Правописание «НЕ» с различными частями речи. Правописание не с числительными и местоимениями Правописание частицы не с числительными таблица

С числительными частица не пишется раздельно: не пять, не сто семь, не девятьсот тридцать пять, не два с половиной, не семеро.

Не с глаголами

1. С глагольными формами частица не пишется раздельно: не спеши, не читаешь, не читал, нельзя не прочитать. (Так же как и при существительных, не в сочетании с глаголом выступает в качестве отрицательной частицы.)

Примечания: 1. Глагол хватать (хватить) во всех значениях существует как отдельное слово, поэтому частица не с этим глаголом пишется раздельно: Подво-ду! Ишь ты!.. Лошадей про всех не хватит. Прошагаешь и пехтурой (М. Г.); Взялась за роли потруднее, да и провалилась,- пороху не хватило! (М.-С). Пишется раздельно не и в устойчивом словосочетании Этого ещё не хватало!

2. Глагол недоставать в значении "отсутствовать в нужном или желательном количестве, не хватать" пишется слитно: Не пошла одна только поэзия, которой мне недостаёт (Ч.). Слитно пишется этот глагол и в устойчивом словосочетании Этого ещё недоставало! Причастия от глагола недоставать пишутся тоже слитно (и при наличии пояснительных слов): Общие места сценария в фильме обрели недостающую им конкретность (газ.).

В других значениях не с глаголом доставать (достать) пишется раздельно: Мальчик глубоко погружается в воду, ко дня, как и прежде, не достаёт - "не достигает, недотягивается до дна, не касается дна"; Я не достал билет в Большой театр - "не приобрёл",

2. С глагольными формами частица не пишется слитно: 1) в немногих глаголах, не употребляющихся без не: невзвидеть света, невзлюбить, неволить, недужиться, нездоровиться, несдобровать и др.

Примечания: 1. Пишутся слитно просторечные глаголы нейдёт, неймёт, неймётся, неможется, употребляющиеся только в форме настоящего времени.

2. Следует отличать глагол нейдёт (прост.) от словосочетания не идёт.

2) в глаголах с приставкой недо-: недовесить (недовешивать), недовыполнить, недодать (недодавать), недоедать, недоплатить, недосыпать. Среди образований с недо- есть глаголы, которые без частицы не употребляются: недолюбливать, недооценить, недопонимать, недослышать, недоумевать, недоучесть и др.

Следует различать глаголы, в составе которых есть приставка недо- (недоедать, недосыпать), и сочетания частицы не и глагола с приставкой до- [не доедать (не доесть), не доспать];

Сложная приставка недо- придает глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-либо нормой: А то, что актёр недорабатывает в творческом процессе, мало кого интересует (газ.) - "не доводит роль до необходимой степени завершенности"; Кого-то мы в эти бурные дни недоохватили, обошли (газ.); Остались мелочи: кто-то что-то недоделал... кто-то что-то не поставил (газ.).

Иногда приставка недо- соотносится с антонимичной приставкой пере-, вносящей в глагол значение превышения нормы: Бывала летом агрономка, хохотала, недосказывала, пересказывала (Ч.) - "очём-то умалчивала и сообщала что-то лишнее"; Недовернёшься - бьют, перевернёшься - бьют (пог.); В совете батальонных командиров было решено представить полке парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем недокланяться (Л. Т.); Ты, братец, местами недопонял, местами перепонял (Ч.).

Глаголы с приставкой недо- не только указывают на недостаточность действия, обозначенного глаголом, но и имеют свое значение и выражают конкретное понятие, ср. недолюбливать -"чувствовать нерасположение, неприязнь к кому-л.". Новое понятие лежит и в основе глаголов с недо-, которые имеют созвучные им глаголы с приставкой до-и отрицанием; ср.: И потом не встретишься нигде и недосчитаешься иных друзей (Алиг.; недосчитаться- "обнаружить при подсчете недостаток, отсутствие кого- или чего-л.").-- Этого-то народу, друг ты мой любезный,- начал рассуждать бурмистр,- сколько угодно/ Вот мы считали их, а все ещё далеко до конца не досчитались (Усп.); И как недосмотрел? И как недослышал? (Тр.; недосмотреть- "просмотреть, допустить оплошность, что-то не увидеть, не заметить") - не досмотреть фильм; недоговаривать ("умалчивать")-не договорить до конца.

Примечание. С приставкой недо- создается много неологизмов: Автор, мол, недоотразил, недоистолковал (Грек.).

Что же касается глаголов с приставкой до- и предшествующей частицей не, то они обозначают действие неоконченное, не доведенное до конца: Секретарь вытаращил глаза и не дописал слова (Булг.); Я не дослушал рассказ и вернул Герасима к рассказу о Чехове (газ.). Сочетания глагола с приставкой до- и предшествующей частицы не часто имеют при себе дополнение с предлогом до: ...А вот до корня-то не додумал (Баж.). Нередко в предложении дополнение с предлогом до отсутствует, но отчетливо подразумевается: Он не договорил своей речи и махнул рукой (Т.). Иногда это дополнение ясно из предшествующего контекста: Я совершенно отвык думать до тех пределов, пока работает мысль, и чувствовать, пока чувствуется... И это всю жизнь: чувствовать и не дочувствовать, думать и не додумывать, говорить и не договаривать (Усп.).

Примечание. Причастия (в полной и краткой формах) и деепричастия, образованные от глаголов с недо-, пишутся тоже слитно (см. ниже).

На вопрос Как пишется "не" с числительными? заданный автором Екатерина Кириченко лучший ответ это Не с числительными пишется только раздельно: не два, не пятнадцать, не триста двадцать семь, не сотый, не пятьдесят первый, не пять восьмых.
А для остальных случаев существуют следующие правила:
Не пишется слитно:
1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать;
2. С существительными, если отрицание придаёт слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придаёт слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский.
3. С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о (-е) , если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т. е. болезненный) , невозможный характер (т. е. тяжелый) , море неспокойно (т. е. волнуется) , дело нечисто (т. е. подозрительно) .
4. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: неоконченный (труд) , нераспустившийся (цветок) , нержавеющая (сталь) , нелюбимый (ребёнок) , нескрываемая (злоба) , несжатая (полоса) (в таких случаях причастие близко к прилагательному) ; но: не оконченный вовремя труд, не распустившийся из-за холода цветок, не любимый матерью ребёнок.
5. В местоимениях, когда не от последующего местоимения не отделено предлогом, например: некто, нечто, некого, нечего (но: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что) .
В местоименных наречиях, например: некогда, негде, некуда, неоткуда.
6. В наречиях незачем (в значении «бесцельно» , например: незачем туда идти) , нехотя; в предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на; в вопросительной частице неужели.
7. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы) , недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь) , недосыпать (спать меньше нормального) .
Не пишется раздельно:
1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьёт, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша.
2. В причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен, дом не достроен, пальто не сшитое б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова, а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принёс не законченную работу, а только отдельные наброски.
3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна – страшна твоя немилость (Пушкин) ; утро настало не ясное, а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью») ; не завтра (здесь не может не быть противопоставления) .
4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так.
Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.
5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из..., не под..., не то... не то.
6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль.
7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.
Источник:

Ответ от Антошка Матеркин [новичек]
Раздельно


Ответ от Осокорь [новичек]
Всегда РЗДЕЛЬНО!! !


Ответ от Невропатолог [гуру]
С именами числительными "не" пишется всегда раздельно: не один, не два, не трое, не восьмой класс, не полтора года и т. д.


Ответ от росянка [гуру]
всегда раздельно
не один, не два, не трое, не восьмой класс, не полтора дня


Ответ от саша гулина [гуру]
Раздельно, не тридцатый и тд.. удачи


Ответ от Marina Nikolaeva [гуру]
Пиши всегда раздельно. Пример не третий, не пятый, а десятый. С именами прилагательными в таких случаях, например, он был неплохой муж. Тут не слитно, так как слово неплохой играет как слово ХОРОШИЙ. Ясно? Но если есть сравнение с чем -то или с кемто, тогда раздельно. Пример, он был не плохой муж, а хороший. То есть где ВЫ утверждаете, что он на самом деле был ХОРОШИЙ и не плохой муж. Где есть утверждение и сравнение всегда пишите раздельно, а слитно, когда Вы на 100% знаете, что неплохой, негодный, немалый, ненормальный и так далее. Но к числительным это правило НЕ ОТНОСИТЬСЯ! ЗАПОМНИТЕ!

Числительные количественные, порядковые, дробные 1. Сложные количественные числительные (состоящие из двух основ) пишутся слитно, например: семьсот, семьдесят. Составные количественные числительные (состоящие из нескольких слов) пишутся раздельно: в сочетании имеется столько слов, сколько...
(Русский язык)
  • Имя числительное
    Наибольшее количество затруднений, возникающих при употреблении числительных, связано с их склонением. Для того чтобы выбрать правильную форму косвенного падежа, надо прежде всего определить разряд и тип склонения имени существительного. При выделении разрядов необходимо учитывать своеобразие семантики...
  • ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ
    Отрицательные местоимения 1. В отрицательных местоимениях под ударением пишется не, без ударения - ни, например: некого спросить - никого не спрашивать, нечему удивляться - ничему не удивлялся. 2. В отрицательных местоимениях частицы не и ни, превращаясь...
    (Русский язык)
  • Местоимения как языковые средства реализации КО «свой - чужой»
    Местоимения играют ключевую роль в организации семиотического пространства ПД, так как именно они позволяют отнести тот или иной объект к «своим» или «чужим». Как уже было сказано выше (см. главу 2), местоимения we и they являются ключевыми словами- репрезентантами КО «свой - чужой». Рассмотрим...
    (Концептуальная оппозиция «свой-чужой» в британском политическом дискурсе)
  • ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ
    Личные окончания глаголов Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке имеется два спряжения - первое и второе. Они различаются по окончаниям. Если окончания глагола стоят под ударением, разграничение первого и второго спряжения не представляет сложности: спряжение...
    (Русский язык)
  • Ударение в глаголах
    В «Большом орфоэпическом словаре русского языка» (М.Л. Ка- ленчук, Л.Л. Касаткина, Р.Ф. Касаткиной) у глаголов выделяются три типа ударения: неподвижное на основе, неподвижное на окончании и подвижное. Из этого, однако, не следует, что и количество разных акцентных типов глаголов тоже равно трем. Сложность...
    (Культура речи. Деловое общение. Риторика)
  • "Не" с различными частями речи.
    Слитно или раздельно?

    Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

    Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

    I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

    Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

    Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

    Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

    Частица не пишется раздельно:

    с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

    – со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

    с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

    в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

    Не пишется слитно:

    – в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

    в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

    в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

    в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

    в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

    Этот же принцип написания относится и к причастиям:

    Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

    зависимое слово: не погашенные никем огни;

    противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

    Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

    Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

    С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

    II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

    Не с различными частями речи

    Часть речи

    Слитно

    Раздельно

    Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

    1. Не употребляется без не-:

    неженка, нелепый, нелепо

    2. Можно заменить синонимом без не-:

    не скромно (хвастливо)

    не глупый(умный)

    3. В отрицательных наречиях:

    не куда, не где

    1. Есть противопоставление:

    не правда, а ложь

    2. Отрицание усилено словами

    далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

    далеко не глупый

    3. С наречиями не на -о, -е:

    не по-товарищески

    Местоимение

    После не и ни нет предлога:

    ни кого, не кого

    После не и ни есть предлог:

    не у кого, ни у кого

    Глагол, деепричастие

    не домогать (не употр. без -не )

    не домогая (не употр. без -не )

    не заметил (глагол),

    не замечая (деепричастие)

    Причастие

    Нет зависимого слова или противопоставления:

    не законченная работа

    1. Есть зависимое слово:

    не законченная вовремя работа

    2. Есть противопоставление:

    не законченная, а начатая работа

    3. С краткими причастиями:

    работа не закончена

    III. Слова, которые без не не употребляются.

    Существительные Прилагательные Глаголы

    незнакомка

    неистовство

    невежа, невежда

    нелепица, нелепость

    ненависть

    ненастье

    непоседа

    неприязнь

    нержавейка (сталь)

    неряха, неряшливость

    нескладеха

    Несмеяна (царевна)

    несмышленыш

    несуразица

    неуклюжесть

    неустойка

    нехватка

    нечистоты

    неясыть (трава)

    неистовый

    неказистый

    нелюдимый

    ненавистный

    ненастный

    непоседливый

    непроглядный (мрак)

    неприглядный (поступок)

    неприязненный

    непутевый

    неряшливый

    несметное (количество)

    несуразный

    неуклюжий

    нещадная (ругань)

    негодовать

    недоумевать

    недоставать (чего-л.)

    недосмотреть (за ребенком)

    невзвидеть (света)

    невзлюбить

    ненавидеть

    неистовствовать

    мне нездоровится

    ему неймется

    тебе несдобровать

    IV. Упрощенный вариант правил:

    V. Работаем с алгоритмами.

    VI. Развивающие задания.

    1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

    1) невыполненное поручение;

    2) лес не хвойный;

    3) негодующий взгляд;

    4) окна не вымыты;

    5) не рад встрече;

    6) не было;

    7) ему нездоровится;

    8) кольцо не золотое;

    9) нелегко решить;

    10) далеко не легкое дело;

    11) очень небрежно;

    12) некошеный луг;

    13) не смотря по сторонам;

    14) несмотря на обстоятельства.

    Ответ записывается так:

    слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

    раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

    2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

    Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

    1) незавершенный роман;

    2) неторопливый;

    3) неказистый;

    4) непричастный;

    5) небрежный;

    6) незрелый;

    7) неуклюжий;

    8) необратимый.

    А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

    3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

    2) неряха;

    3) немощь;

    4) ненависть;

    6) нектар.

    4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

    5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

    6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

    не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

    не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

    Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

    Мне не хватает 100 рублей

    Мне недостает 100 тысяч?

    7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

    невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

    не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

    не замечать, не заметить, неистовствовать,

    не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

    неймется, недосмотреть (за кем-либо).

    От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

    (После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

    VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

    Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

    И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

    Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

    В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

    А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

    Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

    Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

    И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

    «Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

    (По И.А. Гончарову)

    VIII. Напишите диктант.

    МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

    Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

    (По Н.Тимковскому)
    (130 слов)

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

    2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

    3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

    О.П. ЭХИНА,
    г. Москва

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх