слайд №4)
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. (Слайд №5)
Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. (Слайд №6)
3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»
(Слайд № 7 )
Дети слушают стихотворение
Работа над содержанием
Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ -
разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.
Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой).
П рочитайте стихотворение выразительно.
Первичное закрепление.
Фронтальная
Групповая
Решение логических заданий
Продолжение изучения темы
Работа над стихотворением «Сны». (Слайд № 8)
Дети слушают стихотворение.
Работа над содержанием.
Давайте разберем непонятные слова. Найдите значение слов:
ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;
ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;
ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;
ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
Чтение стихотворения «сильным» учеником.
Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)
Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)
Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)
Работа над стихотворением «Ворона». (Слайд № 9)
Дети слушают стихотворение.
Выборочное чтение.
Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)
Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой .)
Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?
(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком.)
- Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.
(Вниз на землю глядит она боком:
что белеет под нежною травкой?)
Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?
(Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки...
Это все у вороны - игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..)
Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела.
Осмысливать понятия .
Объяснять смысл названия рассказа.
Давать характеристику героев.
Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.
Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Исследовательская работа
Выразительное чтение детьми стихотворения.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Метод «Мозгового штурма»
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.
Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
Литературное чтение
Тема . А. А. Блок. «Сны», «Ворона».
Планируемые результаты:
Предметные:
Представлять картины, изображенные в стихотворении;
- читать выразительно, отражая настроение стихотворения.
Личностные результаты
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Цели : продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Блока; прививать интерес к литературе, любовь к поэзии; работать над развитием мышления, выразительной речи учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На доску вывешиваются рисунки к стихотворению А. Блока «Ветхая избушка».
– Мы видим веселых, счастливых детей, которые «лепят снежный дом», резво катятся с горы на санках, а старая бабушка, наблюдая за ними, наверное, вспоминает свое детство. А какие ваши любимые зимние игры?
– Знакомо ли вам состояние, испытываемое ребятишками из стихотворения А. Блока?
Учащиеся рассказывают стихотворение наизусть.
III. Изучение нового материала.
– Набегавшись и наигравшись вволю, хорошо погреться дома у теплой печки, а затем, забравшись на печку или удобно устроившись в кроватке, с замиранием сердца слушать сказку, рассказанную доброй бабушкой или нянюшкой. Об этом стихотворение А. Блока «Сны».
Учитель выразительно читает стихотворение.
– Почему мальчик любит «луч зеленый, луч лампадки»? (Потому что засветив лампадку, няня начинает рассказывать сказку, которую он с нетерпением ждет.)
– Почему ему «жалко уснуть»? (Он боится пропустить хоть одно слово из сказки.)
Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)
С л о в а р н а я р а б о т а:
ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;
ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;
ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;
ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
Упражнение в чтении стихотворения .
– У Саши Черного мы читали стихотворение о воробье, а вот Александр Блок написал стихотворение о другой птице, которую так же часто можно встретить в любом дворе, а стихотворение так и называется – «Ворона».
– Прочитайте стихотворение друг другу.
Работа в парах .
– Какой вы представили себе ворону?
– Отчего она «запрыгала… глупым скоком»? (о т радости, что наступила весна.)
– Прочитайте строки, подтверждающие ваше мнение.
Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой.)
Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?
– Как поэт относится к вороне? (Немножко подшучивает над ней (так с зимы и осталась лохматой; даже дух занялся у вороны; запрыгала вбок глупым скоком), но все же он рад, что ворона пережила все тяготы и невзгоды зимы и встретила долгожданную весну.)
Словарная работа
покатая - наклонная поверхность вешние звоны - весенние звоны
привольно - свободно
IV. Итог урока.
– Какое настроение осталось у вас от урока?
– Что особенно понравилось?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений А. Блока «Сны» и «Ворона» (с. 51–54,), по желанию сделать рисунки к одному из стихотворений.
Родился и воспитывался А.Блок в доме, который принадлежал Петербургскому университету, в дворянской профессорской семье. Родители поэта – мать: Александра Андреевна Бекетова и отец: Александр Львовича Блок. Они разошлись, когда ему не было и двух лет, мать вернулась в дом своего отца Андрея Николаевича Бекетов. Детство будущего поэта в основном проходило в подмосковном имении деда Шахматова. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом, писали книги и занимались переводами. Поэтому, неудивительно, что Блок начал сочинять стихи в раннем возрасте, лет с пяти. Позже, будучи гимназистом, он издавал рукописные журналы, а с шестнадцати лет начал писать всерьез. В 1898 году он окончил Петербургскую Введенскую гимназию и поступил в университет на юридический факультет. В 1903 году он женится на Любови Дмитриевне Менделеевой 1905 г. – первая книга «Стихи о Прекрасной Даме» В 1906 – 1908 году А.Блок становится профессиональным литератором. Имя его приобретает известность. Выходят в свет новые сборники его стихов «Нечаянная радость», «Снежная Маска», «Земля в снегу» и другие.1921 год – скончался, похоронен на кладбище в Санкт-Петербурге.